Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2015
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Теоретические аспекты развития дивергентного мышления детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность дивергентного мышления в зарубежной и отечественной
психологии 7
1.2. Общая характеристика интеллектуального развития и основных видов деятельности младших школьников 13
1.3. Особенности развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте 22
Выводы по первой главе 25
Глава 2.Экспериментальное исследование развития дивергентного мышления
в младшем школьном возрасте 27
2.1. Организация и методы исследования дивергентного мышления младших
школьников 27
2.2. Результаты исследования развития дивергентного мышления младших
школьников в условиях развивающих занятий 35
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2 58
Приложение 3


В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания. Именно сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением, развитым активным воображением для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвигаемые жизнью. Из послания президента к федеральному собранию от 4 декабря 2014 года: «Талантливые дети - это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало». В этой связи хотелось бы сказать о том, что мы, как педагоги и родители должны заботиться о всестороннем развитии наших детей с учетом оснащенной базы нашей страны. Из послания президента: «каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества - это огромный ресурс гармоничного развития личности».
Сегодня в основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. Поэтому дивергентное мышление, которое предполагает многовариативность решений поставленной проблемы, очень важно развивать уже в начальной школе, когда основным видом деятельности ребенка становится учение.
Важным моментом для выявления необходимости формирования дивергентного мышления в учебно-образовательном процессе младших школьников является положение о том, что личность, которая может реализовать свою творческую активность, руководствуется внутренними мотивами поведения и ориентируется, прежде всего, на собственный личностный рост. Идея развивающего обучения была впервые сформулирована Л.С.Выготским, считавшим, что эффективность обучения определяется не только имеющимся уже ко времени обучения уровнем развития, но, в большей мере, учетом зоны его ближайшего развития. Эта идея была положена в основу развивающих программ, созданных Л.В.Занковым, Д.В.Элькониным, В.В. Давыдовым.
Почему проблема развития дивергентного мышления актуальна? Дивергирование определяет развитые навыки планирования, прогнозирования, которые обеспечивают настойчивость в достижении цели. Ярко выраженный интерес к проблемам любого рода развивает способность конструктивного овладения понятиями, позволяет учащимся демонстрировать понимание сложных причинно-следственных связей и отношений.
Тема дивергентного мышления является предметом исследования разных наук: педагогики, психологии, социологии, философии.
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.
В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, A. В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А.Славской, Ю.Н. Кулюткина, B. Н.Пушкина, О.К. Тихомирова содержатся предпосылки для решения педагогической задачи развития способности создавать новое. Проблемой формирования мыслительных умений занимались С.Л. Рубинштейн, Г.П. Антонова, А.А.Люблинская, Н.Ф. Талызина и др. Путям изучения творческой деятельности посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Э.Боно, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, П.Я. Пономарев, Ю.В. Шаронин, Т.Я. Шпикалова, Д.Б. Эльконин и др. Проблемные творческие ситуации и способы их решения с помощью алгоритмических методов разработали Г.С. Альтшуллер, Д.В. Вилькеев, Л.В. Занков, М.М. Зиновкина, С.И.Мелешко и др.
Объектом исследования данной работы является дивергентное мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - развитие дивергентного мышления младших школьников.
Цель работы - исследовать возможности развития дивергентного мышления младших школьников в условиях целенаправленных развивающих занятий.
Психолого-педагогические работы, посвященные теории и практике формирования дивергентного мышления, дают основание выдвинуть следующую гипотезу: целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления. Система занятий основывается на развивающем эффекте методов игровой терапии, сказкотерапии, проблемного обучения и включает в себя три цикла: «сказка», «проблема», «игра».
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к проблеме дивергентного мышления в зарубежной и отечественной психологии.
2. Изучить природу, структуру дивергентного мышления и его влияние на развитие личности младших школьников.
3. Провести исследование с целью измерения уровня развития дивергентного мышления учащихся до проведения формирующего эксперимента.
4. Разработать и апробировать систему занятий для развития
дивергентного мышления младших школьников.
5. Провести итоговое измерение уровня развития дивергентного мышления в экспериментальной и контрольной группах и описать результаты формирующего эксперимента.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что было глубоко рассмотрено влияние и значимость развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте. На основе полученных данных разработана система развивающих занятий, направленных на развитие дивергентного мышления младших школьников.
Практическая значимость: система развивающих занятий, направленных на развитие дивергентного мышления, может быть использована в любой общеобразовательной школе.
Эмпирической базой исследования послужила МБОУ СОШ №150 г.Красноярска. В исследовании принимали участие 30 учащихся начальной школы: 15человек в экспериментальной группе и 15 человек в контрольной. Возраст школьников 9-10лет, учащиеся третьих классов.
В качестве методов исследования был использован сравнительный анализ психологической, педагогической и учебно-методической литературы; диагностика; наблюдение; метод статистической обработки данных; анализ действующих нормативных документов в области образования.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, включающих результаты диагностики, протоколы развивающих занятий, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дивергирование определяет развитые навыки планирования, прогнозирования, которые обеспечивают настойчивость в достижении цели. Ярко выраженный интерес к проблемам любого рода развивает способность конструктивного овладения понятиями, позволяет учащимся демонстрировать понимание сложных причинно-следственных связей и отношений. Это определяет актуальность нашего исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте имеются предпосылки развития дивергентного мышления, связанные с возрастной сензитивностью.
Формирование операционных компонентов дивергентного мышления не предполагает готовых алгоритмов, что особенно важно для исследования центрального звена поиска решения, особенно в начальной школе - пике закладывания и развития интеллектуальных процессов.
Мы выдвинули гипотезу, согласно которой целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления. Для проверки предположения мы провели исследование развития дивергентного мышления младших школьников в МБОУ СОШ №150 г. Красноярска. Нами были организованы 2 группы, одна из которых экспериментальная, а вторая контрольная. Количество учащихся - 15 человек в каждой группе. Участники эксперимента - учащиеся третьих классов. Экспериментальная работа основывалась на составлении и апробировании системы занятий, направленных на развитие дивергентного мышления. Занятия включали в себя вербальные, интеллектуальные и арт-приемы, стимулирующие развитие функции дивергирования у младших школьников. Измерение уровня развития дивергентного мышления после проведения циклов занятий в экспериментальной группе показало изменение показателя беглость на 47 % , оригинальность на 28%. В контрольной группе показатели изменились лишь на 28% по параметру беглость и на 16% по параметру оригинальность.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что целенаправленные занятия способствуют развитию дивергентного мышления, получила свое подтверждение.
Для развития дивергентного мышления необходимо создавать систему специально организованных занятий в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию дивергентного мышления младших школьников.
Перспективами исследования может стать организация работы по развитию дивергентного мышления со школьниками подросткового возраста.



1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.
2. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. - №5. - С.49-58.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.
5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т.
А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1998.
8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников.
- М., 2001.
10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.
11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. - 2001. - №10.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.1. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.
13. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.
14. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание.
- 2005. - №10.
15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.
16. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
17. Крупская Н. К. Пед. соч. - М., 1989. - т. 6. - С.54-55.
18. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. - 1995. - №9.
19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.
20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
21. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001. -215с., ил.
22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.- М.,2005. - С. 234-235.
23. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.!У. - С. 376.
24. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С.18-23.
25. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.
26. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999.
27. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. - Ростов на Дону, 1999.
28. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. - 1998. - №3. - С.33-48.
29. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,2006.
30. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. - Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.
31. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.
32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред.
Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005.
33. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.
34. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1993. - 448 с., ил.
35. Пчелкина В. Книга - источник детского творчества. //Дошк. восп. - 2001. - №6.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. - М, 1999.
37. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. -М.: Просвещение, 2004. - 112 с.
38. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.
39. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. - М., 1999. - Т. I. - С.104.
40. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
41. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГИИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.
42. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. - М.,2001. - С.140.
43. Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения (с.114-117).
44. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.- М.,1992.
45. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. - Ростов на Дону, 2002.
46. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999.
47. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5.
48. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1996.
49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.
50. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1998.
51. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания. - Режим доступа: http: // humanities.edu.ru.
52. О введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования. - М.: Приказ Министерства образования от 22.12.09.
53. URL: Федеральный образовательный портал Российское образование. - Режим доступа: http://www.edu.ru.
54. Майданник И.А. Методологические основы формирования дивергентного мышления у школьников. - Режим доступа:http://www.psychology-online.net.
55. Томских И.М., Новаковская В.С. Особенности развития дивергентного мышления младших школьников // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 6 - С. 76-77
URL:
57.www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7796950(дата обращения: 14.05.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ