Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности
|
Реферат
Введение 3
Глава I. Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников как педагогическая проблема 10
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 10
1.2. Особенности формирования культуры здорового образа жизни у
старшеклассников 23
1.3. Изучение уровней сформированности культуры здорового образа жизни у
старшеклассников 31
Выводы по первой главе 43
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности 45
2.1. Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у
старшеклассников во внеурочной деятельности 45
2.2. Апробация педагогических условий по формированию культуры здорового
образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности 57
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию у
старшеклассников культуры здорового образа жизни 69
Выводы по второй главе 78
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 95
Введение 3
Глава I. Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников как педагогическая проблема 10
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 10
1.2. Особенности формирования культуры здорового образа жизни у
старшеклассников 23
1.3. Изучение уровней сформированности культуры здорового образа жизни у
старшеклассников 31
Выводы по первой главе 43
Глава II. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здорового образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности 45
2.1. Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у
старшеклассников во внеурочной деятельности 45
2.2. Апробация педагогических условий по формированию культуры здорового
образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности 57
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию у
старшеклассников культуры здорового образа жизни 69
Выводы по второй главе 78
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение А 91
Приложение Б 95
Актуальность исследования. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения в настоящее время в России приобрела особую остроту. Актуальность проблемы здоровья детей признаётся на государственном уровне. Так, в Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что государство «... обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка», в Законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что основным принципом государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, предполагающий «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека», Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на родителей обязанность «...заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей». Приоритетность задачи формирования и сохранения здоровья детей подчёркивается также в следующих документах: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Основы законодательства Российской Федерации по физической культуре и спорту», «Национальная стратегия охраны здоровья детей в России», «Президентская программа «Дети России», «Декларация прав ребёнка», «Национальная доктрина российского образования» и др.
Согласно данным Г оскомсанэпиднадзора России, здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Министерство образования и науки России постоянно ищет способы снижения негативного влияния школьного обучения на здоровье детей посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения. Между тем, жизнь убеждает в их недостаточной эффективности.
Степень разработанности проблемы. Многими учёными и исследователями предлагается введение в школьную программу специального дополнительного курса (здоровый образ жизни, валеология и др.) (Т.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова); введение в содержание существующих курсов предметных курсов научных понятий, фактов, идей, раскрывающих сущность здорового образа жизни (В.О. Бушуева, Ц.Ц. Дагбацыренова, Л.Г. Смышляева, С.А. Чандаева); приучать школьника к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью проявления культуры здорового образа жизни (М.М. Безруких, Ю.В. Жданова, М.Л. Лазарев, В.М Назаренко); использовать специальные образовательные программы, регламентирующие и осуществляющие формирование вокруг обучающегося здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды (О.С. Гладышева, Ф.С. Ковкина, Е.П. Усанова, Н.Н. Шарова, И.М. Швец);
На основе анализа состояния проблемы здоровьесбережения школьников налицо противоречия между:
- целями государства в области воспитания поколения здоровым и реальными условиями их реализации в образовательных организациях;
- потребностью современного общества в человеке, ориентированном на культуру здорового образа жизни, наличием опыта её формирования у старшеклассников в отдельных образовательных организациях и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса;
- необходимостью обновления содержания внеурочной воспитательной деятельности по формированию у старшеклассников установки на сознательное укрепление своего здоровья, дальнейшее физическое совершенствование и остающимися неизменимыми формами организации воспитательной работы со школьниками.
Эти противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования культуры здорового образа жизни у подростков будет эффективным?
Выявленные противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования «Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности».
...
Согласно данным Г оскомсанэпиднадзора России, здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Министерство образования и науки России постоянно ищет способы снижения негативного влияния школьного обучения на здоровье детей посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения. Между тем, жизнь убеждает в их недостаточной эффективности.
Степень разработанности проблемы. Многими учёными и исследователями предлагается введение в школьную программу специального дополнительного курса (здоровый образ жизни, валеология и др.) (Т.К. Зайцев, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова); введение в содержание существующих курсов предметных курсов научных понятий, фактов, идей, раскрывающих сущность здорового образа жизни (В.О. Бушуева, Ц.Ц. Дагбацыренова, Л.Г. Смышляева, С.А. Чандаева); приучать школьника к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью проявления культуры здорового образа жизни (М.М. Безруких, Ю.В. Жданова, М.Л. Лазарев, В.М Назаренко); использовать специальные образовательные программы, регламентирующие и осуществляющие формирование вокруг обучающегося здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды (О.С. Гладышева, Ф.С. Ковкина, Е.П. Усанова, Н.Н. Шарова, И.М. Швец);
На основе анализа состояния проблемы здоровьесбережения школьников налицо противоречия между:
- целями государства в области воспитания поколения здоровым и реальными условиями их реализации в образовательных организациях;
- потребностью современного общества в человеке, ориентированном на культуру здорового образа жизни, наличием опыта её формирования у старшеклассников в отдельных образовательных организациях и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса;
- необходимостью обновления содержания внеурочной воспитательной деятельности по формированию у старшеклассников установки на сознательное укрепление своего здоровья, дальнейшее физическое совершенствование и остающимися неизменимыми формами организации воспитательной работы со школьниками.
Эти противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования культуры здорового образа жизни у подростков будет эффективным?
Выявленные противоречие и проблема позволили сформулировать тему исследования «Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников во внеурочной деятельности».
...
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни в педагогике сформировалась не так давно и стала следствием тенденций изменения как ценностных приоритетов общества, так и содержания образования. Одним из таких приоритетов, нуждающихся в научной разработке и обосновании именно для настоящего времени, выступает проблема формирования культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет, разработали и реализовали программу, включающую в себя следующие направления:
- педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у младших подростков валеологических знаний, умений и навыков ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье, опыта здорового поведения в ходе проведения дней здоровья, недели сохранения и укрепления здоровья; классных часов, диспутов, бесед, прогулок, проектной деятельности учащихся по проблемам здоровья; КТД, конкурсы, викторины и т.д.
- оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: профилактика заболеваний и травматизма, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, эмоциональные проблемы).
- физическое воспитание. Цель: формирование у учащихся
устойчивого интереса к физической культуре, организация двигательной активности подростков. Систематическое проведение спортивнооздоровительных мероприятий с учётом состояния здоровья обучающихся.
Для её реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию КЗОЖ.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
При диагностике уровней сформированности КЗОЖ у обучающихся 13-14 лет нами были выделены их критерии (когнитивный, аксиологический и деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Полученные данные свидетельствуют, что при реализации предложенных педагогических условий процесс формирования у подростков культуры здорового образа жизни имел более значительные позитивные изменения в экспериментальной группе, чем в контрольной.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Важнейшим условием успешного формирования у подростков культуры здорового образа жизни является интеграция образовательной и оздоровительной деятельности, целостная система воспитательной работы, включающая совместную деятельность педагогов, подростков, их родителей, специалистов и социальных партнёров школы.
...
Исходя из анализа научно-методической, психологической, философской и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет в школе не достаточно изучено. Это и послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей, мы обосновали необходимость и возможность формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет, разработали и реализовали программу, включающую в себя следующие направления:
- педагогика здоровья. Цель: пропаганда здорового образа жизни, формирование у младших подростков валеологических знаний, умений и навыков ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье, опыта здорового поведения в ходе проведения дней здоровья, недели сохранения и укрепления здоровья; классных часов, диспутов, бесед, прогулок, проектной деятельности учащихся по проблемам здоровья; КТД, конкурсы, викторины и т.д.
- оздоровительные и профилактические мероприятия. Цель: профилактика заболеваний и травматизма, принятие необходимых мер, предотвращающих ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья (последствия болезни, эмоциональные проблемы).
- физическое воспитание. Цель: формирование у учащихся
устойчивого интереса к физической культуре, организация двигательной активности подростков. Систематическое проведение спортивнооздоровительных мероприятий с учётом состояния здоровья обучающихся.
Для её реализации необходимо влиться в уже существующее воспитательное пространство образовательной организации, выбрать наиболее результативные виды деятельности, способствующие формированию КЗОЖ.
Цель нашего исследования - теоретически разработать, обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Изучив степень разработанности данной проблемы в философской, психологической и педагогической науке, мы сделали вывод о том, что в науке создана теоретическая база, основные положения, определены подходы к проблеме, интересующей нас.
При диагностике уровней сформированности КЗОЖ у обучающихся 13-14 лет нами были выделены их критерии (когнитивный, аксиологический и деятельностный); определены три уровня её проявления (высокий, средний, низкий), что позволило в ходе всей опытно-экспериментальной работы проследить динамику формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся 13-14 лет.
Полученные данные свидетельствуют, что при реализации предложенных педагогических условий процесс формирования у подростков культуры здорового образа жизни имел более значительные позитивные изменения в экспериментальной группе, чем в контрольной.
В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Важнейшим условием успешного формирования у подростков культуры здорового образа жизни является интеграция образовательной и оздоровительной деятельности, целостная система воспитательной работы, включающая совместную деятельность педагогов, подростков, их родителей, специалистов и социальных партнёров школы.
...
Подобные работы
- «Формирование основ здорового образа жизни старшеклассников во внеурочной деятельности»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Формирование основ здорового образа жизни младших школьников в образовательном процессе (Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018





