Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие естественнонаучной компетенции обучающихся основной школы на основе экспериментальных задач

Работа №168003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Экспериментальная деятельность как средство развития естественнонаучной компетенции 8
1.1. Нормативные основы развития естественнонаучной компетенции обучающихся.
8
1.2 Особенности организации экспериментальной деятельности учащихся основной школы 12
Глава 2. Методика развития естественнонаучных умений в процессе экспериментальной деятельности 20
2.1 Разработка экспериментальных задач, направленных на развитие
естественнонаучных умений учащихся 20
2.2 Результаты функционирования разработанной системы задач 36
Заключение 40
Список использованной литературы 41
Приложение А 45

Наблюдая за научно-техническим прогрессом на современном его этапе, мы видим, как стремительно внедряются различные технологии во все сферы жизни как отдельного человека, так и общества в целом, меняются условия жизни людей. Многократно увеличились объем и скорость обрабатываемой информации. Возможность преодолеть границы физических возможностей человека (путешествия на далекие расстояния, полёты в космос, дистанционное управление и общение) уже не просто фантазия, а реальность. Технологии поддерживают жизнь большого количества людей, как например, искусственные органы, протезы, аппараты ИВЛ, искусственного кровообращения и тому подобные. Благодаря технологиям выросла продолжительность жизни по всему миру. Становится возможным реализация самых невероятных идей, описываемых в произведениях многих фантастов. Это всё связано в первую очередь с успехами фундаментальных исследований в области естественных наук, и возрастает актуальность проблемы развития и функционирования естественнонаучных знаний. Чтобы наделить каждого обучающегося возможностью развивать свой творческий потенциал и формировать способность быть субъектом становления собственных возможностей, необходимо создать в учебных учреждениях развивающую образовательную среду. Это должно привести к формированию конкурентоспособной личности.
«Конкурентоспособная личность - прежде всего психологически устойчивая, умеющая ставить цели и достигать их путем сотрудничества с другими людьми, уважающая как себя, так и окружающих людей, уверенная в своих силах, имеющая навыки самоограничения и обладающей внутренней свободой» [20]. Иначе говоря, конкурентоспособная личность должна обладать развитыми на достаточном уровне предпринимательскими компетенциями, которые позволят проектировать образ своего будущего в профессиональном сообществе.
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования.
Согласно результатам международных исследований (PISA) естественнонаучная грамотность российских школьников является низкой. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования с изменениями и дополнениями в пункте 11.7. об естественнонаучных предметах дан перечень важных компетенций, которые должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
В средней школе №27 города Красноярска реализуется проект «Образовательный процесс для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования»[20], одним из аспектов которого является конструирование задач предпринимательской направленности на основе описания природных явлений и физических, химических, биологических процессов, представленных в литературных произведениях Жюля Верна. Он известен не только как один из основателей научной фантастики как литературного жанра, но и как писатель, который, как никто другой, умел предугадывать будущее и направление развития технологий. Его по праву можно назвать истинным предсказателем развития науки и техники. Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Он говорил, что сама по себе наука - это только инструмент и все зависит от того, в чьих руках она находится.
Построение образовательного процесса для формирования и развития у обучающихся предпринимательских компетенций с учетом интеграции общего и дополнительного образования надлежит проводить, внедряя новшества, как теоретические, так и практические. Поэтому, реализация проекта предусматривает не только изучение теоретического материала, через изучение произведений Жюля Верна, но и работу с большим объемом практико- ориентированных заданий.
На практическом опыте мы наблюдаем, что решение практико-ориентированных задач приводит к более прочному и практическому усвоению информации, поскольку возникают ассоциации с конкретными действиями и 5 событиями. Такие задания часто вызывают повышенный интерес у учеников, их решение способствуют развитию любознательности и творческой активности. Ученикам интересен поиск путей решения задач. У них появляется возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, способствующее развитию личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение использовать приобретённые знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие креативности у учащихся.
При прохождении педагогической интернатуры в 2020-2021 года на базе школы №27 города Красноярска было выбрано направление работы, связанное с расширением содержательного наполнения указанного проекта, а именно разработка практико-ориентированных экспериментальных задач естественнонаучной направленности на основе произведений Жюля Верна.
Объект исследования: процесс обучения предметам естественнонаучного цикла в основной школе.
Предмет исследования: развитие естественнонаучной компетенции обучающихся основной школы с применением экспериментальных задач на основе литературных произведений.
Цель исследования: разработать сборник задач, которые будут направлены на развитие естественнонаучной компетенции обучающихся основной школы.
Гипотеза исследования: уровень познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности учащихся будет повышаться, если в процессе учебной, внеурочной и исследовательской домашней деятельностей применять специально разработанную систему экспериментальных задач, направленных на развитие естественнонаучной компетенции.
Задачи исследования:
• изучить и описать теоретические аспекты развития естественнонаучной компетенции на основе экспериментальных задач;
• выделить сюжеты из произведений имеющие естественнонаучную направленность;
• составить экспериментальные задачи естественнонаучной направленности;
• провести соответствующие исследования и расчеты;
• разработать систему экспериментальных задач на основе литературных произведений;
• провести диагностику уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности у учащихся.
С учетом сюжетных линий и полученных результатов исследований учащиеся, под руководством учителей и компетентных экспертов-консультантов, формулируют сюжетные прикладные обучающие задачи естественнонаучной направленности и проверяют их с помощью экспериментальных задач.
Практическая ценность результатов исследования: состоит в разработке сборника экспериментальных задач по развитию естественнонаучной компетенции в практику обучения в школе, а также в повышении у обучающихся уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности после внедрения в обучение разработанных задач.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Легостаевской средней общеобразовательной школы №11 им. Р.В.Можнова. Задачи проводились в основном в рамках дополнительного образования и исследовательской деятельности дома. В эксперименте примут участие обучающиеся с 7 по 9 классы.
Результаты были представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука XXI века: физика, информатика и технология в смарт-мире ».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Все главы состоят из двух параграфов. В первом параграфе первой главы описаны нормативные основы развития естественнонаучной компетенции с приведением списка естественнонаучных умений, которыми должен владеть
7 выпускник сегодняшней школы. Во втором параграфе описаны особенности организации экспериментальных задач естественнонаучной направленности и приведены особенности отбора сюжетных линий, которые будут использованы в качестве базы формирования таких задач.
Первый параграф второй главы состоит из разработки сюжетных экспериментальных задач для развития естественнонаучной компетенции. К задачам из системы прилагаются методические рекомендации по их реализации. Во втором параграфе представлены результаты функционирования разработанной системы задач на базе Легостаевской СОШ №11 им. Р. В. Можнова. А также выявлена динамика развития уровня познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была выполнена поставленная цель, а именно создание сборника экспериментальных задач, направленных на развитие естественнонаучной компетенции. Также разработаны методические рекомендации по конструированию сюжетных задач на основе литературных произведений, что может поспособствовать дальнейшему перспективному направлению в данной работе.
В ходе проведения исследования мы подтвердили гипотезу о том, что уровень познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности будет повышаться, если мы будем внедрять разработанные задачи в процессы учебной, внеурочной и исследовательской домашней деятельностей. Однако в условиях антиковидных мер, проходивших на момент внедрения разработки на базе Легостаевской СОШ №11 им. Р.В.Можнова, исследование было проведено только в рамках учебной и исследовательской домашней деятельностях.
По результатам проделанной работы можем следующие выводы:
1. Для создания задач-ситуаций необходимо тщательно знакомиться с большим количеством информации. Например, с историей создания выбранных литературных произведений, историей известных научных открытий того времени.
2. Необходимо делать выборку реализуемых экспериментов. Некоторые из них подходят для выполнения в процессе учебной, внеурочной или исследовательской домашней деятельности.
Таким образом, экспериментальные задачи, основанные на литературных произведениях, развивают и закрепляют не только естественнонаучные знания, умения, навыки и способы действия, но и самостоятельный познавательный интерес к учебной деятельности.



1. Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова. - СПб. : КАРО, 2008. - 90, [2] с.
2. Андрюшечкин С.М. Физика. 8 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / С.М . Андрюшечкин. - М. : Баласс, 2015. - 240 с.
3. Басюк В.С. Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4(61). С. 13-33.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
5. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков: Из опыта работы. - М.: Учпедгиз, 1963 - 183 с.
6. Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе как условие развития познавательной активности школьников. // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - № 6.
7. Грабал В. Мотивация достижения и развитие в процессе учебной деятельности/ В. Грабал. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидов в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2002. - 456 с.
8. Евладина Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие / Е.Б.Евладина, Л.Г. Логинова. - М.: Русское слово - учебник,2015. - 296 с.
9. Ж.Г. Верн, Вокруг луны // Издательство «Современный писатель». - 2000.
10. Ж.Г. Верн, Дети капитана Гранта // Издательство «Машиностроение».-1983.
11. Ж.Г. Верн, Путешествие к центру Земли // Государственное
издательство художественной литературы. - 1955.
12. Ж.Г. Верн, Путешествия и приключения капитана Гаттераса // Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР.-1954.
13. Ж.Г. Верн, Робур-завоеватель // Государственное издательство художественной литературы. -1957.
14. Ж.Г. Верн, Таинственный остров // Издательство АЛЬФА-КНИГА. - 2013.
15. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие; под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. Москва, 2006.-296 с.
16. Кашепов А.В. Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ. Социально-трудовые исследования. 2019;1(34):44-56.
17. Кулагина, Н.А. Активизация познавательной деятельности на уроках чтения / Н. А. Кулагина // Magister Dixit. — 2012. — № 2. — С. 252-256.
18. Куприянова, С. Г. Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы / С. Г. Куприянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th74/archive/192/6177/(дата обращения: 12.05.2021).
19. Лазарева М.А. Системно-деятельностный подход при формировании естественнонаучной грамотности учащихся // Физика. Всё для учителя!. - 2013. - № 5. - С. 30.
20. Латынцев С.В., Мосиелева О.Ш. Интеграция общего и дополнительного образования как средство развития у обучающихся предпринимательской компетенции // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» ; отв. ред. Ю. М. Гусева. 2020. С. 330 -335.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // Вопросы психологии - 2001 - №3.
22. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с
23. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 48с.
24. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы // -URL: ЕГ 2019 основные подходы.рбГ (instrao.ru)(дата обращения 20.05.21)
25. Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся от 06.05.2019 N 590/219 (ред. от 24.12.2019) // Вестник образования, - 2019.
26. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. №1. С. 79-109.
27. Станкевич, П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования / П.В. Станкевич // Наука и школа. 2009. - №1. - С. 3-6.
28. Тесленко В.И., Латынцев С.В., Коммуникативная компетентность в контексте продуктивного взаимодействия: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 252 с.
29. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1979 - 160 с.
30. Усова, A.B. Концепция интегрированного естественнонаучного образования / A.B. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 43 с.
31. Янченко Е.В. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в системе трудовых отношений современного общества / Е. В. Янченко // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С. 163-169.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ