Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества
1.1. Содержание понятия детского творчества
1.2. Особенности развития творчества в дошкольном детстве
1.3. Развитие изобразительных способностей и творческих
замыслов детей в процессе изобразительной деятельности
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях
2.1. Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
2.2. Сюжетное pисoвание как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
2.3. Развитие творчества детей старшего дошкольного возрaстa через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию у детей старшего дошкольного возраста
3.1. Констатирующий этап эксперимента
3.2. Формирующий этап эксперимента
3.3. Контрольный этап эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ


Актуальность исследования. Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и т.д. [36,119].
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, то есть носят узкодидактический характер.
Поэтому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Еще Е.А. Флерина обращала внимание на то, что педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятиях условий для возникновения соответствующих чувств, не формируют у детей способность переноса знаний и умений в новые условия. Флерина Е.А. одна из первых дала определение детского творчества [36,87].
Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОО для решения соответствующей задачи.
Цель работы: выявить возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Объект изучения: развитие детского творчества.
Предмет исследования: возможности занятий по сюжетному рисованию в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: процесс развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник, обогащением эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплением знаний с помощью бесед и проведением индивидуальной работы.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия “детское творчество”, его содержание, этапы формирования.
2. Рассмотреть и выделить особенности развития детского творчества.
3. Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
4. Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, и экспериментально апробировать их эффективность.
Методы исследования:теоретический анализ психолого¬педагогической, научно-методической литературы; исследование образовательных программ и изучение учебной документации в дошкольной организации, изучение педагогического опыта, прямое наблюдение за деятельностью детей, эмпирические : беседы с детьми, беседы с педагогом (воспитателем), статистическая и графическая обработка данных.
Информационной базой послужили материалы конференций и учебников, периодической печати, интернета, данные нашего исследования.
Апробация работы: основные результаты исследования были заслушаны на кафедре ПиМДиНО Кызылского педагогического института ТувГУ при предзащите ВКР.
Экспериментальная база исследования: МБ ДОО «Чечек»
Муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва.
Практическую ценность мы видим в создании собственной диагностики, серии занятий по рисовании, которые могут быть использованы студентами профиля «Дошкольное образование», воспитателями ДОО, руководителями изостудий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в своей работе мы использовали нетрадиционные техники на занятиях по сюжетному рисованию.
Ряд авторов (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, В.С. Щербаков) показали, что изобразительная деятельность взрослого отличается от детской. Следовательно, развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса Г. Г. Григорьева в своих работах отмечает, что этапы изобразительной деятельности ребенка сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены. Результатом творческой деятельности ребенка является продукт, значимый для самого ребенка, а не для общества [5,147].
В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. На основании полученных нами знаний в ходе исследования мы провели констатирующий эксперимент, целью которого было выявление начального уровня творчества у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из шести этапов: изучение планирующей документации, беседа с воспитателем, беседа с детьми, тест для родителей, тест для детей, анализ продуктов деятельности детей. Это дело возможность наиболее полно исследовать проявления творчества детей, точно определить уровень развития творчества и выявить причины недостаточной сформированности для старшего дошкольного возраста уровня творчества.
По результатам исследования было определено, что высокий уровень творчества у 30% детей, средний - 65% и низкий уровень творчества у 5% детей. Констатирующий эксперимент показал, что причинами несформированности определенного уровня творчества являются трудности восприятия пространственных отношений, малый запас сведений об окружающем мире, неточность представлений.
В связи с этим целью формирующего эксперимента являлось развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления данной цели нами был разработан комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник. В ходе проведения этих комплексов обогащалась эмоциональная сфера и зрительный опыт детей, накопление знаний об изменениях в природе, особенностях времен года и отображение полученных впечатлений в ходе изобразительной деятельности.
Для выявления результативности работы и определения конечного уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста бал проведен контрольный эксперимент. Здесь использовались такие методики, как беседа с воспитателем, тест для родителей, анализ продуктов деятельности. В ходе обобщения результатов мы увидели, что уровень творчества стал выше на 25%. Сюжеты, изображаемые детьми, стали богаче по содержанию, разнообразилась цветовая палитра, используемая в работах.
Таким образом, по завершении работы мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная нами в работе, подтвердилась.



1. Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. Б. Дошкольная педагогика - М.: Академия, 2008.
2. Васильева М. О., Юнг Т. Развитии творческого потенциала дошкольника // Дошкольное воспитание - 2006. - №2. - с9-11.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -2002 №11.
4. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С114.
6. Выготский. Л.С. Воображение и творчество. - М.: Просвещение,2006.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2006.
8. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. - 2005. - с.41-43.
9. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / Водянская М.С. // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Педагогика, 2009.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду/В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - 3-е изд., переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2004.
12. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. - 2004. - с. 21-29; № 5. - 2004. - с. 3-13.
13. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2007 №12.
14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников.- М.: Педагогика, 2003. - 112с.
15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005.
16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2000.
17. Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М.,2008.
18. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2005. - с. 80-86.
19. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с.
20. Коротаева Е. Творческая для дошкольников
//Дошкольное воспитание - 2006. - №6. - С32-34.
21. Коротаева Е.
//Дошкольное воспитание - 2006. - №6. - С32-34.
22. Косминскав В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности детском саду. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. - М.: Просвещение, 2007.
23. Косминскав В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей:
Лаб. практикум. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошкол.)". - М.: Просвещение, 2001.
24. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003.
25. Люблинская А. А. Детская психология — М, 2001.
26. Немов Р.С. Общая психология: Учеб, для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400с.
27. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007. - с. 178-179
28. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2000. С. 16-20.
29. Поддьяков Н.Н.Формирование и развитие творчества дошкольников - М.: Педагогика, 2006.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 2006.
31. Программа воспитания и обучения в дет. саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - синтез, 2005. - 208 с.
32. Программа "Развитие" (основные положения). - М.: Новая школа, 1994. - 64с.
33. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - М.: 2006.
34. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1997. - 271с.: ил.
35. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. - М.: Просвещение, 2005.
36. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 2015.
37. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2004.
38. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Просвещение», 2014.
39. Шанченко Л. Как рождается творчество: изобразительная деятельность в детском саду / Л. Шанченко // Праоеска. - № 1.-2003. -с. 41.
40. http://www.twirpx.com/file/500779/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ