Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития
|
Введение 3
1.1. Психологические особенности старших дошкольников с задержкой
психического развития 11
1.2. Сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с
задержкой психического развития 17
1.3. Дидактический потенциал игровой технологии в развитии
коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по главе первой главе 52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития . 52
2.1. Организация и методики исследования 52
2.2. Интерпретация результатов констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 61
2.3. Интерпретация результатов контрольного этапа опытно¬
экспериментальной работы 75
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Библиография 98
Приложения 106
1.1. Психологические особенности старших дошкольников с задержкой
психического развития 11
1.2. Сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с
задержкой психического развития 17
1.3. Дидактический потенциал игровой технологии в развитии
коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по главе первой главе 52
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития . 52
2.1. Организация и методики исследования 52
2.2. Интерпретация результатов констатирующего и формирующего этапов
опытно-экспериментальной работы 61
2.3. Интерпретация результатов контрольного этапа опытно¬
экспериментальной работы 75
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Библиография 98
Приложения 106
Актуальность проблемы и темы исследования.
В ФГОС ДО в четвертом разделе рассматриваются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В то же время в подпункте 4.6. рассматриваются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В качестве одного из значимых результатов специалисты выделяют способность обучающего к конструктивному взаимодействию. Так, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Также он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми и принимает участие в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Так же он осознанно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя и старается разрешать конфликты.
Анализ примерной адаптированной программы для детей с задержкой психического развития трактует, что слабость познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с задержкой психического развития в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. Это основные компоненты формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Одной из значимых задач программы является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к обучению в школе. ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности, а также в условиях инклюзивного образования, должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей.
В федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» одним из значимых целевых ориентиров является создание условий для обеспечения коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Обращает на себя внимание тот факт, что общение - первый вид социальной активности. Именно посредством общения ребенок получает необходимую информацию для его интеллектуального развития. В то же время именно общение выступает в качестве средства приобретения новых знаний, умений и навыков. Именно общение формирует и развивает коммуникативные способности, самосознание и самооценку ребенка.
Отечественные специалисты, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхановой-Славская, Б.М. Теплов и другие отмечают, что в процессе общения из индивида формируется личность. Таким образом, развитие коммуникативных способностей должно вести и к высшим уровням развития личности.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев в результатах проведенных исследований обращают внимание на то, что общение имеет прямое отношение к развитию коммуникативных способностей детей. Так, по мнению Л.И. Божович, именно общение в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме ведет к установлению связей ребенка с окружающими его людьми, а так же выступает основным компонентом общественных взаимоотношений. Таким образом, в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности, а так же к самому себе.
Обращает на себя внимание тот факт, что коммуникативные способности человека формируются и развиваются в раннем возрасте. Ведь уже в раннем возрасте у ребенка возникает потребность в общение, и он приобретает возможность, к установлению контактов. Говоря об общении, необходимо отметить, что согласно мнению представителям деятельностного подхода, именно общение выступает в отечественной психологии как обязательный элемент существования общества и правильного развития ребенка. Поскольку он должен с раннего детства постигать возможности взаимодействия с другими членами общества.
В то же время нельзя оставить без внимания тот факт, что в последние годы существенно выросло количество детей с проблемами в развитии. Наиболее заметными эти проблемы становятся в преддверии школьного обучения, именно в этот период развития отставание от сверстников становится очевидным.
Представляет интерес тот факт, что изучением проблемы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития начали заниматься в недавнем прошлом. В то же время, как самостоятельное научное направление, включающее специальную психологию, дефектологию и другие дисциплины оно выделилось лишь в шестидесятых годов прошлого столетия. Причины возникновения ЗПР рассматриваются в работах многих отечественных ученых, таких как М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, К.С. Лебединская и другие. Вышеназванные авторы указывают на многообразность их возникновения.
Говоря о причинах возникновения ЗПР у детей старшего дошкольного возраста следует отметить роль различных нарушений нервной системы или определенного анализатора. В результате таких нарушений возникает нетипичное строение и деятельность, как отдельных органов, так и всего организма в целом. Так, отклонения могут возникнуть как в процессе внутриутробного, послеродового развития так и в результате действия наследственных факторов.
Проанализировав научную педагогическую литературу, выделено противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с развитыми коммуникативными способностями и недостаточной разработанностью педагогических средств развития данных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства развития коммуникативных способностей старших дошкольного дошкольников с ЗПР? Все вышеописанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Объект исследования: коммуникативная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровая технология как педагогическое средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление, обоснование и реализация игровой технологии как педагогическое средство, способствующего развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет результативным, если разработать и реализовать игровую технологию как педагогическое средство, выстроенную с опорой на принципы индивидуализации и практико- ориентированности, состоящую из трех этапов (эмоциональный, когнитивный и поведенческий этапы), обогащенных играми коммуникативной направленности.
Для решения поставленной цели исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Раскрыть сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с ЗПР.
3. Выявить дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов; сравнение; обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение (Карта наблюдения за развитием коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
- эксперимент;
- количественный и качественный анализ, вычисление среднего арифметического.
Диагностические методики:
- методика «Владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику;
- методика «Наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения в условиях ДОУ»;
- методика «Игры с телефоном»;
- методика «Каты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»;
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения об объективных закономерностях психического развития детей. Положения были раскрыты JI.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
- концептуальный подход к исследованию общения, был разработан научной школой М.И. Лисиной. Опыт изучения общения нормативно развивающихся детей дошкольного возраста.
- теоретические позиции отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития были разработаны Е.А. Екжанова, С.Г. Шевченко и др.
Основные этапы исследования
Первый этап посвящен анализу исследований по проблеме развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, постановке проблемы исследования с определением и обоснованием педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований разработки и реализации в общеобразовательных организациях педагогических средств, способствующих развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
На втором этапе осуществлялись выявление и обоснование коррекционно - развивающего обеспечения, способствующего развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
Третий этап посвящен выявлению первоначального уровня развития коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством подобранного оценочно-диагностического инструментария.
Четвертый этап нацелен на развитие коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством игровой технологии.
Пятый этап нацелен на завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущность понятия «коммуникативные способности старших дошкольников с задержкой психического развития» и выделено «базовое ядро» коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана игровая технология в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы дополнить теорию и методологию игровой технологии положениями и выводами диссертации, которые объяснят необходимость направленного влияния игровой технологии на развитие коммуникативных навыков. Дети старшего дошкольного возраста с психическими проблемами; описание содержания средств и методов воздействия игровой техники на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой умственного развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей и родителей при решении проблем развития коммуникативных способностей детей в старшем дошкольном возрасте с ЗПР; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
а № ХХХ» муниципального образования города. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в количестве 30 человек, в том числе 12 девочек и 18 мальчиков.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования отражены в:
- материалах научно-практических конференций: XIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» (Новосибирск, март 2020 г.); Х11 региональной научно-методической конференции «педагогическая деятельность в теории и практике» (Братск, февраль 2020 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов» (Иркутск, декабрь 2020 г.); XIV Международной конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений ... Февральские чтения» (Курск, февраль 2021 г.);
- материалы диссертации отражены в двух публикациях автора.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
В ФГОС ДО в четвертом разделе рассматриваются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В то же время в подпункте 4.6. рассматриваются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В качестве одного из значимых результатов специалисты выделяют способность обучающего к конструктивному взаимодействию. Так, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Также он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми и принимает участие в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Так же он осознанно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя и старается разрешать конфликты.
Анализ примерной адаптированной программы для детей с задержкой психического развития трактует, что слабость познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с задержкой психического развития в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. Это основные компоненты формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Одной из значимых задач программы является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к обучению в школе. ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности, а также в условиях инклюзивного образования, должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей.
В федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» одним из значимых целевых ориентиров является создание условий для обеспечения коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Обращает на себя внимание тот факт, что общение - первый вид социальной активности. Именно посредством общения ребенок получает необходимую информацию для его интеллектуального развития. В то же время именно общение выступает в качестве средства приобретения новых знаний, умений и навыков. Именно общение формирует и развивает коммуникативные способности, самосознание и самооценку ребенка.
Отечественные специалисты, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхановой-Славская, Б.М. Теплов и другие отмечают, что в процессе общения из индивида формируется личность. Таким образом, развитие коммуникативных способностей должно вести и к высшим уровням развития личности.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев в результатах проведенных исследований обращают внимание на то, что общение имеет прямое отношение к развитию коммуникативных способностей детей. Так, по мнению Л.И. Божович, именно общение в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме ведет к установлению связей ребенка с окружающими его людьми, а так же выступает основным компонентом общественных взаимоотношений. Таким образом, в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности, а так же к самому себе.
Обращает на себя внимание тот факт, что коммуникативные способности человека формируются и развиваются в раннем возрасте. Ведь уже в раннем возрасте у ребенка возникает потребность в общение, и он приобретает возможность, к установлению контактов. Говоря об общении, необходимо отметить, что согласно мнению представителям деятельностного подхода, именно общение выступает в отечественной психологии как обязательный элемент существования общества и правильного развития ребенка. Поскольку он должен с раннего детства постигать возможности взаимодействия с другими членами общества.
В то же время нельзя оставить без внимания тот факт, что в последние годы существенно выросло количество детей с проблемами в развитии. Наиболее заметными эти проблемы становятся в преддверии школьного обучения, именно в этот период развития отставание от сверстников становится очевидным.
Представляет интерес тот факт, что изучением проблемы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития начали заниматься в недавнем прошлом. В то же время, как самостоятельное научное направление, включающее специальную психологию, дефектологию и другие дисциплины оно выделилось лишь в шестидесятых годов прошлого столетия. Причины возникновения ЗПР рассматриваются в работах многих отечественных ученых, таких как М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, К.С. Лебединская и другие. Вышеназванные авторы указывают на многообразность их возникновения.
Говоря о причинах возникновения ЗПР у детей старшего дошкольного возраста следует отметить роль различных нарушений нервной системы или определенного анализатора. В результате таких нарушений возникает нетипичное строение и деятельность, как отдельных органов, так и всего организма в целом. Так, отклонения могут возникнуть как в процессе внутриутробного, послеродового развития так и в результате действия наследственных факторов.
Проанализировав научную педагогическую литературу, выделено противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в личности с развитыми коммуникативными способностями и недостаточной разработанностью педагогических средств развития данных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства развития коммуникативных способностей старших дошкольного дошкольников с ЗПР? Все вышеописанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Объект исследования: коммуникативная деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровая технология как педагогическое средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявление, обоснование и реализация игровой технологии как педагогическое средство, способствующего развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет результативным, если разработать и реализовать игровую технологию как педагогическое средство, выстроенную с опорой на принципы индивидуализации и практико- ориентированности, состоящую из трех этапов (эмоциональный, когнитивный и поведенческий этапы), обогащенных играми коммуникативной направленности.
Для решения поставленной цели исследования нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Раскрыть сущность коммуникативных способностей старших дошкольников с ЗПР.
3. Выявить дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов; сравнение; обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение (Карта наблюдения за развитием коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития);
- эксперимент;
- количественный и качественный анализ, вычисление среднего арифметического.
Диагностические методики:
- методика «Владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику;
- методика «Наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения в условиях ДОУ»;
- методика «Игры с телефоном»;
- методика «Каты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»;
Теоретико-методологическая основа исследования:
- положения об объективных закономерностях психического развития детей. Положения были раскрыты JI.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
- концептуальный подход к исследованию общения, был разработан научной школой М.И. Лисиной. Опыт изучения общения нормативно развивающихся детей дошкольного возраста.
- теоретические позиции отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития были разработаны Е.А. Екжанова, С.Г. Шевченко и др.
Основные этапы исследования
Первый этап посвящен анализу исследований по проблеме развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, постановке проблемы исследования с определением и обоснованием педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований разработки и реализации в общеобразовательных организациях педагогических средств, способствующих развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
На втором этапе осуществлялись выявление и обоснование коррекционно - развивающего обеспечения, способствующего развитию исследуемого феномена в условиях ОО.
Третий этап посвящен выявлению первоначального уровня развития коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством подобранного оценочно-диагностического инструментария.
Четвертый этап нацелен на развитие коммуникативных способностей детей с ЗПР, посредством игровой технологии.
Пятый этап нацелен на завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущность понятия «коммуникативные способности старших дошкольников с задержкой психического развития» и выделено «базовое ядро» коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработана игровая технология в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы дополнить теорию и методологию игровой технологии положениями и выводами диссертации, которые объяснят необходимость направленного влияния игровой технологии на развитие коммуникативных навыков. Дети старшего дошкольного возраста с психическими проблемами; описание содержания средств и методов воздействия игровой техники на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой умственного развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей и родителей при решении проблем развития коммуникативных способностей детей в старшем дошкольном возрасте с ЗПР; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
а № ХХХ» муниципального образования города. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в количестве 30 человек, в том числе 12 девочек и 18 мальчиков.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования отражены в:
- материалах научно-практических конференций: XIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» (Новосибирск, март 2020 г.); Х11 региональной научно-методической конференции «педагогическая деятельность в теории и практике» (Братск, февраль 2020 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов» (Иркутск, декабрь 2020 г.); XIV Международной конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений ... Февральские чтения» (Курск, февраль 2021 г.);
- материалы диссертации отражены в двух публикациях автора.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
В ходе проведенного исследования анализ современных исследований по данной проблеме, позволил выделить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР): отсутствие самостоятельности в речи; стойкое фонематическое недоразвитие; овладение средствами речи позже нормативных сроков и с достаточными трудностями; неготовность к внеситуативному и личностному общению со взрослыми; речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым очень кратковременный и неполноценный; у таких детей высокая истощаемость и усталость, низкий уровень самоконтроля на всех этапах развития речевой деятельности; низкая потребность в общении; общение со сверстниками и взрослыми носит практический характер.
Коммуникативные способности необходимы для нормального развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, они способствуют развитию личности, а также получать опыт исходя из общения с другими членами общества. Коммуникативные способности составляют основу в формировании внутреннего состояния ребенка. Поддержка взрослых людей, которые делятся коммуникативными способностями, дает возможность устранить неуверенность, тревожность и иные признаки ЗПР. Также такое взаимодействие способствует формированию ориентиров этической направленности. Появляется чувство уважения ко взрослому поколению.
Так же возрастает желание общаться со сверстниками в разных видах деятельности, которое в свою очередь оказывает влияние на возникновение и становление детского сообщества. Все вышеописанное способствует становлению коллективных отношений.
Дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, который включен в педагогический процесс в значительной степени, способствует развитию и совершенствованию у детей с ЗПР коммуникативных способностей. Так же обращает на себя внимание тот факт, что при использовании игровой технологии в педагогическом процессе у дошкольников появляются элементы творчества.
Реализованная игровая технология позволила выявить итоговый уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР исследуемых групп в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации игровой технологии, приблизительно 40% испытуемых имеют позитивные изменения уровня состояния коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня развития исследуемых составляющих по всем диагностическим методикам до значений менее 15% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанной и реализованной игровой технологии как психо лого- педагогическое средство, выстроенное с опорой на принципы индивидуализации и практико-ориентированности, обогащенной играми коммуникативной направленности для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Коммуникативные способности необходимы для нормального развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, они способствуют развитию личности, а также получать опыт исходя из общения с другими членами общества. Коммуникативные способности составляют основу в формировании внутреннего состояния ребенка. Поддержка взрослых людей, которые делятся коммуникативными способностями, дает возможность устранить неуверенность, тревожность и иные признаки ЗПР. Также такое взаимодействие способствует формированию ориентиров этической направленности. Появляется чувство уважения ко взрослому поколению.
Так же возрастает желание общаться со сверстниками в разных видах деятельности, которое в свою очередь оказывает влияние на возникновение и становление детского сообщества. Все вышеописанное способствует становлению коллективных отношений.
Дидактический потенциал игровой технологии в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, который включен в педагогический процесс в значительной степени, способствует развитию и совершенствованию у детей с ЗПР коммуникативных способностей. Так же обращает на себя внимание тот факт, что при использовании игровой технологии в педагогическом процессе у дошкольников появляются элементы творчества.
Реализованная игровая технология позволила выявить итоговый уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР исследуемых групп в рамках завершающего этапа ОЭР посредством методик, используемых на констатирующем этапе ОЭР. Полученные результаты продемонстрировали, что по результатам реализации игровой технологии, приблизительно 40% испытуемых имеют позитивные изменения уровня состояния коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же максимальное снижение проявления низкого уровня развития исследуемых составляющих по всем диагностическим методикам до значений менее 15% от общего числа испытуемых. При довольно высоких результатах диагностирования на констатирующем этапе ОЭР, результаты завершающего этапа ОЭР можно считать позитивными, что демонстрирует результативность внедрения разработанной и реализованной игровой технологии как психо лого- педагогическое средство, выстроенное с опорой на принципы индивидуализации и практико-ориентированности, обогащенной играми коммуникативной направленности для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР следовательно, ранее выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию социально-
коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ОБОГОЩЕНИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по обогащению словаря старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале имен прилагательных)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной монологической речи старших дошкольников с
задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с
окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при помощи игровых технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



