Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №168081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО
ВЗРОСЛЫМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности общения и взаимодействия со взрослыми детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Театрализованная деятельность как средство развития общения и
взаимодействия со взрослыми детей старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Анализ констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 32
2.3. Содержание формирующего эксперимента 39
2.4. Анализ результатов 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Актуальность проблемы общения человека с окружающими с каждым годом становится все более очевидной, так как необходима тщательная подготовка всего населения к жизни и общению в условиях, при которых как в природном, так и в социальном окружении возможно возникновение ситуаций опасности. Несомненно, что основам общения с окружающими надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям, в равной степени они нужны и старшеклассникам, и учащимся начальной школы, и даже маленьким воспитанникам детских дошкольных образовательных учреждений. С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления важно в этот период начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них. Необходимо у детей воспитать утерянную культуру безопасности, стремиться не напугать ребенка, не запретить, а посоветовать и научить. Общаясь с «другими» в безопасных условиях ребенок тренирует новые формы коммуникативного поведения и отношения. На основе формирования адекватного самооценивания ребенок способен проявлять сочувствие к более слабым, быть более чувствительным к эмоциональному состоянию взрослых, проявлять и демонстрировать доброжелательность, быть в нужной степени активным, самостоятельным и ответственным.
Проблема общения является одной из центральных проблем психологии. Это связано с тем, что общение играет очень важную роль в становлении личности человека. Усиление интереса в проблеме общения на современном этапе развития общества обусловлено происходящими в мире социальными и психологическими изменениями.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития навыков общения старших
дошкольников, поскольку, именно через общение у них формируются первые представления об окружающем, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Одним из таких средств может выступать театрализованная деятельность. Эмоции и чувства, вызванные театральными действиями, постановками способствуют разностороннему развитию дошкольников. Дети учатся анализировать, творчески мыслить, сопереживать, взаимодействовать друг с другом, принимая на себя ту или иную роль.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указано, что развитие навыков общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их личности в целом. При этом, как отмечают многие педагоги-практики, в настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста имеются значительные трудности в общении с окружающими их людьми. Так, у старших дошкольников отсутствуют умения находить подход к человеку во время общения, умения поддерживать и развивать установленный контакт; умения проявлять сочувствие, сопереживание, сопричастность. Таким образом, существует противоречие между требованиями федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) и практическими результатами сформированности умения общаться со взрослыми старших дошкольников, дефицитом психолого-педагогического обеспечения процесса развития общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
Проблема исследования: каковы возможности театрализованной деятельности в процессе развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми?
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­
экспериментальным путем проверить результативность использования театрализованной деятельности для развития общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.
Объект исследования: общение и особенности взаимодействия с взрослыми детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования общения,
взаимодействия старших дошкольников с взрослыми в процессе театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
•выявить особенности общения и взаимодействия со взрослыми детей старшего дошкольного возраста;
•раскрыть особенности театрализованной деятельности как средства развития общения и взаимодействия со взрослыми детей старшего дошкольного возраста;
•провести опытно-экспериментальную работу по развитию общения и взаимодействия старших дошокльников со взрослыми посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития общения и взаимодействия старших дошкольников со взрослыми:
•способствует развитию диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста;
•способствует развитию новых форм общения дошкольников со взрослым (способствует развитию внеситуативно-личностной формы общения дошкольников со взрослым).
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Эмпирические: эксперимент в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного (тесты, использование методик).
Математический анализ статистических данных.
Методики исследования:
1. Методика Р.Е. Левиной («Диалогическая речь детей дошкольного возраста»).
2. Методика М.И. Лисиной (модификация).
Теоретическая основа исследования: в работе использованы научные труды следующих авторов: В.П. Глухов, А.В. Запорожец, Н.В. Елкина, Н.С. Жукова, А.Г. Арушанова, Д.И. Бойков, Е.И. Брянская, О.М. Вершина, Е.И. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость исследованияработы заключается в возможности использования ее результатов воспитателями, педагогами, педагогами-психологами различных дошкольных образовательных учреждений, студентами специальностей «Дошкольная педагогика», «Педагогика и психология».
Эмпирическая база исследованияМБДОУ детский сад «Радуга» г. Чадаана Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Для общения характерно то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв.
У маленьких детей, общение, как правило, тесно связано с игрой, исследованием предметов и другими видами деятельности. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада «Радуга» г. Чадаана Дзун-Хемчикского района. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось по методикам Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной и включало в себя несколько серий заданий. При их отборе предусматривалось наличие коммуникативной задачи для испытуемого, обеспечение естественных для диалогической речи условий, соответствие заданий возрастным особенностям и интересам дошкольников.
Можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста вследствие проведенного исследования отмечается улучшенная динамика развития общения и взаимодействия старших дошкольников, вступления в контакт с людьми.
Дети старшего дошкольного возраста, принявшие участие в нашем исследовании, стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим.
У детей старшего дошкольного возраста повысилась потребность в общении как со взрослыми.
Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию общения у детей старшего дошкольного возраста способствовала акцентирование внимания на эмоциональную составляющую общения в процессе работы посредством театрализованной деятельности.


1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Просвещение, 2014.400 с.
2. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2010. №5. С. 51-54.
3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии:
коммуникативная дифференциация личности; учебно-методическое пособие для студентов вузов / СПб.: КАРО, 2015. 280 с.
4. Брянская Е.И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 90-93.
5. Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. М.: Просвещение, 2013. 246 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
СПб, Изд-во «Детство-Пресс» 2009. 134с.
7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации /
Т.Б. Филичева Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина М.: Дрофа, 2016. 189с.
8. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2016. 420 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии М.: Педагогика, 2014. 77 с.
10. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками
// Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 111-113; С. 118-120.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи М.: Просвещение, 2016. 285 с.
12. Глухов В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи М.: Союз, 2015. 156 с.
13. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей
с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2012. № 1.
С. 69 -76.
14. Запорожец А. В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 2016. 288 с.
15. Елкина Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс.... канд. пед. наук М., 2014. 116 с....43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ