Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования логических умений 6
§1.1 Логические умения обучающихся как психолого-педагогический феномен 6
§ 1.2 Структура логических умений обучающихся 5-6 классов 12
§ 1.3. Организационно-педагогические условия формирования логических умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 24
Глава 2. Методика формирования логических умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 32
§2.1 Целевой и содержательный компоненты методики формирования логических умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 32
§2.2. Технологический компонент методики формирования логических
умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 42
§2.3. Описание результатов апробации разработанной методики 55
Заключение 66
Библиографический список 67
Актуальность исследования. Основной целью образования в постиндустриальном обществе становится развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Наиболее важным компонентом развития интеллекта обучающегося является умение использовать основные логические приемы и операции, умение организовывать мыслительную деятельность, сформированность познавательных
универсальных учебных действий. Обучающийся должен уметь использовать основные логические умения: анализ, обобщение, синтез, сравнение,
классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
По мнения П. П. Блонского, логические действия не являются врожденными для развития мыслительных операций должны быть созданы специальные условия в виде поиска ответов на новые вопросы на начальном этапе в сотрудничестве с участниками образовательного, а затем и самостоятельно. Поэтому в настоящее время чрезвычайно актуальной остается проблема формирования логических умений.
Противоречия:
1. Между современными требованиями к результатам условий обучения математике, как правило, использованием традиционных форм, средств и методов обучения математике;
2. Между необходимостью формирования логических умений при обучении математике и недостаточной методической обеспеченность этого процесса.
3. Проблема состоит в разработке эффективной методики
формирования логических умений у обучающихся в курсе математики в 5 -6 классах.
Цель исследования: разработать методику формирования логических умений обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предмет исследования: методика формирования логических умений обучающихся в процессе обучения математике 5-6 классах.
Гипотеза исследования: если в процесс обучения математики включать методику, ориентированную на формирование логических умений обучающихся, то она будет способствовать повышению уровня сформированности не только этих умений, но и математических знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Уточнить состав логических умений обучающихся, которые целесообразно формировать на уроках математики в 5 - 6 классах;
2. Определить структуру логических умений обучающихся 5-6 классов;
3. Выявить психолого-педагогические основания формирования логических умений обучающихся 5-6 классов;
4. Разработать методику формирования логических умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
Результаты исследования докладывались на конференциях: «Математические задачи как средство формирования логических умений обучающихся 5 - 6 классов» (Красноярск, 2020 г.); «О роли логических умений обучающихся 5-6 классов в освоении курса математики» (Красноярск, 2021 г.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В процессе проведенного исследования были решены все поставленные задачи. А именно:
• уточнен состав логических умений обучающихся, которые целесообразно формировать на уроках математики в 5 - 6 классах;
• определена структура логических умений обучающихся 5-6 классов;
• выявлены психолого-педагогические основания формирования логических умений обучающихся 5-6 классов;
• разработана методика формирования логических умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2018. - 152 с.
2. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2012. - № 1 . - C. 46-51
3. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков / Л.И. Божович. - М.: Бахрах-М, 2017. - 312 с.
4. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 8-13.
5. Большой Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Норинт, 2014. - 1456 с.
6. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко. - М.: Аадемия, 2017. - 288 с.
7. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно методического и управленческого сопровождения: Монография. - М.: МИГУ, 2012. - 210 с
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2019. - 356 с.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 276 с.
10. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко // Народное образование: рос. обществ.-пед. журнал. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
11. Губанов Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски / Е.В. Губанов // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журнал. Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 5262.
12. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения. Математика в школе / В.А. Далингер // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 44-47.
13. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И.В. Дубровина. - М.: Владос, 2015. - 268 с.
14. Дулатова, З.А. Формирование, развитие и оценка логических универсальных учебных действий / З.А. Дулатова, А.И. Ковыршина, Е.С. Лапшина, Н.Н. Штыков // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 7-12.
15. Егорина В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования В.С. Егорина // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 38-42.
... всего 45 источников