Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие когнитивных способностей при работе над лексикой на уроке иностранного языка

Работа №167990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I - Процесс создания когнитивного образа языкового явления 6
1.1 Подход как доминирующая идея методической системы обучения иностранному
языку 6
1.2 Когнитивный подход в обучении иностранному языку 11
1.3. Учет психолого-физиологических особенностей личности в процессе обучения иностранному языку 15
1.4 Проект как метод реализации когнитивного подхода в обучении иностранному языку 19
Выводы по главе 1 24
Глава II Особенности работы над лексикой на среднем этапе обучения 26
2 .1 Из истории обучения лексическому аспекту иноязычной речи 26
2.2 Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической
компетенции обучаемых 35
2.3 Способы семантизации лексических единиц 41
2.4 Формирование лексического навыка 44
2.5 Требования к построению лексических упражнений 54
Выводы по главе 2 63
Практическая часть 64
Сценарий урока 1 69
Сценарий урока 2 75
Заключение 82
Библиографический список 84
Приложение А

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний и формирования определенных компетенций, является развитие у него памяти, внимания, мышления, воображения, а также развитие различных способностей.
Развитие когнитивных способностей учащихся, в первую очередь, связано с тренировкой различных видов памяти в процессе усвоения учебной информации. Кроме этого, важным является освоение способов мыслительных действий по переработке этой информации в процессе её использования при выполнении различных творческих заданий.
Обучение должно носить личностно ориентированный характер, способствовать развитию и реализации чувства самосознания личности, познания себя и других, что предполагает дифференциацию обучения и учет индивидуальных потребностей учащихся в условиях использования кол-лективных форм работы. А также способствовать развитию и актуализации личности учащихся: помогать, направлять и поощрять их самостоятельность в решении вопросов, связанных с содержанием курса и выбором материалов и приемов обучения и самообучения, то есть строить учебный процесс, опираясь на активное участие учащихся.
Педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Например, в состоянии ли учащийся классифицировать, обобщать, осуществлять перенос и т. д. Нужно предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Все вышеперечисленной определило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие когнитивных способностей учащихся лексической стороне речи».
Цель данной работы - проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования и практически показать необходимость использования при работе над лексикой когнитивно-направленных упражнений для формирования представлений о языковом явлении- концепте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Дать общую характеристику когнитивности в процессе обучения иностранному языку.
• Рассмотреть различные подходы к процессу обучения иностранному языку;
• Раскрыть понятия (когнитивный подход, когнитивный стиль, уровни когнитивности);
Объект: процесс обучения лексической стороне речи на среднем этапе.
Предмет: исследование умственных и практических действия с лексическими единицами как условие развития когнитивных способностей.
Основные методы, применяемые в работе - метод эмпирического исследования, который помог изучить методическую литературу по данному вопросу; метод поискового эксперимента с целью выявления и определения рациональных способов развития познавательной активности учащихся;
Теоретико-практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования была осуществлена подборка когнитивно-направленных упражнений, которые можно использовать в процессе учебной деятельности.
Методологической основой данного исследования послужили основные положения коммуникативно-когнитивного подхода разработанных в научных трудах Шамова А.Н, Щепиловой А.В, Мильруд Р.П., Гурвич П.Б.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лексика является центральной частью языка, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика является важнейшим компонентом систем языковых средств и речевой деятельности.
В процессе овладения лексикой иностранного языка необходимо установление связей иноязычного слова с понятием родного языка. Благодаря развитому лингвистическому мышлению овладение лексикой происходит намного быстрее и эффективнее. Развивающее воздействие усиливается, если в процессе его усвоения особое место отводится познавательным и когнитивным способностям.
В ходе исследования были рассмотрены способы семантизации лексики, а также различные упражнения, направленные на развитие когнитивных способностей учащихся.
В отношении же когнитивных возможностей ученика педагогическая проблема состоит в том, чтобы тренировать учащихся в использовании стратегий, оптимальных для решения задачи, а также обеспечить ученику возможность извлечь максимум из уже имеющихся знаний и умений. В этом смысле для педагога важно понять, как будут взаимодействовать приёмы обучения, предлагаемые учителем, и возможности учащегося в тот или иной момент обучения. Необходимо предложить ученику такое взаимодействие, которое обеспечивало бы наиболее благоприятный переход к более совершенной стадии формирования знаний.
Качественно организованная интеллектуальная и познавательная деятельность оказывает серьезное влияние на формирование лексических умений. Вместе с ростом мыслительных возможностей учащихся совершенствуются лексические навыки, являющиеся главным объектом всех учебных действий на уроках иностранного языка.



1. Азимов Э.Г..Щукин. Словарь методических терминов(теория и
практика преподавания языков). -СПб.:Златоуст,1999.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М.: Прогресс, 1980.
3. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В. и др.
Starlight 6 (Звездный английский. 6 класс). М.: 2013, - 184 с.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1965.
5. Богоявленская Д.Б.Проблемы интеллектуальной активности. - Ростов:РГУ,1999.
6. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка//
Иностр. языки в школе. - 2004. - № 2.
7. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и
универсальных умений в содержании начального
образования//Иностр.языки в школе.- 2008. -№4.С.11-15.
8. Ворожцова И.Б. Личностно-позиционно-деятельностная модель
обучения иностранному языку (на материале обучения французскому языку в средней школе) [Текст] / И.Б. Ворожцова: дисс...доктора пед. наук: 13.00.02.-Ижевск, Москва, 2002.-250 с.
9. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) [Текст] / М.Н. Вятютнев. - М.: Русский язык, 1984. - 186 с.
10. Гальперин П.Я.Развитие исследований по формированию умственный
действий//Психологическая наука в СССР.- М.:АПН РСФСР, 1959.
11. Гальскова Н., Яковлева Л. Итак, немецкий (Und nun deutsch). 7-8 кл.
12. Гез Н.И // Золотые страницы выпуск 2. Иностранные языки в школе
№8,2010.
13. Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах:
Курс лекций. - Часть 1.- Владимир: ВГПИ,1972.-156с.
14. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания
иностранных языков. - Владимир: ВГПИ, 1980.
15. Гурвич П.Б., ЮЛ. Кудряшов. Лексические умения, обусловливающие
говорение на иностранном языке, и основные линии их развития // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. М.: Русский язык, 1991. - С. 327-343.
16. Гурвич П.Б. Слово ученого // Шамов А.Н. Когнитивный подход к
обучению лексике: моделирование и реализация. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006. - С. 5-6.
17. Дигтяр О.Ю., Гурвич П.Б. Усиление произвольно-сознательного
элемента в усвоении иноязычного словарного запаса в школе // Иностр. языки в школе. - 2009. - №3. - С. 22-26.
18. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка //
Иностр. языки в школе. - 2003. - № 5.
19. Жеребило Т.В Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-
е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". . 2010.
20. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1958.
21. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по
методике преподавания иностранных языков [Текст] / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001, - 224 с.
22. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
23. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков [Текст]
/ М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981. - 159 с.
24. Мещерякова Н.М Золотые страницы выпуск // Иностранные языки в
школе №4,2011.
25. Мильруд Р.П. Навыки и умения обучении иноязычному
говорению//Иностр.языки в школе.- 1999.-№1.-С.26-34.
26. Мильруд Р.П.Развивающее обучение средствами иностранного языка в
средней школе:дис. ... докт.пед.наук.-М.:1992.-541с.
27. Миньяр-Белоручев Р.К.К проблеме формирования лексических
навыков//Иностранные языки в высшей школе:Сб.научно- метод.статей / Под ред.С.К.Фоломкиной.-Выпуск 22. - М.:МГПИИ им.В.И.Ленина,1989.-С.3-9.
28. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения
иностранным языкам. - М.: Ступени; Инфра-М, 2002.
29. Нелюбин Л.Л.Толковый переводоведческий словарь. - 3¬
е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. 2003.
30. Норман Д. Память и научение. - М.: Мир, 1985.
31. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр.
языки в школе. - 2000. - № 2.
32. Пономарев Я.А. К вопросу об исследовании психологического
механизма «принятия решений» в условия творческих задач//Проблемы принятия решения. - М.:Наука,1976.
33. Рогова Г.В., Гурвич П.Б. Некоторые вопросы обучения иноязычному
словоупотреблению в свете психофизиологии речи // Иностр. языки в школе. - 1969.№ 5. - С. 36-48.
34. Сиземина А.Е. Методика развития лексичекой компетенции студентов
лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения (английский язык):автореф.дис. ... канд.пед.наук.- Н.Новгород,2009.-22с.
35. Сокирко B.C. О лексическом подходе к работе над грамматикой [Текст]
/ В.С. Сокирко // Иностранные языки в школе . - 1963. - № 2. - С. 12-17.
36. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на
материале английского языка [Текст] / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 25-31.
37. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001.
38. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках
немецкого языка// Иностр. языки в школе. - 2000. - № 4.
39. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование
и реализация. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006.
40. Шамов А.Н. Языковое сознании в обучении лексическому аспекту
иноязычной речи. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2014.
41. ШамовА.Н .Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам
устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале немецкого языка):Дис. ... канд.пед.наук. - Н. Новгород,1999.
42. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении
лексической стороне речи на уроках немецкого языка // Иностранный языки в школе. - 2008. - № 4.
43. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.-
М.:Просвещение,1986.-223с.
44. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении
лексической стороне речи на уроках немецкого языка // Иностранный языки в школе. - 2008. - № 4.
45. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.
- М.: Просвещение, 1986.
46. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. - М.: Владос, 2005.
47. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного
[Текст] / А.Н. Щукин. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.
48. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. -
М.: Филоматис, 2004. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ