Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-5
Глава I Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у младших школьников 5-23
1.1 Сущность мышления. Логические операции мышления 5-8
1.2 Структура и содержание универсальных учебных
действий 9-11
1.3 Способы развития логического мышления 13-26
Выводы по I главе 27-28
Глава II. Экспериментальная работа по развитию мыслительных операций у младших школьников 30-35
2.1. Диагностика развития логического мышления у младших
школьников 30- 35
2.2 Методика формирования логических универсальных действий у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы 36-39


Мышление человека - одна из самых интереснейших и сложных проблем. Вопрос о том, что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с давних пор.
Эту проблему изучали многие талантливые и выдающиеся психологи, педагоги, философы. Платон (4 в. до н.э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии - высшей и низшей мотивации), т.е. снять мотивационный конфликт в поведении человека. С тех пор проблема мышления находилась в поле внимания учёных, причём чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность.
Многие психологи занимались проблемой развития мышления младших школьников, среди них можно выделить А.В.Петровского, Зака А.З., Немова Р.С., Тихомирову Л.Ф., Басова А.В., Эльконина Д.Б. и многих других.
По мнению психологов младший школьный возраст является благоприятным периодом развития мышления.
Развитие мышления приводит к качественной перестройке памяти, внимания, восприятия, превращая их в регулируемые произвольные процессы.
На сегодняшний день целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Новый образовательный стандарт особое внимание уделяет учебным универсальным действиям.
Под термином универсальные учебные действия в широком смысле понимают умение учиться, а в более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные универсальные действия это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Они делятся на общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы.
В рамках образовательного стандарта нового поколения под логическими действиями понимается: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных), составление целого из частей (синтез), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, а также выведение следствий и установление причинно - следственных связей.
Логические универсальные действия являются одним из факторов развития логического мышления.
В настоящее время развитие логического мышления не возможно без формирования логических действий.
Логическое мышление заключается в умении и способности производить логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Научившись анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, выявлять их сходство и различие, проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям), устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах, обобщать, ребенок овладеет основными логическими операциями, а значит, научится мыслить.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мышление это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. В традиционной классификации мышление делиться на нагляднодейственное, конкретно-образное и словесно-логическое.
С введением ФГОС появляется понятие «универсальные учебные действия» (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) как - умение учиться, как совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Мы выяснили, что в младшем школьном возрасте дети обладают наглядно - действенным мышлением, а словесно-логическое мышление не достаточно развито. Поэтому из познавательных УУД нас интересуют, прежде всего, логические универсальные учебные действия - выделение существенных и не существенных признаков (анализ), составление целого из частей (синтез), выбор признаков и оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно - следственных связей.
Формирование логических действий возможно за счёт серии специально подобранных математических заданий на формирование таких приёмов умственных действий, как анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение.
Согласно ФГОС эта работа может проводиться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
В результате мы пришли к выводу о том, что мышление можно и нужно развивать.
Мы продиагностировали уровень развития логического мышления у учащихся 3 класса. Для диагностики мы использовали методику, разработанную и апробированную Тихомировой Л.Ф. На наш взгляд это наиболее удобная и более усовершенствованная методика, подходящая для детей младшего школьного возраста.
Анализ констатирующего эксперимента позволил сделать вывод, что у учащихся 3 класса менее развиты такие логические операции: сравнение, абстрагирование, обобщение.
Исходя их полученных данных, были подобраны задания, направленные на развитие «западающих» логических универсальных действий. Задания были распределены на 4 блока и выстроены от более простого к более сложному. Каждое задание требует от ученика не только результат, но и сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями.



1. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов [Текст] / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.3840.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 312с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с.
4. Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. - 1998.-№4.-56с.
5. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. - М: Просвещение, 1671. - 462с.
6. Бокарева Л.Д. Приемы активации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. 1982. №5.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
8. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
9. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.
10. Воровщиков С. Г., Е. В. Орлова. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения - М: Прометей, 2012. -38 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.
12. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991.- 96с.
13. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьника, 2002. - №2.с 22-34.
14. Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе / М.Б. Гельфанд. - М: Просвещение, 1992. - 208с.
15. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности // Начальная школа - 2004 - №11 с.41 -45.
... всего 62 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ