Введение 3
1. Понятие и сущность целевого обучения 5
2. Правовые основы государственного регулирования целевого обучения 11
3. Роль государства в системе образования: функции и задачи в контексте целевого обучения 19
Заключение 26
Список литературы 28
В современных условиях динамичного развития экономики и социального общества система образования играет важную роль, так как является основой для подготовки квалифицированных специалистов. Целевое обучение направлено на подготовку специалистов к реализации профессиональных задач в конкретных отраслях и сферах деятельности. Государственное регулирование данного вопроса является неотъемлемой частью системы образования, особенно в современных условиях, характеризующихся изменчивостью на рынке труда. В формировании стратегий и механизмов целевого обучения, которые направлены на оптимизацию подготовки будущих специалистов, играют ключевую роль государственные органы, которые отвечают за образование в стране. Они выявляют приоритетные направления подготовки и способствуют созданию связей между учебными заведениями и работодателями.
Актуальность исследования. Современное правительство уделяет большое внимание качеству образования, особенно в контексте создания рабочей силы для государственных и муниципальных органов власти. Актуальность исследования данной темы определяется необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения эффективного управления. В современном мире целевое обучение является важным инструментом для повышения знаний и профессионализма будущих сотрудников госорганов.
Целевое обучение становится все более актуальным в современных реалиях. Миграционные процессы, технологические изменения и нехватка квалифицированных работников усиливают потребность в подготовке специалистов, обладающих знаниями и навыками, которые в значительной степени влияют на эффективность государственных и муниципальных служб. Целевое обучение не только создаёт резерв специалистов для органов управления, но и гарантирует их лояльность, ведь обучающиеся, будущие специалисты заинтересованы в трудоустройстве на определённую должность или организацию.
Объект исследования – целевое обучение.
Предмет исследования – государственные методы и механизмы регулирования целевого обучения.
Целью является анализ механизма государственного регулирования в сфере целевого обучения, выявление его влияния на качество подготовки кадров для госслужб.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить существующее законодательное регулирование целевого образования в РФ;
рассмотреть аспекты реализации целевых учебных программ в ВУЗах;
проанализировать результаты влияния целевого обучения на уровень подготовки и профессионализма специалистов госслужбы;
выявить основные проблемы и недостатки, существующие в системе государственного регулирования целевого обучения, и предложить варианты их решения.
Границы исследования: особенности целевого обучения, законодательство и нормативные акты, методы, которые практикуют ВУЗы страны для контроля целевого обучения, эффективность госрегулирования данного вопроса.
Для достижения поставленных целей и задач будет использован комплексный анализ источников, сравнительный анализ и системный подход.
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованных источников.
Государственное регулирование целевого обучения - это мероприятия и инициативы, направленные на разработку эффективных программ обучения работников, отвечающих потребностям экономики и общества. Эффективная государственное регулирование данного вопроса не только улучшает и качество образования и расширяет его доступность, но и способствует инновационному развитию и модернизации систем образования. Учитывая быстрое развитие технологической среды и изменений на рынке труда, возросла важность целевого обучения.
Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых в курсовой, является необходимость адаптации образовательных стандартов и программ к реальным потребностям отраслей экономики и рабочих предприятий. Государство, наблюдая за ситуацией на рынке труда, может скорректировать направленность целевого обучения, что, в свою очередь, позволяет создать условия для успешной интеграции выпускников в профессиональную деятельность.
Особое внимание было уделено функциям государства, таким как финансирование образовательных программ, поддержка исследований и внедрение новых технологий в систему образования. Расширение образовательных программ целевого обучение требует, чтобы государство не только предоставляло необходимые ресурсы, но и создавало сообщества, занимающиеся исследованиями и разработками, которые могут служить платформой для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Госрегулирование должно основываться на принципах прозрачности, доступности и справедливости. В этом контексте важно учитывать потребности различных социальных групп и предоставлять равные возможности всем гражданам, что является показателем демократии и социальной ответственности государства.
Надлежащее и всестороннее регулирование целевого обучения является важным фактором, который не только способствует повышению эффективности образования, но и обеспечивает результаты, которые также будут иметь социальные и экономические последствия. В условиях глобализации и быстрого технологического развития страна должна быть готова к постоянным изменениям и адаптироваться таким образом, чтобы система образования могла отвечать вызовам времени и обеспечивать устойчивое развитие.
1. Андреев, В. М. Механизмы государственного регулирования образовательных программ / В. М. Андреев. — Москва: Издательство «Экзамен», 2018. — 280 с.
2. Волков, П. Н. Целевое обучение как средство решения проблем кадрового обеспечения / П. Н. Волков. — Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2021. — 150 с.
3. Зубарева, Л. И. Анализ современного законодательства о целевом обучении / Л. И. Зубарева. — Самара: Издательство Самарского университета, 2022. — 200 с.
4. Иванова, Т. А. Государственные меры поддержки целевого обучения / Т. А. Иванова. — Краснодар: Издательство КГУ, 2020. — 175 с.
5. Кириллова, Е. В. Роль государства в организации целевого обучения специалистов / Е. В. Кириллова. — Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2021. — 190 с.
6. Нечаев, А. Ю. Психолого-педагогические аспекты целевого обучения / А. Ю. Нечаев. — Тула: Издательство ТулГУ, 2019. — 215 с.
7. Петров, И. И. Целевое образование в контексте модернизации системы высшего образования / И. И. Петров. — Москва: Издательство «МГПУ», 2022. — 240 с.
8. Сидорова, М. П. Управление качеством целевого обучения в условиях государственной политики / М. П. Сидорова. — Уфа: Издательство БашГУ, 2018. — 230 с.
9. Смирнов, Д. Е. Государственное регулирование образовательного процесса: опыт и проблемы / Д. Е. Смирнов. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2021. — 300 с.
10. Федорова, А. И. История и современность целевого обучения в России / А. И. Федорова. — Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2020. — 165 с.
11. Чистякова, Н. Е. Целевое обучение и его места в образовательной системе / Н. Е. Чистякова. — Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2019. — 180 с.
12. Яковлев, А. В. Государственные и региональные программы целевого обучения: сравнительный анализ / А. В. Яковлев. — Владивосток: Издательство ДВГУ, 2022. — 210 с.
13. Мальцева, Т. Н. Современные подходы к целевому обучению в условиях цифровизации / Т. Н. Мальцева. — Пермь: Издательство ПГТУ, 2023. — 220 с.
14. Тихонов, Б. С. Кадровая политика и целевое обучение: теоретические и практические аспекты / Б. С. Тихонов. — Красноярск: Издательство СФУ, 2019. — 250 с.
15. Левин, Д. В. Проблемы и перспективы государственного регулирования в области образования / Д. В. Левин. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. — 190 с.
16. Глазков, Н. А. Государственное регулирование образования в Российской Федерации: опыт и перспективы / Н. А. Глазков. — М.: Издательство «Наука», 2021. — 256 с.
17. Кузнецова, И. В. Целевое обучение как инструмент государственной политики в образовании / И. В. Кузнецова. — СПб.: Издательство «Питер», 2020. — 192 с.
18. Минаев, В. А. Актуальные вопросы государственного регулирования образовательной политики / В. А. Минаев. — Казань: Издательство КГУ, 2019. — 300 с.
19. Романов, С. Ф. Эффективность целевого обучения: от теории к практике / С. Ф. Романов. — Екатеринбург: Издательство УГНТУ, 2022. — 224 с.
20. Фомина, Е. О. Государственное регулирование целевого обучения в контексте рынка труда / Е. О. Фомина. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2018. — 180 с.
21. Шевченко, А. Г. Современные тенденции в области целевого обучения и его регулирования / А. Г. Шевченко. — Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 2023. — 210 с.
22. Законодательство Российской Федерации о целевом обучении: комментарии и анализ. — М.: Юрайт, 2020. — 120 с.
23. «Изменены правила на установления квоты целевого обучения» / SkillBox, Ссылка: https://skillbox.ru/media/education/izmeneny-pravila-ustanovleniya-kvoty-na-tselevoe-obuchenie/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" / Официальное опубликование правовых актов, Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404300002?index=
25. «Целевое обучение: социальные риски и их преодоление» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Елина Елена Генриховна, Аникин Валерий Михайлович / Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoe-obuchenie-sotsialnye-riski-i-ih-preodolenie
26. «Целевое обучение: проблема публичности и объективности конкурса на заключение договора между гражданами и государственными или муниципальными органными / Targeted learning: the problem of publicity and objectiveness of the competition for agreement between citizens and government or municipal bodies» Константин Андреев / Ссылка: https://www.researchgate.net/publication/346960676_Celevoe_obucenie_problema_publicnosti_i_obektivnosti_konkursa_na_zaklucenie_dogovora_mezdu_grazdanami_i_gosudarstvennymi_ili_municipalnymi_organnymi_Targeted_learning_the_problem_of_publicity_and_obje
27. Опфер Е. А. Высшая педагогическая школа и работодатели: принципы взаимодействия // Высшее образование в России. 2017. No 5. С. 45–51.
28. Аникин В.М. Базовые кафедры: «связь университетов с жизнью»//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Физика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 281–290
29. Черных С.И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No 6. С. 88–95.
30. Донецкая С.С., Довгаль С.В. Продвижение выпускников на рынке труда и отслеживание их трудоустройства: опыт университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No4. С. 93–10