Совершенствование технико-тактических действий юных футболистов в процессе игровой деятельности
|
Введение 3
ГЛАВА I Обзор литературы 7
1.1. Теоретические основы технико-тактической подготовки юных
футболистов
1.2. Спортивные игры и упражнения в совершенствовании
технико-тактической подготовки юных футболистов
1.3. Основные требования, предъявляемые к учебно-тренировочным
занятиям по футболу
1.4. Возрастные особенности строения и функций организма
юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом
1.5. Воспитание необходимых физических качеств футболиста 20
1.6. Воспитание пространственной, временной и силовой точности
движений юных футболистов
ГЛАВА ІІ. Методы и организация исследования 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА ІІІ. Экспериментальное обоснование методики
технико-тактической подготовки юных футболистов и
результаты исследования
3.1. Обоснование эффективности методики в развитии технических
действий в процессе игровой деятельности
3.2. Особенности игровых действий полевого игрока и вратаря ... 44
3.3. Особенности тактики в защите и в нападении 49
3.4. Результаты исследования 55
Выводы 65
Литература 66
Приложение 71
Приложение 75
ГЛАВА I Обзор литературы 7
1.1. Теоретические основы технико-тактической подготовки юных
футболистов
1.2. Спортивные игры и упражнения в совершенствовании
технико-тактической подготовки юных футболистов
1.3. Основные требования, предъявляемые к учебно-тренировочным
занятиям по футболу
1.4. Возрастные особенности строения и функций организма
юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом
1.5. Воспитание необходимых физических качеств футболиста 20
1.6. Воспитание пространственной, временной и силовой точности
движений юных футболистов
ГЛАВА ІІ. Методы и организация исследования 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА ІІІ. Экспериментальное обоснование методики
технико-тактической подготовки юных футболистов и
результаты исследования
3.1. Обоснование эффективности методики в развитии технических
действий в процессе игровой деятельности
3.2. Особенности игровых действий полевого игрока и вратаря ... 44
3.3. Особенности тактики в защите и в нападении 49
3.4. Результаты исследования 55
Выводы 65
Литература 66
Приложение 71
Приложение 75
Россия получила право организации и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Это радостное для нашей многомиллионной армии любителей футбола решение ФИФА должно стать мощным стимулом развития футбола в нашей стране, и прежде всего системы подготовки спортивного резерва для сборной команды России образца 2018 года.
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (Б.А. Аркадьев, 1990; В.М. Биткин, 1999; В.В. Газзаев; 2005; А.П. Кочетков, 2012 и др.).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки юных футболистов в возрасте 15-17 лет, свидетельствует о значимости технико-тактической подготовки. Между тем, юные футболисты слабее взрослых и развитие специальных качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих опытных специалистов футбола, возраст 15¬17 лет является наиболее оптимальным для развития специальных игровых - технико-тактических способностей у футболистов (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2010; В.В. Понедельник, 1997; Н.П. Симонян, 2008 и др.). Поэтому решение задачи по качественному развитию технико-тактических действий у юных игроков этого возраста приобретает первостепенное значение.
Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки юных футболистов, показывают, что умело применяемые игровые упражнения в системе специальной подготовки юных спортсменов в возрасте 15-17 лет, значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (В.М. Бобров, 1991; О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, 1994; Г.Д. Качалин, 1996; А.П. Кочетков, 2010 и др.).
В настоящее время существует две позиции относительно использования средств в технико-тактической подготовке юных футболистов. Одни специалисты считают, что техническая подготовка юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие полагают, что часть работы должна проводиться без мяча. Мы поддерживаем эту точку зрения с игровой деятельности, исходя из того, что многие юные игроки на занятиях, особенно при выполнении упражнений на развитие быстроты и маневренности, основное внимание концентрируют на мяче и потому могут полностью раскрыть свои физические и технико-тактические возможности.
В настоящий момент, нам не удалось обнаружить работы, которые бы раскрывали сущность, особенности и технологию управления технико-тактической подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет с учётом рационального соотношения игровых упражнений с мячом и без мяча.
Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления дипломного исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочные занятия юных футболистов 15-17 лет.
Предмет исследования: средства, методы и содержание учебно - тренировочных занятий юных футболистов, направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности.
Цель исследования: разработка методики учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по футболу, направленной на совершенствовании технико-тактической подготовленности юных футболистов.
Задачи:
1. Выявить наиболее эффективные специальные упражнения (с мячом и без него) при развитии ведущих физических качеств у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в учебно-тренировочных занятиях в школе.
2. Выявить возрастные особенности строения и функций организма юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом.
3. Разработать методику совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов и экспериментально проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: мы попытались добиться эффективности технико-тактической подготовленности юных футболистов 15-17 лет, в условиях учебно-тренировочных занятиях:
- программного обеспечения учебно-тренировочных занятий;
- актуализация ценностного отношения к учебно-тренировочным занятиям в процессе технико-тактической подготовки ;
- обогащение передового опыта подготовки юных футболистов 15-17 лет выявить эффективные средства и методы учебно-тренировочных занятий по футболу.
Научная новизна исследования
Была попытка конкретизировать: содержание, методы и средства для учебно-тренировочных занятий по футболу в условиях ДЮСШ, для совершенствования технико-тактической подготовленности:
- была попытка разработать педагогические условия обучения и совершенствования программного обеспечения учебно-тренировочных занятий по футболу;
- разработаны специальные игровые упражнения для развития физических качеств юных спортсменов.
Методологической основой дипломного исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Наталов).
Теоретическую основу работы составляют закономерности спортивной тренировки: (Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.И.Ляха и др.);
общая теория управления в сфере физической культуры и спорта: (В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Н.И. Пономарев);
исследования по теории и методике подготовки футболистов: (БП.И. Дементьев, Г.П. Зонин, Г.Д. Качалин, А.П. Кочетков, И.А. Нетто, В.И. Понедельник, Л.П. Прибыловский, Н.П. Симонян, Л.И. Яшин и др.);
исследования по теории управления учебно-тренировочным процессом в футбольных командах (К.И. Бесков, В.М. Бобров, В.В. Газзаев, В.К. Иванов, А.П. Кочетков, О.И. Романцев, В.И. Симаков, Э.А. Стрельцов, С.Ю. Тюленьков, В.М. Шустиков, М.И. Якушин и др.).
Практическая значимость заключается в том, что, мы попытались:
- на основе специальных упражнений, средств и методов составить - методику проведения учебно-тренировочных занятий по футболу для юношей 15-17 лет, влияющей на развитие физических качеств и провести апробацию в условиях секционных занятий в общеобразовательной школе;
- в попытке разработать и внедрить учебно-тренировочный процесс методику проведения секционных занятий для старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (Б.А. Аркадьев, 1990; В.М. Биткин, 1999; В.В. Газзаев; 2005; А.П. Кочетков, 2012 и др.).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки юных футболистов в возрасте 15-17 лет, свидетельствует о значимости технико-тактической подготовки. Между тем, юные футболисты слабее взрослых и развитие специальных качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих опытных специалистов футбола, возраст 15¬17 лет является наиболее оптимальным для развития специальных игровых - технико-тактических способностей у футболистов (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2010; В.В. Понедельник, 1997; Н.П. Симонян, 2008 и др.). Поэтому решение задачи по качественному развитию технико-тактических действий у юных игроков этого возраста приобретает первостепенное значение.
Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки юных футболистов, показывают, что умело применяемые игровые упражнения в системе специальной подготовки юных спортсменов в возрасте 15-17 лет, значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (В.М. Бобров, 1991; О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, 1994; Г.Д. Качалин, 1996; А.П. Кочетков, 2010 и др.).
В настоящее время существует две позиции относительно использования средств в технико-тактической подготовке юных футболистов. Одни специалисты считают, что техническая подготовка юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие полагают, что часть работы должна проводиться без мяча. Мы поддерживаем эту точку зрения с игровой деятельности, исходя из того, что многие юные игроки на занятиях, особенно при выполнении упражнений на развитие быстроты и маневренности, основное внимание концентрируют на мяче и потому могут полностью раскрыть свои физические и технико-тактические возможности.
В настоящий момент, нам не удалось обнаружить работы, которые бы раскрывали сущность, особенности и технологию управления технико-тактической подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет с учётом рационального соотношения игровых упражнений с мячом и без мяча.
Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления дипломного исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочные занятия юных футболистов 15-17 лет.
Предмет исследования: средства, методы и содержание учебно - тренировочных занятий юных футболистов, направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности.
Цель исследования: разработка методики учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по футболу, направленной на совершенствовании технико-тактической подготовленности юных футболистов.
Задачи:
1. Выявить наиболее эффективные специальные упражнения (с мячом и без него) при развитии ведущих физических качеств у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в учебно-тренировочных занятиях в школе.
2. Выявить возрастные особенности строения и функций организма юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом.
3. Разработать методику совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов и экспериментально проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: мы попытались добиться эффективности технико-тактической подготовленности юных футболистов 15-17 лет, в условиях учебно-тренировочных занятиях:
- программного обеспечения учебно-тренировочных занятий;
- актуализация ценностного отношения к учебно-тренировочным занятиям в процессе технико-тактической подготовки ;
- обогащение передового опыта подготовки юных футболистов 15-17 лет выявить эффективные средства и методы учебно-тренировочных занятий по футболу.
Научная новизна исследования
Была попытка конкретизировать: содержание, методы и средства для учебно-тренировочных занятий по футболу в условиях ДЮСШ, для совершенствования технико-тактической подготовленности:
- была попытка разработать педагогические условия обучения и совершенствования программного обеспечения учебно-тренировочных занятий по футболу;
- разработаны специальные игровые упражнения для развития физических качеств юных спортсменов.
Методологической основой дипломного исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Наталов).
Теоретическую основу работы составляют закономерности спортивной тренировки: (Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.И.Ляха и др.);
общая теория управления в сфере физической культуры и спорта: (В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Н.И. Пономарев);
исследования по теории и методике подготовки футболистов: (БП.И. Дементьев, Г.П. Зонин, Г.Д. Качалин, А.П. Кочетков, И.А. Нетто, В.И. Понедельник, Л.П. Прибыловский, Н.П. Симонян, Л.И. Яшин и др.);
исследования по теории управления учебно-тренировочным процессом в футбольных командах (К.И. Бесков, В.М. Бобров, В.В. Газзаев, В.К. Иванов, А.П. Кочетков, О.И. Романцев, В.И. Симаков, Э.А. Стрельцов, С.Ю. Тюленьков, В.М. Шустиков, М.И. Якушин и др.).
Практическая значимость заключается в том, что, мы попытались:
- на основе специальных упражнений, средств и методов составить - методику проведения учебно-тренировочных занятий по футболу для юношей 15-17 лет, влияющей на развитие физических качеств и провести апробацию в условиях секционных занятий в общеобразовательной школе;
- в попытке разработать и внедрить учебно-тренировочный процесс методику проведения секционных занятий для старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
1. Выявлены организационно-методические различия в подходах к подготовке юных футболистов в рамках годичного обучения общекомандной тренировки и мнениях по вопросу о ведущих факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности футболистов. Выявлено, что 62% участвующих в опросе специалистов по футболу не владеют специальными тестами, позволяющими оценить уровень физической и технической подготовленности футболистов и не используют нормативы для оценки уровня их подготовленности.
2. Установлено, что соревновательные действия юных футболистов определяются двумя основными видами защитных и атакующих действий. Двигательные режимы игроков-вратарей радикально отличаются от режимов полевых игроков и значительно варьируются по ходу матча. Характер игровой деятельности и структура технико-тактических действий вратарей определяются активностью полевых игроков и уровнем их мастерства. Выявлено, что показатели технико-тактических действий футболистов зависят от их квалификации и достоверно отличаются друг от друга (р<0,05). Выявлена существенная разница в успешности отражения ударов в нижнюю часть ворот. В частности, ЭГ делают это на 18% лучше КГ. При отражении мячей в верхней части ворот эффективность ЭГ также лучше (на 10%).
3. Выявлено, что уровень общефизической и специальной подготовленности КГ - значительно ниже, чем у футболистов ЭГ (р<0,05). В частности, по показателям беговой подготовленности в среднем на 8%, по прыжковой - на 2%. Однако специфика соревновательной деятельности юных футболистов КГ требует проявления скоростно-силовых возможностей, чем у ЭГ. Следовательно, требуется индивидуализация программы общефизической подготовки юных футболистов 13-15 лет, на всех уровнях подготовки.
2. Установлено, что соревновательные действия юных футболистов определяются двумя основными видами защитных и атакующих действий. Двигательные режимы игроков-вратарей радикально отличаются от режимов полевых игроков и значительно варьируются по ходу матча. Характер игровой деятельности и структура технико-тактических действий вратарей определяются активностью полевых игроков и уровнем их мастерства. Выявлено, что показатели технико-тактических действий футболистов зависят от их квалификации и достоверно отличаются друг от друга (р<0,05). Выявлена существенная разница в успешности отражения ударов в нижнюю часть ворот. В частности, ЭГ делают это на 18% лучше КГ. При отражении мячей в верхней части ворот эффективность ЭГ также лучше (на 10%).
3. Выявлено, что уровень общефизической и специальной подготовленности КГ - значительно ниже, чем у футболистов ЭГ (р<0,05). В частности, по показателям беговой подготовленности в среднем на 8%, по прыжковой - на 2%. Однако специфика соревновательной деятельности юных футболистов КГ требует проявления скоростно-силовых возможностей, чем у ЭГ. Следовательно, требуется индивидуализация программы общефизической подготовки юных футболистов 13-15 лет, на всех уровнях подготовки.
Подобные работы
- Технико-тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРОЩЕННЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ С УЧЁТОМ АНТИЦИПИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Методика совершенствования технико -тактической подготовки юных футболистов 12-13 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
ФУТБОЛИСТАМИ 11-12 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Повышение эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ ПРИ РОЗЫГРЫШЕ НАИГРАННЫХ КОМБИНАЦИЙ СО СТАНДАРТНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В АТАКЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018



