Введение 3
ГЛАВА I Обзор литературы 7
1.1. Теоретические основы технико-тактической подготовки юных
футболистов
1.2. Спортивные игры и упражнения в совершенствовании
технико-тактической подготовки юных футболистов
1.3. Основные требования, предъявляемые к учебно-тренировочным
занятиям по футболу
1.4. Возрастные особенности строения и функций организма
юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом
1.5. Воспитание необходимых физических качеств футболиста 20
1.6. Воспитание пространственной, временной и силовой точности
движений юных футболистов
ГЛАВА ІІ. Методы и организация исследования 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 36
ГЛАВА ІІІ. Экспериментальное обоснование методики
технико-тактической подготовки юных футболистов и
результаты исследования
3.1. Обоснование эффективности методики в развитии технических
действий в процессе игровой деятельности
3.2. Особенности игровых действий полевого игрока и вратаря ... 44
3.3. Особенности тактики в защите и в нападении 49
3.4. Результаты исследования 55
Выводы 65
Литература 66
Приложение 71
Приложение 75
Россия получила право организации и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Это радостное для нашей многомиллионной армии любителей футбола решение ФИФА должно стать мощным стимулом развития футбола в нашей стране, и прежде всего системы подготовки спортивного резерва для сборной команды России образца 2018 года.
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста (Б.А. Аркадьев, 1990; В.М. Биткин, 1999; В.В. Газзаев; 2005; А.П. Кочетков, 2012 и др.).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной тренировки юных футболистов в возрасте 15-17 лет, свидетельствует о значимости технико-тактической подготовки. Между тем, юные футболисты слабее взрослых и развитие специальных качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих опытных специалистов футбола, возраст 15¬17 лет является наиболее оптимальным для развития специальных игровых - технико-тактических способностей у футболистов (Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2010; В.В. Понедельник, 1997; Н.П. Симонян, 2008 и др.). Поэтому решение задачи по качественному развитию технико-тактических действий у юных игроков этого возраста приобретает первостепенное значение.
Исследования, проведённые в последние годы передовыми отечественными и зарубежными специалистами в сфере подготовки юных футболистов, показывают, что умело применяемые игровые упражнения в системе специальной подготовки юных спортсменов в возрасте 15-17 лет, значительно снижают вероятность получения травм и способствуют росту спортивных результатов в будущем (В.М. Бобров, 1991; О.И. Блохин, Д.Б. Аркадьев, 1994; Г.Д. Качалин, 1996; А.П. Кочетков, 2010 и др.).
В настоящее время существует две позиции относительно использования средств в технико-тактической подготовке юных футболистов. Одни специалисты считают, что техническая подготовка юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие полагают, что часть работы должна проводиться без мяча. Мы поддерживаем эту точку зрения с игровой деятельности, исходя из того, что многие юные игроки на занятиях, особенно при выполнении упражнений на развитие быстроты и маневренности, основное внимание концентрируют на мяче и потому могут полностью раскрыть свои физические и технико-тактические возможности.
В настоящий момент, нам не удалось обнаружить работы, которые бы раскрывали сущность, особенности и технологию управления технико-тактической подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет с учётом рационального соотношения игровых упражнений с мячом и без мяча.
Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления дипломного исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочные занятия юных футболистов 15-17 лет.
Предмет исследования: средства, методы и содержание учебно - тренировочных занятий юных футболистов, направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности.
Цель исследования: разработка методики учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ по футболу, направленной на совершенствовании технико-тактической подготовленности юных футболистов.
Задачи:
1. Выявить наиболее эффективные специальные упражнения (с мячом и без него) при развитии ведущих физических качеств у юных футболистов, а также оптимальное их соотношение в учебно-тренировочных занятиях в школе.
2. Выявить возрастные особенности строения и функций организма юношей 15-17 лет, в процессе занятий футболом.
3. Разработать методику совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов и экспериментально проверить их эффективность.
Гипотеза исследования: мы попытались добиться эффективности технико-тактической подготовленности юных футболистов 15-17 лет, в условиях учебно-тренировочных занятиях:
- программного обеспечения учебно-тренировочных занятий;
- актуализация ценностного отношения к учебно-тренировочным занятиям в процессе технико-тактической подготовки ;
- обогащение передового опыта подготовки юных футболистов 15-17 лет выявить эффективные средства и методы учебно-тренировочных занятий по футболу.
Научная новизна исследования
Была попытка конкретизировать: содержание, методы и средства для учебно-тренировочных занятий по футболу в условиях ДЮСШ, для совершенствования технико-тактической подготовленности:
- была попытка разработать педагогические условия обучения и совершенствования программного обеспечения учебно-тренировочных занятий по футболу;
- разработаны специальные игровые упражнения для развития физических качеств юных спортсменов.
Методологической основой дипломного исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Наталов).
Теоретическую основу работы составляют закономерности спортивной тренировки: (Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.И.Ляха и др.);
общая теория управления в сфере физической культуры и спорта: (В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Н.И. Пономарев);
исследования по теории и методике подготовки футболистов: (БП.И. Дементьев, Г.П. Зонин, Г.Д. Качалин, А.П. Кочетков, И.А. Нетто, В.И. Понедельник, Л.П. Прибыловский, Н.П. Симонян, Л.И. Яшин и др.);
исследования по теории управления учебно-тренировочным процессом в футбольных командах (К.И. Бесков, В.М. Бобров, В.В. Газзаев, В.К. Иванов, А.П. Кочетков, О.И. Романцев, В.И. Симаков, Э.А. Стрельцов, С.Ю. Тюленьков, В.М. Шустиков, М.И. Якушин и др.).
Практическая значимость заключается в том, что, мы попытались:
- на основе специальных упражнений, средств и методов составить - методику проведения учебно-тренировочных занятий по футболу для юношей 15-17 лет, влияющей на развитие физических качеств и провести апробацию в условиях секционных занятий в общеобразовательной школе;
- в попытке разработать и внедрить учебно-тренировочный процесс методику проведения секционных занятий для старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
1. Выявлены организационно-методические различия в подходах к подготовке юных футболистов в рамках годичного обучения общекомандной тренировки и мнениях по вопросу о ведущих факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности футболистов. Выявлено, что 62% участвующих в опросе специалистов по футболу не владеют специальными тестами, позволяющими оценить уровень физической и технической подготовленности футболистов и не используют нормативы для оценки уровня их подготовленности.
2. Установлено, что соревновательные действия юных футболистов определяются двумя основными видами защитных и атакующих действий. Двигательные режимы игроков-вратарей радикально отличаются от режимов полевых игроков и значительно варьируются по ходу матча. Характер игровой деятельности и структура технико-тактических действий вратарей определяются активностью полевых игроков и уровнем их мастерства. Выявлено, что показатели технико-тактических действий футболистов зависят от их квалификации и достоверно отличаются друг от друга (р<0,05). Выявлена существенная разница в успешности отражения ударов в нижнюю часть ворот. В частности, ЭГ делают это на 18% лучше КГ. При отражении мячей в верхней части ворот эффективность ЭГ также лучше (на 10%).
3. Выявлено, что уровень общефизической и специальной подготовленности КГ - значительно ниже, чем у футболистов ЭГ (р<0,05). В частности, по показателям беговой подготовленности в среднем на 8%, по прыжковой - на 2%. Однако специфика соревновательной деятельности юных футболистов КГ требует проявления скоростно-силовых возможностей, чем у ЭГ. Следовательно, требуется индивидуализация программы общефизической подготовки юных футболистов 13-15 лет, на всех уровнях подготовки.
1. Андреев С.М., Кыянченков В.Г. Организация подготовки спортивных резервов в футбольных клубах ГДР: Метод, рекоменд. - М., 1986. - 42 с. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 2002. - 221с.
2. Антонио Мария Урибе Кардосо. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет. - М., 1985.- 120с.
3. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
4. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей (на примере футбола). - М., 1968. - 132с.
5. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 348 с.
7. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
8. Булкин В.А. Методология и технология предсоревновательной подготовки // Построение и содержание тренировочного процесса высоко квалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. - М., 1988.-с. 32-40.
9. Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977 - с. 24-28.
10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
11. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 239 с.
12. Витковский Збигнев. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез. - М., 2003.- 201 с.
13. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет . - Краснодар, 1995. - 150с.
14. Гейтл Б. Техническая подготовка футболистов // Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 69-93.
15. Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с.
16. Голомазов С, Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов. - М., 1994. - 87 с.
17. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с.
18. Голомазов С.В., Чирова Б.Г. Тренировка вратаря. - М.: РГАФК, 1996. - 203с.
19. Гриндлер X., Пальке X., Хеммо X. Физическая подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 229.
20. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск: Вышейшая школа, 1980. - 255 с.
21. Железняк Ю.Д. Проблемы формирования двигательных навыков и тактических умений при обучении школьников волейболу. - М., 1962 - 217 с.
22. Зарубежный спорт. Футбол. Тематическая подборка. - Выпуск 3. - М.: ЦООНТИ. - ФиС, 1989. - С. 3-34.
23. Зедгинидзе В.И. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник науч. трудов. - Л., 1988. - с. 43-52.
24. Зеленцов А.М., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 1974-с. 54-58.
25. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоров'я, 1985. - с. 134.
26. Имандалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования - М., 1993. - с. 27.
27. Качалин Т.Д. Тактика футбола. - М.: ФиС, 1984. - 245 с.
28. Кириллов А.А. Содержание тренировки в подготовительном периоде у футболистов высокой квалификации: Метод. Рекомендации. - М., 1982 - с. 35.
29. Ковалев В.В. Соотношение тренировочных нагрузок у футболистов 14-15 лет с различным биологическим возрастом - М., 1986 - 128 с.
30. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в СДЮШОР по футболу: методические рекомендации. - М., 1990. - 69 с.
31. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 207 с.
32. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола // Футбол: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с. 20-24.
33. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989.-160с.
34. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик. - М., 1982. - 123 с.
35. Малиновский С.В. Применение систем программированного обучения в спорте. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 3. - с. 15-17.
36. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1991.-№12.-с. 11-20.
37. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - с. 35-39.
38. Морозов Ю.А. Предигровая разминка как фактор готовности футболиста к игре. -Л., 1982. - с. 131.
39. Мосягин С.И. Эффективность и качество - основа успеха // Ежегодник: Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 28-29.
40. Мрус Мазан Ахмед. Совершенствование скоростной выносливости футболистов 14-15 лет на заключительном этапе подготовительного периода. - Киев, 1991. - С.29.
41. Мусагалиева Г.М., Кирина Л.Е. Возрастное становление функциональных показателей детей 12-15 лет, занимающихся футболом, плаванием и гимнастикой // Система многолетней подготовки юных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - с. 38-41.
42. Мусралиев К.И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов. - М., 1984. -121 с.
43. Набоков Б.П. О тренировке вратаря // Футбол сегодня и завтра. - М., 1963. - с. 160-173.
44. Озеров В.А. Сочетание непрерывного и интервального методов тренировки как фактор управления физической подготовкой футболистов высокой квалификации. - М., 1990. - С.24.
45. Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. - М.: Терра-Спорт,2002. -240 с.
Полишкис М.С, Поволоцкий Ю.Я. Показатели коллективных индивидуальных технике - тактических действий как критерий оценки качес¬тва игры футболистов // Футбол 86. Ежегодник. - М.: ФиС, 1986. - С. 46-50.
46. Подготовка молодого футболиста / Под ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973.- 148с.
47. Романенко А.Н., Джус О.Н., Дагадин М.Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоров'я, 1988. - 250 с.
48. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 108с.
49. Соломонко О.В. Тренировка вратаря в футболе. - Киев: Здор-я, 1986. - 128с.
50. Сухачев С.Г. Индивидуализация развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 15-16 лет с учетом периодических изменений их функциональной готовности. - М., 1999. - 144 с.
51. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград, 1997. - 74 с.
52. Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов. Учебное пособие, 1997.- 116 с.
53. Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под ред. СП. Андреева и др. - М., 1986. - 262 с.
54. Хьюс Ч. Футбол. Тактические действия команды: Пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.
55. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - 1996. - 24 с.
56. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов. - М., 2000. - 150 с.
57. Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки. - М., 1980.- С. 55.
58. Швыков И.А., Сучилин А.А., Андреев СМ., Буйлин Ю.Ф., Исмоилов А. М., Лапшин О.Б. Футбол. Поурочная программа для учебно-тренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 124 с.
59. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 225 с.