Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития

Работа №167993

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1.1. Психологические особенности старших дошкольников с задержкой
психического развития 11
1.2. Сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с
задержкой психического развития 17
1.3. Дидактический потенциал игровой технологии в развитии
коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по главе первой главе 52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития . 52
2.1. Организация и методики исследования 52
2.2. Интерпретация результатов констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 61
2.3. Интерпретация результатов контрольного этапа опытно¬
экспериментальной работы 75
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Библиография 98
Приложения 106

Актуальность проблемы и темы исследования.
В ФГОС ДО в четвертом разделе рассматриваются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В то же время в подпункте 4.6. рассматриваются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В качестве одного из значимых результатов специалисты выделяют способность обучающего к конструктивному взаимодействию. Так, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Также он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми и принимает участие в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Так же он осознанно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя и старается разрешать конфликты.
Анализ примерной адаптированной программы для детей с задержкой психического развития трактует, что слабость познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с задержкой психического развития в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. Это основные компоненты формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Одной из значимых задач программы является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к обучению в школе. ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности, а также в условиях инклюзивного образования, должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей.
В федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» одним из значимых целевых ориентиров является создание условий для обеспечения коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Обращает на себя внимание тот факт, что общение - первый вид социальной активности. Именно посредством общения ребенок получает необходимую информацию для его интеллектуального развития. В то же время именно общение выступает в качестве средства приобретения новых знаний, умений и навыков. Именно общение формирует и развивает коммуникативные способности, самосознание и самооценку ребенка.
Отечественные специалисты, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхановой-Славская, Б.М. Теплов и другие отмечают, что в процессе общения из индивида формируется личность. Таким образом, развитие коммуникативных способностей должно вести и к высшим уровням развития личности.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев в результатах проведенных исследований обращают внимание на то, что общение имеет прямое отношение к развитию коммуникативных способностей детей. Так, по мнению Л.И. Божович, именно общение в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме ведет к установлению связей ребенка с окружающими его людьми, а так же выступает основным компонентом общественных взаимоотношений. Таким образом, в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности, а так же к самому себе.
Обращает на себя внимание тот факт, что коммуникативные способности человека формируются и развиваются в раннем возрасте. Ведь уже в раннем возрасте у ребенка возникает потребность в общение, и он приобретает возможность, к установлению контактов. Говоря об общении, необходимо отметить, что согласно мнению представителям деятельностного подхода, именно общение выступает в отечественной психологии как обязательный элемент существования общества и правильного развития ребенка. Поскольку он должен с раннего детства постигать возможности взаимодействия с другими членами общества.
В то же время нельзя оставить без внимания тот факт, что в последние годы существенно выросло количество детей с проблемами в развитии. Наиболее заметными эти проблемы становятся в преддверии школьного обучения, именно в этот период развития отставание от сверстников становится очевидным.
Представляет интерес тот факт, что изучением проблемы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития начали заниматься в недавнем прошлом. В то же время, как самостоятельное научное направление, включающее специальную психологию, дефектологию и другие дисциплины оно выделилось лишь в шестидесятых годов прошлого столетия. Причины возникновения ЗПР рассматриваются в работах многих отечественных ученых, таких как М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, К.С. Лебединская и другие. Вышеназванные авторы указывают на многообразность их возникновения.
Говоря о причинах возникновения ЗПР у детей старшего дошкольного возраста следует отметить роль различных нарушений нервной системы или определенного анализатора. В результате таких нарушений возникает нетипичное строение и деятельность, как отдельных органов, так и всего организма в целом. Так, отклонения могут возникнуть как в процессе внутриутробного, послеродового развития так и в результате действия наследственных факторов.
Проанализировав научную педагогическую литературу, выделено противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с развитыми коммуникативными способностями и недостаточной разработанностью педагогических средств развития данных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства развития коммуникативных способностей старших дошкольного дошкольников с ЗПР? Все вышеописанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Объект исследования: коммуникативная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровая технология как педагогическое средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление, обоснование и реализация игровой технологии как педагогическое средство, способствующего развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет результативным, если разработать и реализовать игровую технологию как педагогическое средство, выстроенную с опорой на принципы индивидуализации и практико- ориентированности, состоящую из трех этапов (эмоциональный, когнитивный и поведенческий этапы), обогащенных играми коммуникативной направленности.
Для решения поставленной цели исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Раскрыть сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с ЗПР.
3. Выявить дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов; сравнение; обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение (Карта наблюдения за развитием коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
- эксперимент;
- количественный и качественный анализ, вычисление среднего арифметического.
Диагностические методики:
- методика «Владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику;
- методика «Наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения в условиях ДОУ»;
- методика «Игры с телефоном»;
- методика «Каты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»;
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения об объективных закономерностях психического развития детей. Положения были раскрыты JI.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
- концептуальный подход к исследованию общения, был разработан научной школой М.И. Лисиной. Опыт изучения общения нормативно развивающихся детей дошкольного возраста.
- теоретические позиции отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития были разработаны Е.А. Екжанова, С.Г. Шевченко и др.
Основные этапы исследования
Первый этап посвящен анализу исследований по проблеме развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, постановке проблемы исследования с определением и обоснованием педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований разработки и реализации в общеобразовательных организациях педагогических средств, способствующих развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
На втором этапе осуществлялись выявление и обоснование коррекционно - развивающего обеспечения, способствующего развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
Третий этап посвящен выявлению первоначального уровня развития коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством подобранного оценочно-диагностического инструментария.
Четвертый этап нацелен на развитие коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством игровой технологии.
Пятый этап нацелен на завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущность понятия «коммуникативные способности старших дошкольников с задержкой психического развития» и выделено «базовое ядро» коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана игровая технология в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы дополнить теорию и методологию игровой технологии положениями и выводами диссертации, которые объяснят необходимость направленного влияния игровой технологии на развитие коммуникативных навыков. Дети старшего дошкольного возраста с психическими проблемами; описание содержания средств и методов воздействия игровой техники на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой умственного развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей и родителей при решении проблем развития коммуникативных способностей детей в старшем дошкольном возрасте с ЗПР; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
а № ХХХ» муниципального образования города. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в количестве 30 человек, в том числе 12 девочек и 18 мальчиков.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования отражены в:
- материалах научно-практических конференций: XIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» (Новосибирск, март 2020 г.); Х11 региональной научно-методической конференции «педагогическая деятельность в теории и практике» (Братск, февраль 2020 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов» (Иркутск, декабрь 2020 г.); XIV Международной конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений ... Февральские чтения» (Курск, февраль 2021 г.);
- материалы диссертации отражены в двух публикациях автора.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования анализ современных исследований по данной проблеме, позволил выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР): отсутствие самостоятельности в речи; стойкое фонематическое недоразвитие; овладение средствами речи позже нормативных сроков и с достаточными трудностями; неготовность к внеситуативному и личностному общению со взрослыми; речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым очень кратковременный и неполноценный; у таких детей высокая истощаемость и усталость, низкий уровень самоконтроля на всех этапах развития речевой деятельности; низкая потребность в общении; общение со сверстниками и взрослыми носит практический характер.
Коммуникативные способности необходимы для нормального развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, они способствуют развитию личности, а также получать опыт исходя из общения с другими членами общества. Коммуникативные способности составляют основу в формировании внутреннего состояния ребенка. Поддержка взрослых людей, которые делятся коммуникативными способностями, дает возможность устранить неуверенность, тревожность и иные признаки ЗПР. Также такое взаимодействие способствует формированию ориентиров этической направленности. Появляется чувство уважения ко взрослому поколению.
Так же возрастает желание общаться со сверстниками в разных видах деятельности, которое в свою очередь оказывает влияние на возникновение и становление детского сообщества. Все вышеописанное способствует становлению коллективных отношений.
Дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, который включен в педагогический процесс в значительной степени, способствует развитию и совершенствованию у детей с ЗПР коммуникативных способностей. Так же обращает на себя внимание тот факт, что при использовании игровой технологии в педагогическом процессе у дошкольников появляются элементы творчества.
Реализованная игровая технология позволила выявить итоговый уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР исследуемых групп в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации игровой технологии, приблизительно 40% испытуемых имеют позитивные изменения уровня состояния коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня развития исследуемых составляющих по всем диагностическим методикам до значений менее 15% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанной и реализованной игровой технологии как психо лого- педагогическое средство, выстроенное с опорой на принципы индивидуализации и практико-ориентированности, обогащенной играми коммуникативной направленности для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абакумова Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2007. - 320 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Смысл, 1991. - 299 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. Издание: Мозаика-Синтез. 2005. - 401 с.
4. Богданова Е. Л. Я и Другой: диалог или конфронтация? Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность/ под ред. В. И. Кабрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - С. 192-202.
5. Богданова Е. Л., Богданова О. Е. Когнитивный подход к развитию межкультурной компетентности в условиях лингвистического образования / Формирование иноязычной межкультурной компетентности студентов в условиях современного образовательного процесса; под науч. ред. С. К. Гураль ; Том. гос. ун-т. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. - С. 45 - 117.
6. Богданова Е.Л. Психолого-педагогические условия, развитие и становление детских смыслов (сохраняющая педагогика в образовательном пространстве Сибири). - Томск: Томский государственный университет,
2002. - 505 с.
7. Богомаз С. А. Выявление и оценка психологических эффектов социализации при формировании коммуникативного типа у лиц разного возраста / С. А. Богомаз, Н. А. Тренькаева / Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В. И. Кабрина и О. И. Муравьевой.
- Томск: Издательство Томского государственного университета, 2004. - с. 244-254.
8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Издание: Издательство МГУ. 1982. -200с.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. Издание: Педагогика. 1983. -272с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
11. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие.
- Спб.: Каро, 2005. - 288с.
12. Выготский Л. С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс , 2002. - 1008 с.
13. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера: Собр. соч. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 153-165.
14. Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка: Хрестоматия по психологии/ Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 409—416.
15. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский Т. 6 — Москва: Педагогика, 1983. С. 153-165
16. Галигузова Л.Н. Диагностика психического развития ребенка. Издание: Мозаика-Синтез. 2013., -126 с.
17. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. Издание: Владос. 2006., -234 с.
18. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Издание: АРКТИ. 2005.-68с.
19. Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Н.Н. Абакумова, Т.Г. Бохан, О.А. Брылева и др.; Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 292 с.
- (Серия «Монографии»; вып. 15).
20. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Издание: Речь. 2003., -190 с.
21. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Издание: Народная асвета. 1980.-256с.
22. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Издание: ЁЁ Медиа. 1979.,
- 340 с.
23. Коротеева Е.М.
24. Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Издание: Академический Проект, Трикста. 2013. -304с.
25. Лебединская К.С. Задержка психического развития у детей // Глава в сб.: Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. - 340 с.
26. Лебединская К.С. Клиническая характеристика задержки психического развития / Глава в обзорном бюллетене Министерства просвещения и АПН СССР: Задержка психического развития и пути ее преодоления. Под ред. Т.А.Власовой, 1976., - 45 с.
27. Лебединская К.С. Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза. Канд. дисс., 1964., - 34 с.
28. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах. Том 2. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. Издание: ЧеРо. 2006., - 280 с.
29. Леонтьев А.Н. Личность как предмет психологического исследования // Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004 - С. 352.
30. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении /М. И. Лисина; Санкт- Петербург: Питер- 2009 - 320 с
31. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении /М. И. Лисина; Санкт- Петербург: Питер- 2009 - 320 с.
32. Лубовский В.И. Специальная психология в 2-х томах. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Издание: Юрайт. 2016., - 450 с.
33. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М., 1993., - 560 с.
34. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и
нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М., 1993., - 360 с.
35. Михайленко, Нинель Яковлевна; Короткова, Надежда Александровна. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Педагогика, 1990. - 159 с. - (Педагогика - родителям). - Биб-лиогр.: с. 157. - ISBN 5-7155-0228-4.
36. Михайлов Л. А., Михайлов А. Л., Соломин В. П. Психология общения: Учеб. пособие. - СПб.: Образование, 1994. - 103 с.,
37. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. Автореферат дис. д. психол. наук, 1995.-44 с.
38. Мухина В. С. Детская психология. Издание: Просвещение. 1985.-272с.
39. Немов Р. С. Общая психология. Издание: Питер. 2009.-304с.
40. Немов Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности. Издание: Юрайт. 2014.-752с.
41. Никашина, Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина / Логопедия : Метод. наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. фак. пед. вузов: В 5-и кн. / Под ред. Л. С. Волковой. - М.,
2003. - Кн. 5. - С. 153-157.
42. Новиков А. М. Основания педагогики. Издание: Эгвес. 2010.-208с.
43. Новоселова С.Л. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни / С. Новоселова / Дошкольное воспитание. - № 9. - 2004., с. 350-357
44. Певзнер М. С. Власова Т. А., Юркова И. А. [и др.] Дети с временными задержками в развитии. М., 1971. - 287 с.
45. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии под ред. М. С. Певзнер. М., 1968. - 340 с.
46. Певзнер М. С., Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. - 291 с.
47. Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей- олигофренов. М., 1963. С. 250-260
48. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года. [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
49. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ЗПР / Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
51. Рузская А. Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослыми : Речь дошкольников с разным уровнем развития коммуникативной деятельности / А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов дошк. отдний и фак. высш. и сред. пед. учеб. за-ве-де-ний / сост.: М. М. Алек-се-е-ва, В. И. Яши-на. - М., 1999, 2000. - С. 165-169.
52. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998, 670 с.
53. Селиванов, Владимир Семенович. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающ. по спец. "Педагогика и психология" и "Соц. педагогика" / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., - 780 с.
54. Ситуационные, личностные детерминаты и типы одиночества
подростков. Автореферат дис. д. психол. наук, 2020.-14с.
55. Слепович Е. С., Поляков А. М. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи / Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 34-41
56. Смирнова Е. О. Детская психология. Издание: Владос. 2008., - с. 890 с.
57. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. Издание: Владос. 2005., - 450 с.
58. Сошина Н.Л. Формирование конструктивного поведения подростков в ситуациях притеснения в условиях закрытых образовательных учреждений. Автореферат дис. д. психол. наук, 2018.-32с.
59. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536
60. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных
различий. Издание: модэк, мпси. 2009.-640С.
61. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Издание: Academia. 2011.- 176с.
62. Утробина, В. Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику: диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07. - Москва, 1995. - 165 с.
63. ФГОС: Выявление особых общеобразовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачевой. - Москва: Национальный книжный центр, 2016., - 570 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.
65. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Издание: Генезис. 2010.¬544с.
66. Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с ЗПР. Дефектология., 1974г., №1. стр.11-19.
67. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Издание: Феникс. 2005.-256с.
68. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2001., - 960 с.
69. Aderman D. Empathic observations of an innocact victim / D. Aderman, Sh. Brehm, J.Katzl // Of personality and soc. psychology. 1977. - Vol. 29(3). Chris Hatton (1998) Pragmatic language skills in people with intellectual disabilities: A review, Journal of Intellectual & Developmental Disability, 23:1, 79-100,doi:10.1080/13668259800033601
70. Ellen B. Braaten (2018). Intellectual Disability, Assessment of Children With. (n.d.). The SAGE Encyclopedia of Intellectual and Developmental Disorders. doi:10.4135/9781483392271.n259
71. Iacono, T.A., Waring, R.E., & Chan, J.B. (1996). Sampling communicative behaviours in children with intellectual disability in structured and unstructured situations. International Journal of Language & Communication Disorders, 31(2), 106-120. doi:10.3109/13682829609042215
72. Jill Drysdale, Mrs Jackie Casey & Alison Porter-Armstrong (2008) Effectiveness of training on the community skills of children with intellectual disabilities, Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 15:4, 247-255, doi: 10.1080/11038120802456136
73. Lucinda Mora, Kellie van Sebille & Lloyd Neill (2018) An evaluation of play therapy for children and young people with intellectual disabilities, Research and Practice in Intellectual and Developmental Disabilities, 5:2, 178-191, doi: 10.1080/23297018.2018.1442739
74. Randall L. Astramovich, Catherine Lyons & Nancy J. Hamilton (2015) Play Therapy for Children With Intellectual Disabilities, Journal of Child and Adolescent Counseling, 1:1, 27-36, doi:10.1080/23727810.2015.1015904


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ