Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №167982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития композиционных умений у младших школьников с использованием современных компьютерных технологий 7
1.1 Понятие композиционные умения в теории художественного образования 7
1.2 Способы развития композиционных умений в методической литературе 18
1.3 Компьютерные технологии на учебных занятиях по изобразительному искусству 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию композиционных умений с использованием современных компьютерных технологий 32
2.1. Разработка, организация и проведение констатирующего
эксперимента по измерению уровня развития композиционных умений младших школьников 32
2.2. Серия занятий направленные на развитие композиционных умений у
учащихся среднего школьного возраста 41
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 54


На уроках по изобразительному искусству в начальной школе и на занятиях в условиях дополнительного образования первостепенной задачей является формирование композиционных умений. Ученик должен овладеть основными, необходимыми, практическими умениями и навыками в композиционных понятиях, а также в различных видах художественной деятельности, в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на компьютерных технологиях.
Развитие способностей в изобразительной деятельности, художественно - образное отражение предметов и явлений окружающего мира, воспитание духовных и нравственных основ школьников через эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства, являются приоритетами уроков и занятий изобразительным искусством.
Особый смысл эти задачи приобретают в современных условиях стремительного развития компьютерных технологий. Компьютерные технологии позволяют подстроить наглядный материал под педагогические нужды различного рода, а педагог, обладающий навыками и знаниями в области компьютерных технологий, может значительно усовершенствовать способ подачи изучаемой информации, обеспечивая его большее понимание. Однако мы полностью согласны с позицией, что любые методические новации не должны способствовать изменениям в сложившейся структуре академической художественно-педагогической школы, в современных условиях необходимо стремиться к оптимальному взаимодействию новации и традиции.
Говоря о понятии композиционные умения, мы можем сказать, что - это сознательное владение приемами художественной деятельности (изобразительные, конструктивные, выразительные) основанной на выразительных средствах (пропорции, светотень, цвет, пятно, линия и др.) В процессе развития композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, и обстановки.
Известно, что педагогическая деятельность на занятиях изобразительного искусства обязательно должна включать искусствоведческую и эстетико-художественную компоненты. Причем расширять общение ребенка с произведениями искусства необходимо не только для его эстетического развития. Важно моделировать ход урока таким образом, чтобы развивались композиционные способности. Учащиеся даже младших классов могут успешно научиться вести анализ произведений художников с точки зрения их композиционного построения, при наличии качественного, сознательно подобранного, разнообразного наглядного материала.
Поэтому вопросы развития творческих способностей детей в возрасте от 7 до 10 лет посредством развития их композиционных умений, с использованием современных компьютерных технологий для оптимальной реализации требований принципа наглядности, создания педагогических условий, соответствующих современным тенденциям художественного образования и способствующих активизации композиционной деятельности в условиях дополнительного образования, являются актуальными.
Очевидно, что включение привлекательных для детей компьютерных технологий, мотивирующих их сознание в сферу художественного образования является актуальной проблемой еще и потому, что к концу младшего школьного возраста изменяются содержательные характеристики игровой мотивации: дети переходят от традиционных игр к компьютерным.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность преподавателю, при наличии соответствующих умений и навыков, по своему усмотрению подготовить дидактические материалы и рациональную серию творческих заданий для каждого учащегося.
Сказанное выше приводит к пониманию того, что существует противоречие между потенциалом современного уровня и качества развития компьютерных технологий и их использованием на уроках изобразительного искусства для развития композиционных умений, необходимого для полноценной художественно-творческой реализации личности ребенка. Это и является проблемой нашего исследования.
Исходя из вышеизложенного, цель исследования: разработка серии занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на развитие композиционных умений младших школьников с использованием современных компьютерных технологий.
Объект исследования: процесс развития композиционных умений у младших школьников посредством компьютерных технологий
Предмет исследования: компьютерные технологии как средство развития композиционных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: эффективность развития композиционных умений младших школьников повысится, если:
- будут использоваться современные общедоступные компьютерные программы, способствующие развитию композиционных умений учащихся.
- на занятиях изобразительного искусства будут использованы педагогические технологии, отвечающие современным дидактическим требованиям.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие композиционные умения в теории художественного образования.
- Выявить способы развития композиционных умений в методической
литературе.
- Выявить возможности применения компьютерных технологий на уроках ИЗО.
- Организовать проведение экспериментальной работы по развитию композиционных умений с использованием современных компьютерных технологий.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- изучение и теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 24 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» города Красноярска. В эксперименте приняли участие 12 учащихся младшего школьного возраста, в возрасте 8-10 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Доказана гипотеза исследования. Намечена тенденция развития композиционных умений младших школьников, ее уровень повышается: 1) при реализации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения младших школьников изобразительному искусству средствами современных компьютерных технологий; 2)при использовании системы методов обучения, ориентированной на использование компьютера как инструмента деятельности преподавателя; 3) при использовании педагогических технологий, отвечающих современным дидактическим требованиям и улучшающих социальную и познавательную мотивационные установки учащихся; 4) при живом общении с произведениями искусства, интеграции компьютерных технологий со сложившимися и инновационными формами педагогической деятельности, что делает процесс обучения композиции целостным.
2. Выполнен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оптимального и эффективного развития композиционных умений, на основании которого предложено конструктивное решение актуальной научно- педагогической проблемы развития композиционных умений младших школьников на занятиях изобразительного искусства посредством внедрения современных компьютерных технологий в учебный процесс. Компьютеры эффективны как средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного творчества, как средство создания новых произведений искусства, и современные компьютерные технологии предоставляют для этого новые возможности;
3. Разработана концепция решения проблемы интеграции современных компьютерных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности, способствующая активизации композиционной деятельности учащихся, творческому поиску и полноценной художественно-творческой реализации личности ребенка;
4. Проведен констатирующий эксперимент, подтверждающий актуальность исследования. Привлекательность и полнота зрительного ряда, подготовленного с помощью современных компьютерных технологий, улучшает восприятие ребенком учебной информации и ее усвоение.
5. Разработана система методов, соответствующих современному информационному обществу, направленных на развитие композиционных умений учащихся и улучшающих их мотивационные установки;
6. Разработаны и обоснованы новые формы подачи учебного материала на основе информационно - коммуникационных технологий, направленные на формирование композиционной культуры младших школьников путем приобщения их к наследию отечественного и мирового искусства и на развитие творческих способностей детей;
7. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики развития композиционного мышления на занятиях изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Использование предлагаемой авторами методической системы вырабатывает умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими). Контрольный эксперимент выявил значительное количество работ высокого и среднего уровня практически по всем критериям. Значительно улучшилось качество детских работ в отношении целостности и уравновешенности композиции, выделения композиционного центра, осмысленного использования законов композиции. Использование информационно - коммуникационных технологий на занятиях делает их более приятными, что приводит к лучшей посещаемости и концентрации внимания учащихся.
Материалы работы могут быть использованы для совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах, а также учреждениях детского дополнительного образования, кружках.



1. Авсиян О.А. Композиция. На пути к творчеству / О. А. Авсиян. - М.: Линор, 2004.
2. Алпатов М.В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. - Л.: Искусство, 1940. -132с.
3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Словарь терминов/ под общ. ред. A.M. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997. - 763с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -М.: Прогресс, 1974. -392 с.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
7. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: Учебное пособие для вузов / В.Е. Бадян В.И. Денисенко. - М.: Академический проект, 2011. - 175 с.
8. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож. граф. фак. пединтов / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1969. -239 с.
9. Белиц-Гейман А.П. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции: дис. ... канд. пед. наук. / А.П. Белиц-Гейман - М., 2008. - 185 с.
10. Большая Российская энциклопедия в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 2008.
11. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
12. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественого образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук. / Л.А. Буровкина. - М., 2010. - 368 с.
13. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. - М.: Кнорус. 2012. - 528 с101
14. Ваграменко Я.А. Информационные технологии в учебном процессе / Я.А. Ваграменко, П.В. Самолысов // Образование и общество. - 2005. - № 5. - С. 78-83.
15. Ваграменко Я.А. О развитии информационных образовательных ресурсов // материалы Междунар. науч.- практ. конф. «Информатизация образования -2014», -Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. С. 4-8.
16. Венгер Л. А. Педагогика способностей/Л.А. Венгер. М., Знание.1973. - 96 с.
17. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. / В.Г. Власов Т.4. - СПб.: Азбука-классика, 2004—2010.
18. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской; науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
19. Волков Б.С, Волкова Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008 - 672 с.
20. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х т. / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. Т.1-264 с. Т.2.-215 с.
21. Волков, Н.Н. О понятии композиции. // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. — М.: Изобразительное искусство, - 2000. - С. 7-30.
22. Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - М., 1976. - 288 с.
23. Ворохоб Ю.А. Формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Ворохоб - М., 2014. -176 с.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
25. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -
М., 1996.-533 с.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. Под ред. М.Г.
Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.102
27. Гавриков А.В. Формирование композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами наброска пейзажа: дис. ...канд. пед. наук / А.В. Гавриков. - М.: 2007. 202 с.
28. Гавриляченко С.А. Композиция рисунка. // Русская галерея XXI. 2009. № 10-11. С. 72-76.
29. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общ. психологии: Психология мышления. М., 1981.
30. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — №5. - С.80-84.
31. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пос. / А.В. Гамезо Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. -512 с.
32. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук. - Издательство: М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.
33. Голованова М. М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике: дис. канд. пед. наук. / М.М. Голованова. - М.: 2007. - 227 с.
34. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. 2-е изд. / О.Л. Голубева. - М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. — 120 с.
35. Гриншкун В.В. Области эффективного применения
информационных и телекоммуникационных технологий в школе. // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. М.: 2007, №4. - С. 5-21.
36. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. / А.Л. Гройсман. - М.: Когито-Центр, 2003. - 187 с.
37. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Интор. М., 1996. - 344 с.
38. Забавникова Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: дисс. ... канд. пед. наук: / Т. Ю. Забавникова -Тамбов, 2005. - 242 с.103
39. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. пособие / Зинченко В.П. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
40. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 255 с.
41. Зубрилин К.М. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству: дис. ...канд. пед. наук / К.М. Зубрилин. - М., 2009. - 149 с.
42. Даниэль СМ. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи ХУПвека / СМ. Даниэль. - Л.: Искусство, 1986. - 199 с.
43. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:
Учебное пособие для вузов. -2-е изд. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.:
Академический проект: Культура. 2005. - 304 с.
44. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. / Е.И. Игнатьев. - М., 1961. - 224 с.
45. Игнатьев СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пос. для вузов / СЕ. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с. - ("Guadeamus")
46. Игнатьев СЕ. Теория и практика развития изобразительной
деятельности детей: дис. ...докт. пед. Наук. [Элетронный ресурс]
http://zheltikova-t.narod.ru/index/0-4
47. Игнатьев С.Е., Ломов СП. Изобразительное искусство. 1-4 кл: рабочая программа для общеобразовательных учреждений. / СЕ. Игнатьев, СП. Ломов. 5-е изд., -М.: Дрофа, 2012. -46 с.
48. Илющенко В.Л. Активизация композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета: дис. ...канд. пед. наук / В.Л. Илющенко. - М., 2000. -162 с.104
49. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Учебное пособие./
Л.Б. Ительсон. - М.: Издательство ACT, 2002. - 896 с. (Библиотека
практической психологии).
50. Ищук Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку: дис. ...канд. пед. наук / Н.С. Ищук. - М., 1987. - 180 с.
51. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва, -М., 1983. -336 с.
Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77 - 94.
52. Каплунович И.Я. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Каплунович И.Я. - М.: Педагогика, 1989.
53. Катханова Ю.Ф. Культура русского народа. 10-11 кл.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20199.
54. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. 1967, №106.
55. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов / B.C. Кузин. - М., 1998. - 334 с.
56. Кузин B.C. Психология живописи: учебное пособие для вузов. - 4¬е изд., исправ. / B.C. Кузин. - М.: Оникс 21 век. 2005. - 304 с.
Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
57. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы
композиции. 2 - 3 классы. Часть 2 / Н.М. Сокольникова. - Лен.: Титул, 1998. - 521c
57. Чигинцева О.Н. Формирование композиционных умений у
учителей начальных классов средствами компьютерной графики: дис. ...канд. пед. наук [Электронный ресурс]
http://khabonline.com/cultura/nauka/deti kompyuternaya grafika/
58. Шорохов. Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - М.:
Просвещение, 1979.-304 с.
59. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобрази-тельного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - М.: 1977. - 112 с.
60. Шорохов Е.В. Композиция. Учеб. Для студентов ХГФ пед. институтов. 2-е изд., перераб. и доп./ Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1986.105
61. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. - М.: 1995. - с. 6.106
62. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс; Просвещение - Москва, 2013. - 112 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ