Развитие когнитивных способностей при работе над лексикой на уроке иностранного языка
|
Введение 3
Глава I - Процесс создания когнитивного образа языкового явления 6
1.1 Подход как доминирующая идея методической системы обучения иностранному
языку 6
1.2 Когнитивный подход в обучении иностранному языку 11
1.3. Учет психолого-физиологических особенностей личности в процессе обучения иностранному языку 15
1.4 Проект как метод реализации когнитивного подхода в обучении иностранному языку 19
Выводы по главе 1 24
Глава II Особенности работы над лексикой на среднем этапе обучения 26
2 .1 Из истории обучения лексическому аспекту иноязычной речи 26
2.2 Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической
компетенции обучаемых 35
2.3 Способы семантизации лексических единиц 41
2.4 Формирование лексического навыка 44
2.5 Требования к построению лексических упражнений 54
Выводы по главе 2 63
Практическая часть 64
Сценарий урока 1 69
Сценарий урока 2 75
Заключение 82
Библиографический список 84
Приложение А
Глава I - Процесс создания когнитивного образа языкового явления 6
1.1 Подход как доминирующая идея методической системы обучения иностранному
языку 6
1.2 Когнитивный подход в обучении иностранному языку 11
1.3. Учет психолого-физиологических особенностей личности в процессе обучения иностранному языку 15
1.4 Проект как метод реализации когнитивного подхода в обучении иностранному языку 19
Выводы по главе 1 24
Глава II Особенности работы над лексикой на среднем этапе обучения 26
2 .1 Из истории обучения лексическому аспекту иноязычной речи 26
2.2 Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической
компетенции обучаемых 35
2.3 Способы семантизации лексических единиц 41
2.4 Формирование лексического навыка 44
2.5 Требования к построению лексических упражнений 54
Выводы по главе 2 63
Практическая часть 64
Сценарий урока 1 69
Сценарий урока 2 75
Заключение 82
Библиографический список 84
Приложение А
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний и формирования определенных компетенций, является развитие у него памяти, внимания, мышления, воображения, а также развитие различных способностей.
Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.
Обучение должно носить личностно ориентированный характер, способствовать развитию и реализации чувства самосознания личности, познания себя и других, что предполагает дифференциацию обучения и учет индивидуальных потребностей учащихся в условиях использования кол-лективных форм работы. А также способствовать развитию и актуализации личности учащихся: помогать, направлять и поощрять их самостоятельность в решении вопросов, связанных с содержанием курса и выбором материалов и приемов обучения и самообучения, то есть строить учебный процесс, опираясь на активное участие учащихся.
Педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Например, в состоянии ли учащийся классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т. д. Нужно предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Все вышеперечисленной определило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие когнитивных способностей учащихся лексической стороне речи».
Цель данной работы - проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования и практически показать необходимость использования при работе над лексикой когнитивно-направленных упражнений для формирования представлений о языковом явлении- концепте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Дать общую характеристику когнитивности в процессе обучения иностранному языку.
• Рассмотреть различные подходы к процессу обучения иностранному языку;
• Раскрыть понятия (когнитивный подход, когнитивный стиль, уровни когнитивности);
Объект: процесс обучения лексической стороне речи на среднем этапе.
Предмет: исследование умственных и практических действия с лексическими единицами как условие развития когнитивных способностей.
Основные методы, применяемые в работе - метод эмпирического исследования, который помог изучить методическую литературу по данному вопросу; метод поискового эксперимента с целью выявления и определения рациональных способов развития познавательной активности учащихся;
Теоретико-практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования была осуществлена подборка когнитивно-направленных упражнений, которые можно использовать в процессе учебной деятельности.
Методологической основой данного исследования послужили основные положения коммуникативно-когнитивного подхода разработанных в научных трудах Шамова А.Н, Щепиловой А.В, Мильруд Р.П., Гурвич П.Б.
Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.
Обучение должно носить личностно ориентированный характер, способствовать развитию и реализации чувства самосознания личности, познания себя и других, что предполагает дифференциацию обучения и учет индивидуальных потребностей учащихся в условиях использования кол-лективных форм работы. А также способствовать развитию и актуализации личности учащихся: помогать, направлять и поощрять их самостоятельность в решении вопросов, связанных с содержанием курса и выбором материалов и приемов обучения и самообучения, то есть строить учебный процесс, опираясь на активное участие учащихся.
Педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Например, в состоянии ли учащийся классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т. д. Нужно предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Все вышеперечисленной определило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие когнитивных способностей учащихся лексической стороне речи».
Цель данной работы - проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования и практически показать необходимость использования при работе над лексикой когнитивно-направленных упражнений для формирования представлений о языковом явлении- концепте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Дать общую характеристику когнитивности в процессе обучения иностранному языку.
• Рассмотреть различные подходы к процессу обучения иностранному языку;
• Раскрыть понятия (когнитивный подход, когнитивный стиль, уровни когнитивности);
Объект: процесс обучения лексической стороне речи на среднем этапе.
Предмет: исследование умственных и практических действия с лексическими единицами как условие развития когнитивных способностей.
Основные методы, применяемые в работе - метод эмпирического исследования, который помог изучить методическую литературу по данному вопросу; метод поискового эксперимента с целью выявления и определения рациональных способов развития познавательной активности учащихся;
Теоретико-практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования была осуществлена подборка когнитивно-направленных упражнений, которые можно использовать в процессе учебной деятельности.
Методологической основой данного исследования послужили основные положения коммуникативно-когнитивного подхода разработанных в научных трудах Шамова А.Н, Щепиловой А.В, Мильруд Р.П., Гурвич П.Б.
Лексика является центральной частью языка, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика является важнейшим компонентом систем языковых средств и речевой деятельности.
В процессе овладения лексикой иностранного языка необходимо установление связей иноязычного слова с понятием родного языка. Благодаря развитому лингвистическому мышлению овладение лексикой происходит намного быстрее и эффективнее. Развивающее воздействие усиливается, если в процессе его усвоения особое место отводится познавательным и когнитивным способностям.
В ходе исследования были рассмотрены способы семантизации лексики, а также различные упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей учащихся.
В отношении же когнитивных возможностей ученика педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Необходимо предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Качественно организованная интеллектуальная и познавательная деятельность оказывает серьезное влияние на формирование лексических умений. Вместе с ростом мыслительных возможностей учащихся совершенствуются лексические навыки, являющиеся главным объектом всех учебных действий на уроках иностранного языка.
В процессе овладения лексикой иностранного языка необходимо установление связей иноязычного слова с понятием родного языка. Благодаря развитому лингвистическому мышлению овладение лексикой происходит намного быстрее и эффективнее. Развивающее воздействие усиливается, если в процессе его усвоения особое место отводится познавательным и когнитивным способностям.
В ходе исследования были рассмотрены способы семантизации лексики, а также различные упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей учащихся.
В отношении же когнитивных возможностей ученика педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Необходимо предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Качественно организованная интеллектуальная и познавательная деятельность оказывает серьезное влияние на формирование лексических умений. Вместе с ростом мыслительных возможностей учащихся совершенствуются лексические навыки, являющиеся главным объектом всех учебных действий на уроках иностранного языка.
Подобные работы
- Проблема обучения поисковому чтению на старшем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в СОШ (на примере бинарной оппозиции «Reichtum — Armut» в публицистическом дискурсе)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения учащихся основной школы иноязычной диалогической речи посредством видеоматериалов на английском языке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9
КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ
В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТАХ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Использование приемов мнемотехники в процессе формирования
лексических навыков у учащихся начальной школы
(на материале французского языка)
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2019



