Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 8-9 КЛАССАХ

Работа №167991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
1.1. Формирование возрастных картографических умений на уроках истории 9
1.2. Методика работы с исторической картой 13
1.3. Типы исторических карт 18
ГЛАВА 2. РЕСУРСЫ И ДЕФИЦИТЫ РАЗВИТИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ НАПОЛЕОНА В 8-9 КЛАССАХ 21
2.1. Анализ учебников, рабочих тетрадей и картографических материалов .. 21
2.2. Обзор поурочных рекомендаций 25
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННЫХ
ПОХОДОВ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА В 8-9 КЛАССАХ 29
3.1. Методические рекомендации к ЕГЭ 29
3.2. Задания для развития картографических умений 33
Заключение 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Приложение 48

Актуальность данной темы особенно очевидна в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который требует, чтобы урок был построен таким образом, чтобы каждый ученик мог извлекать знания из различных источников. Умение работать с картами в целом развивает внимание, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, а также способствует развитию исторического сознания и формированию исторического мировоззрения. Более того, картографическая грамотность учащихся является неотъемлемой частью исторического образования и востребована в современных социально-политических условиях.
Изучение истории является неотъемлемой частью школьной программы, и использование исторических карт имеет большое значение в преподавании истории. Возможность использовать картографическую наглядность помогает активизировать познавательную деятельность на уроках истории и способствует развитию универсальных учебных действий и критического мышления у учащихся 1. Контентная линия исторического пространства является одним из важнейших компонентов исторических знаний учащихся,
В дополнение к вышесказанному, проблема Единого государственного экзамена (ЕГЭ) придает дополнительную актуальность преподаванию картографических умений на уроках истории, т.к. ЕГЭ включает в себя картографические задания. Однако часто наблюдается, что учащиеся с трудом справляются с этими заданиями, что подчеркивает недостаток в обучении картографическим умениям. Важно разработать эффективные методы обучения на уроках истории, которые подготовят учащихся к выполнению картографических задач в ЕГЭ и за его пределами. Решая эту проблему, мы можем улучшить качество исторического образования и улучшить общие результаты обучения учащихся в области истории. Поэтому ограничимся возможностями развития картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта на уроках по истории в 8-9 классах
Степень изученности. Уровень знаний о проблеме картографических умений в преподавании истории относительно высок, при этом доступно значительное количество литературы по этой теме. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.Т. Студеникин и другие методисты писали об использовании картографического материала в преподавании истории. Работа М.Т. Студеникина основана на работах А.И. Стражева и Г.И. Годера и содержит общее описание исторических карт, методических приемов формирования пространственных представлений и типов картографического материала. Также совместная работа Коротковой М. В., Студеникина М. Т. направлена на рассмотрении основных факторов процесса обучения. Пособие Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой описывает работу с различными типами карт в младшей, средней и старшей школе и предлагает типологию познавательных задач. В статье И.А. Щуриновой обсуждаются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при работе с историческими картами, и предлагаются методы их преодоления. А.Ю. Морозов и С.А. Маркин создали пособия, содержащие задания, направленные на совершенствование картографических умений при решении задач. Использование художественней литературы в преподавании новой истории (методические указания) А. А. Вагин новой истории
Литература свидетельствует о том, что картографические умения необходимы для развития у учащихся пространственных представлений и понимания исторических событий. Однако существует необходимость в дальнейших исследованиях и практических рекомендациях о том, как эффективно интегрировать картографические умения в преподавание истории. Стоит также отметить, что работы по методике развития картографических умений при изучении военных походов наполеона в 8-9 классах есть, но встречаются лишь в пособиях подготовки к ЕГЭ.
Цель: определить возможности развития картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта на уроках по истории в 8-9 классах.
Задачи:
1. Определить, какие картографические умения развиваются на уроках истории, методы их формирования, типы используемых карт.
2. Выявить ресурсы и дефициты развития картографический умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта в 8-9 классах.
3. Разработать рекомендации по развитию картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта в 8-9 классах.
Объектом исследования является развитие картографических умений на уроках истории.
Предметом исследования являются возможности развития картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта на уроках по истории в 8-9 классах.
Методология исследования. При написании выпускной квалификационной работы использовался аналитический метод и метод обобщения данных.
Источниковую базу исследования для 8-9 классов по всеобщей истории составили государственные документы, регламентирующие политику в сфере образования: Закон Российской Федерации «Об образовании» , Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ФГОС . К УМК «Просвещения» по всеобщей истории 8 -9 и истории России 9 класс ; Атлас. История нового времени , Атлас. История России 9 класс и атлас с контурными картами XIX и поурочные разработки по всеобщей истории8 -9 , поурочные разработки истории России 9 класс. К художественной литературе относятся произведения В. Гюго , А. И. Пикуля и Ф. Стендаля .
Научная новизна квалификационной работы заключается в анализе методов работы с картами на уроках истории в качестве средства достижения предметных и метапредметных результатов обучения.
Практическая значимость этой ВКР заключается в предоставлении рекомендаций по улучшению обучения картографическим умениям на уроках истории в школе, основанных на анализе ресурсов и недостатков в развитии этих умений.
Апробация. В рамках педагогической практики в МБОУ СШ №21 была применена разработка урока по теме ««Европа в годы Французской революции» в 8-х классах. Разбор некоторых вопросов прошел в рамках XVII Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций. Образование как фактор социально-политического развития» (Красноярск, 24.11.2022 г.), опубликована статья «Ресурсы и дефициты развития картографических умений при изучении наполеоновских войн на уроках по всеобщей истории в школе» .
Структура работы отражает специфику изучаемой темы, определяется целью и задачами исследования:
1. Введение
2. Основная часть, состоящая из трёх глав:
• Глава 1. Дается определение понятию картографических умений, возрастных умений, показаны различные методики преподавания для развития умений, рассматриваются типы карт.
• Глава 2. Проводится анализ учебников, рабочих тетрадей, поурочных рекомендаций и картографических материалов. Выделяются ресурсы и дефициты развития картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта в 8-9 классах.
• Глава 3. Применяется теоретическая методика для практической части и даются рекомендации.
3. Заключение;
4. Список источников и литературы;
5. Приложение. В приложении содержится статья, написанная по материалам выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате написания выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
1. При изучении теории с картами на уроках истории раскрыто понятие картографических умений, которое означает совокупность приёмов и заданий. Они включает в себя как определение местоположения исторических событий, добавление визуальных элементов к картам, чтение легенд и сравнение явлений на карте. Рассмотрены и методы работы с историческими картами в классе. Эти методы включают коммуникативное взаимодействие, сравнительный анализ и практическое закрепление. Коммуникативное взаимодействие в сочетании с пояснением помогает учащимся эффективно ориентироваться на картах и интерпретировать их. Сравнительный анализ позволяет глубже понять исторические явления, изучая различные карты, изображающие одну и ту же местность в разные периоды времени. Практическое закрепление с помощью упражнений, заданий и совместной деятельности активно вовлекает учащихся в работу с картами. Также были рассмотрены типы карт, которые школьный учитель может использовать на своём уроке, но с развитием цифровых технологий, большое значение отдается цифровым интерактивным картам, которые имеют свои сильные стороны в вариативности. Можно сказать, что у современного учителя истории есть широкий спектр выбора проведения урока для развития картографических умений в соответствии с возрастными рамками
2. Были проанализированы учебники, рабочие тетради, поурочные рекомендации и картографические материалы с точки зрения ресурсов и дефицитов развития картографических умений при изучении военных походов Наполеона Бонапарта в 8-9 классах. Важно признать ресурсы и недостатки, которые существуют в развитии умений. Интерактивные лекции и дискуссии, групповые занятия, индивидуальные задания помогают учащимся понять исторический контекст, проанализировать карты и ключевые военные стратегии, а также развить навыки принятия решений.
3. Были предложены рекомендации по ЕГЭ и развитию картографических умений. Важно подчеркнуть, что работа с историческими картами, наряду с другими источниками, не требует выделения специального времени в рамках учебного занятия. Эти методы позволяют беспрепятственно интегрировать исторические карты на любом этапе урока. Практическое применение этих подходов в педагогической практике на уроках истории подчеркивает их актуальность и эффективность в достижении желаемых результатов.
При апробации в школе №21 г. Красноярска предложенные методы были легко понятны учащимся 8-х классов, которые взялись за материал и проявили живой интерес к его усвоению. Систематическая работа в этом направлении на протяжении всего процесса изучения истории, вероятно, даст более высокие результаты в подготовке к экзамену и успеваемости по сравнению с традиционными подходами, основанными на задачах.
Последовательно применяя эти методы, учащиеся могут развить более глубокое понимание исторических событий и улучшить свои навыки аналитического и критического мышления. Работа с историческими картами не только способствует развитию картографических умений, но и способствует более целостному пониманию исторических процессов и взаимосвязей.



1. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (дата
обращения: 15.04.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ред. от 11.12.2020) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897): — URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot17122010-n-1897/(дата обращения: 15.04.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/(дата обращения 03.04.2023).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2023).
Учебно-методические комплексы:
1. Атлас. История нового времени. XIX век. 8 класс. 27 -е изд. М.: Дрофа, 2020. 39 с.
2. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные рекомендации. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ T. B. Коваль, A. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2017. 165 с.
3. История России. XIX в. 8 класс. Атлас с контурными картами. 4-е изд. М.: Просвещение/Дрофа, 2022. 48 с.
4. Несмелова М. Л. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные рекомендации. 9 класс учеб пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017. 249 с.
5. Поурочные разработки по истории России в 9 классе: пособие для учителя / Е.М. Сорокина, Д. И. Чернов. 2-е изд. М.: ВАКО, 2021. 352 с.
6. Торкунова А.В. История России. 9 класс. Атлас: учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 2020. 40 с.
7. Тороп В.В. История России. 9 класс. Атлас: М.: Просвещение, 2022. 39 с.
8. Тороп В.В. История России. 9 класс. Контурные карты. М.: Просвещение,
2019. 14 с.
9. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 2 -е изд. М.: Просвещение, 2020. 255 с.
10. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. учеб. для общеобразоват. организаций. 3-е изд. М.: Просвещение, 2022. 239 с.
11. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История Нового времени.
8 класс. Рабочая тетрадь. 4-е изд. М.: Просвещение, 2021. 112 с.
12. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. История Нового времени.
9 класс. Рабочая тетрадь. 5-е изд. М.: Просвещение, 2022. 160 с.
13. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Бовыкин Д. Ю., Медяков А. С. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2020. 255 с.
Художественная литература
1. Гюго В. Отверженные. М.: Азбука, 2022. 704 с.
2. Пикуль А.И. Кровь, слезы и лавры. М.: АСТ, Вече, 2008. 592 с.
3. Стендаль Ф. Пармская обитель. СПб.: Речь, 2018. 416 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 9.
2. Белов Д.А. Ресурсы и дефициты развития картографических умений при
изучении наполеоновских войн на уроках по всеобщей истории в школе // История мировых цивилизаций. Образование как фактор социально-политического развития: материалы XVII Всероссийской научной
конференции, посвященной памяти С. И. Кангуна. Красноярск, 24 ноября 2022 г. Красноярск, 2023 [Электронный ресурс] /отв. ред. А.Г. Канаев; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023. С. 152-156.
3. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1998. 224 с.
4. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917). М.: Просвещение, 1978. 272 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. 384 с.
6. Глазырина Т. Н. Методика преподавания истории: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-21 03 01 «История». Новополоцк: ПГУ, 2011. 356 с.
7. Донирова Д. Б. Интерактивная карта как средство развития историко-
пространственных представлений у учащихся на уроках истории // Молодой ученый. 2018.№ 25 (211). С. 296-297. URL: https://moluch.ru/archive/211/
51714/ (дата обращения: 02.04.2023).
8. Европа в 1799-1815 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.
ru/material/evropa-v-1799—1815 gg/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=orga nic &utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения:
18.12. 2022).
9. Египетский поход [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.
org/wiki/Iл'ииетский иоход;;/1пес11а/<Файл:Strategic Situation of Europe 1798..j p (дата обращения: 18.12. 2022).
10. Ермакова Е.А. Методические пути формирования умения сравнивать исторические карты в обучении истории России (на примере 6 класса) // Преподавание истории в школе. 2016. №4.
11. Иванов О.В., Морозов А. А. Проблемы формирования картографических умений у школьников на уроках истории // Преподавание истории в школе.
2020. № 3.
12. Ковешникова О.Т., Ермакова Е. А. Методические пути формирования картографических умений на уроках истории России в 7 классе // Преподавание истории в школе. 2015. №9.
13. Коровкин Ф.П., Запорожец Н.И. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. 284 с.
14. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 1999. 191 с.
15. Маркин С.А. История. Работа с исторической картой, схемой: пособие для подготовки к ОГЭ / С.А. Маркин. Ростов н/Д., 2017. 188 с
16. Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н., Сдвижков О. В. Картографический практикум по истории России. XIX - начало XX в.: 9-11 классы. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015. 96 с.
17. Стражев А.И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома// Преподавание истории в школе. 1946 .
18. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. 240 с.
19. Ушаков П. А., Пазин Р. В. ЕГЭ. История: картографический тренажёр. М.: Эксмо, 2020. 288 с.
20. Хронокон: сайт. URL: http://dev.chronocon.org/ru/map/id/2921#year= 1815&month=4&zoom=5&lat=50.768619766093&lng=4.5918870144603&eventI d=eve1587236500856.719&indexMode=chains&chainId=chain_1587234949838.9 71 (дата обращения: 16.05.2023).
21. Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе. 2016. № 5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ