Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
9
1.1. Профессиональная ориентация обучающихся в
современной школе 9
1.2. Анализ требований, предъявляемых федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к результатам профессиональной ориентации школьников 14
1.3. Современные методы и средства профессиональной
ориентации школьников 15
Выводы по первой главе 26
2. МЕСТО ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ 27
2.1. Диагностика в профессиональной ориентации
обучающихся 8-9 классов 27
2.2. Реализация программы диагностики личностных качеств,
как элемента профессионального самоопределения школьников 37
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Библиографический список 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Уже многие годы в России остро стоит проблема профориентации школьников. Как показывает статистика [2] - существующие средства и методы профессионального самоопределения малоэффективны.
Усугублению данной проблемы к тому же способствует тот факт, что предмет технология во многих школах не включен в учебный план начиная с 8 класса, что лишает обучающихся возможности изучить раздел профориентации. ФГОС ООО требует от школы включения в предметную область технология данного раздела, но при этом у учебного заведения есть право не включать в учебный план сам предмет «Технология», что создает противоречие. Как следствие компетентность учителя технологии в профориентационных вопросах остается низкой, поскольку он не сталкивается с необходимостью подробного изучения и преподавания данного раздела. Отсюда следует вывод, что педагог, который обязан быть компетентным в вопросах профориентации, не имеет возможности развивать эту компетентность в рамках учебной программы. А за невыполнение требований ФГОС ООО образовательное учреждени может быть привлечено к ответственности. Отсюда вытекают цели и задачи нашего исследования.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках технологии.
Предмет исследования - процесс профессионального
самоопределения обучающихся 8-9 классов.
Цель исследования - обосновать и разработать элементы программы диагностики профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов.
В соответствии с актуальностью, целью, предметов и объектом исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме профессиональной ориентации школьников, определить условия, методы и средства профориентационной работы;
2. Выявить требования ФГОС ООО к результатам профессиональной ориентации и особенности её реализации;
3. Разработать диагностический элемент профориентационной программы и определить дидактические средства её реализации;
4. Апробировать разработанный элемент программы с целью
определения его результативности.
В ходе нашей работы мы использовали следующие методы:
• теоретические, такие как: анализ научной, методической литературы по заявленной теме;
• экспериментальные (педагогические эксперименты);
• статистические (метод оценки, метод обработки экспериментальных данных, их графическая интерпретация).
Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения диагностического элемента профориентационной программы в современной школе. Его можно интегрировать в различные предпрофильные, элективные курсы, тематические классные часы, а также на него могут быть выделены часы из учебного плана. Использовать данный элемент программы рекомендуется учителям технологии, поскольку к ним и предъявляются соответствующие требования по организации профессиональной ориентации. Диагностический элемент программы профориентации может стать отличной опорой для современного учителя технологии и разрешить существующие противоречия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования нами были выполнены все поставленные задачи:
• Проанализированы литературные источники по проблеме профориентации школьников, было выявлено, что профориентация в современных школах малоэффективна;
• Проанализировав ФГОС ООО, мы сделали вывод, что его требования относительно профориентации в школах зачастую игнорируются;
• Разработан диагностический элемент программы
профориентационной направленности, который на практике оправдал своё существование. Его эффективность подтверждается повышением степени уверенности обучающихся 9А класса в выборе профессии (по результатам теста «Личность и профессии»);
Таким образом мы достигли основной цели исследования: обосновали и разработали эффективные элементы программы диагностики, способствующие развитию профессионального самоопределения
обучающихся.
Данную разработку могут применять как учителя технологии, так и педагоги-психологи. Также в нашей работе описана технология создания анкет, тестов и опросников, которая позволит учителям значительно сэкономить время на их провождение. Таким образом учителя смогут самостоятельно дополнять и преображать наш диагностический элемент программы профориентационной направленности.
Нам удалось миновать существующее противоречие между возможностями школы и требованиями ФГОС ООО, но профориентация на этом не заканчивается. Необходимо возвращать предмет «Технология» в старшие классы, поскольку профориентация школьников одними диагностическими тестами не обойдётся. К тому же в учебной программе по технологии в 9 классе посвящён этому целый раздел, который в итоге так и не реализуется по вине школы.
На данный момент, пока нет возможности вернуть предмет «Технология» в 9 класс, разработанный нами элемент диагностики может быть интегрирован в учебный процесс. Эту задачу мы доверим завучам школ.


1. Воронин И.В. Представления об эффективности
профориентационной работы у подростков / И.В. Воронин // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 100-110
2. Ноговицына Н. М., Константинов М. Н. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся старших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.
• Т. 26. - С. 321-325.
3. Постановление Президента РФ от 04.02.2010 №Пр-271«Об
утверждении Национальной образовательной инициативе «новая школа»// СПС Консультант плюс.
4. Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»// СПС Консультант плюс.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация/ Н.С. Пряжников Москва издательский центр «Академия» 2010.
6. Самбиева Л.И., Ярычев Н.У. Совершенствование икт- компетентности учителя с использованием технологии бенчмаркинга / Л.И. Самбиева // Фундаментальные исследования.
• 2013 - № 11. - С. 1240-1244
7. Трофимова А.Л. Перспективы внедрения информационных технологий в образовательный процесс. // В сб.: Влияние ИКТ - компетенции учителя - предметника на образовательный процесс. Опыт реализации проекта Поколение в московском образовании: Сборник статей по материалам конференции, январь 2003 г/ Под общ. Ред. Проф. В.В. Рябова, - М.: МГПУ, - 2003, - с. 49-52
8. Федоров С.П. Бинарные и интегрированные уроки/ С.П. Федоров//метод. м.: Дополнительное образование. - 2016.

коммуникационные технологии в образовании» // «Информатика и образование» // №2 - 2000г.
10. Ликина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения / Е.А. Шикина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012 - № 6. - С. 4-11
Интернет - источники:
11. Дифференциально - диагностический опросник / ForPsy -
информационно - психологический ресурс// [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://forpsy.ru/methodology/proforientatsionnye_metodiki/oprosnik_ ddo_-differentsialno-diagnosticheskiy_oprosnik/ - дата обращения: 14.04.2015
12. Интернет-портал для старшеклассников, абитуриентов, студентов// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/ - дата обращения: 13.11.2016
13. Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022 - дата обращения: 13.12.2016
14. Киберленинка / Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru
15. Конкурс IT-activity 2011/2012// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sites.google.com/site/itactivity2012/...25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ