ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 6
1.1. Понятие конфликтной компетентности в психологии 6
1.2. Особенности конфликтов в среде военнослужащих 16
1.3. Психологические средства развития конфликтной компетентности 24
Выводы по главе 1 32
Глава 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 33
2.1. Предпроектное исследование конфликтной компетентности
военнослужащих 33
2.2. Содержание проекта развития конфликтной компетентности
военнослужащих 42
2.3. Оценка результативности проекта развития конфликтной
компетентности военнослужащих 54
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем отечественной психологии конфликта является поиск надситуативных факторов определяющих развитие и разрешение конфликта. Сегодня эти исследования все больше центрируются вокруг концепта «конфликтная (конфликтологическая) компетентность» (М. В. Башкин, Ю. В. Горшков, Д. В. Давыдов, О. И. Денисов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, М. М. Кашапов, О. В. Пашкова, Н. Е. Серебровская, Б. И. Хасан и др.)
Анализ прикладной направленности конфликтологических исследований трудовой сферы в России показывает, что изучаются, прежде всего, проблемы связанные с менеджментом (Т. Ю. Базаров, А. А. Деркач, B. Г. Зазыкин, А. С. Карпенко, Л. Г. Почебут и др.). В отраслевом разрезе, конфликтологические проблемы преимущественно исследуются в системе образования (С. В. Баныкина, В. И. Журавлев, А. К. Маркова, Н. В. Нижегородцева, М. М. Рыбакова, С. Ю. Темина, Б. И. Хасан и др.), однако растет и количество исследований конфликтов, связанных с воинской службой (А. В. Барабанщиков, А. С. Калюжный, С. В. Круткин, А. К. Кротов, А. Ю. Куликов, Е. Г. Надежкин, В. В. Пехтерев и др.)
На сегодняшний день «конфликтная компетентность» представляет собой научный концепт, находящийся в стадии становления. Конфликтологическая компетенция - термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологическая грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Большинство авторов согласны, что это сложное личностное образование, определяющее формы поведения в ситуации конфликта. Однако научные представления о психических феноменах обеспечивающих высокую конфликтную компетентность следует признать недостаточно разработанными.
Анализ литературы показал, что большая часть работ (Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова, Л.А. Лукашонок, В.И. Митюк, Н.Т. Рожков) посвящена становлению конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной компетенции, которая обеспечивает профессиональную и личностную надежность работников. Мы, однако, считаем, что не менее важным аспектом является становление конфликтологической компетенции непосредственно у самих военнослужащих. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтологической компетентности.
Изучение формирования конфликтной компетентности военнослужащих, также представляется актуальным, поскольку воинский труд обладает существенно более высокой конфликтогенностью, в сравнении с трудом в гражданской сфере (А. В. Барабанщиков, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, А. Г. Маклаков, А. И. Шипилов и др.).
Целью работы является: развитие конфликтной компетентности военнослужащих по призыву.
Объект работы: конфликтная компетентность военнослужащих.
Предмет работы: психологические средства развития конфликтной компетентности военнослужащих по призыву.
Исходя из цели, были поставлены задачи работы:
1. провести теоретический анализ литературы по проблеме развития конфликтной компетентности военнослужащих.
2. провести предпроектное исследование конфликтной компетентности военнослужащих.
3. разработать, реализовать проект развития конфликтной компетентности военнослужащих по призыву и проверить его результативность.
Проектная идея: развитию конфликтной компетентности
военнослужащих по призыву способствует реализация проекта, содержанием которого является специализированный тренинг, направленный на:
- актуализацию знаний знания военнослужащих о конфликте;
- развитие социально -психологических навыков взаимодействия;
- развитие навыков управления конфликтом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте;
- развитие навыков саморегуляции военнослужащих.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научной литературы
- Эмпирические методы: опросные методы, тестирование.
- Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследований:
- методика И. Д. Ладанова «Диагностика самооценки степени конфликтности личности»
- тест К.Томаса «Стили поведения в конфликте»
- методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера.
- методика В.А. Андреева «Самооценка компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта».
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Войсковой части в г. Красноярск. В исследовании принимали участие 22 военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что понятие конфликтной компетентности возникло и получило свое развитие в школе ...культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого и др.
Под аконфликтной компетентностью понимается способность человека . оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать.
Конфликтная компетентность предполагает свободное овладение стратегиями управления конфликтной ситуацией, высокий уровень саморегуляции и ассертивных качеств личности, конфликтоустойчивость, установку на сотрудничество и кооперацию, развитие коммуникативных умений, рефлексивную культуру личности.
Конфликты в воинских коллективах могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные причины. К субъективным причинам возникновения конфликтов в воинских коллективах относят сложные взаимоотношения между военнослужащими, неадекватную оценку поведения военнослужащих, эмоциональную и поведенческую нестабильность и др.
С целью развития конфликтной компетентности военнослужащих был разработан и реализован проект. направленных на развитие конфликтной компетености, содержанием которого является специализированный тренинг, направленный на актуализацию знаний знания военнослужащих о конфликте; развитие социально-психологических навыков взаимодействия; развитие навыков управления конфликтом за счет выбора эффективной стратегии поведения в конфликте; развитие навыков саморегуляции военнослужащих
Реализация проекта развития конфликтной компетентности на деятельностном этапе проекта позволило получить данные о положительной динамики развития конфликтной компетентности военнослужащих, которая проявляется в следующих показателях:
- положительная динамика в снижении конфликтности военнослужащих
демонстрируют низкую степень конфликтности, военнослужащие стали меньше вступать в конфликты.
военнослужащие стали в большей степени применять конструктивные стили поведения в конфликте, у военнослужащих в большей степени представлены стиль сотрудничества и стиль компромисса
- по уровню коммуникативного контроля военнослужащие стали в большей степени осуществляют контроль в коммуникации, управляют выражением своих эмоций, а также сдержаны в в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
- военнослужащие готовы к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта, на высоком уровне и уровне выше среднего демонстрируют готовность к разрешению конфликтов.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о результативности проекта по развитию конфликтной компетентности военнослужащих.
1. Анцупов А. Я. Социально-психологические основы предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов между офицерами. М., 1997. 244 с.
2. Баклановский С.В., Русина Е.О. Психологические особенности влияния социального конфликта на традиции в воинском коллективе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2016. № 1. С. 32-37.
3. Бараненкова И.В. Конфликт интересов: новый подход законодателя и меры по предотвращению и урегулированию в воинских частях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2015. № 12 (222). С. 14¬20.
4. Бекмаганбетова Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности.// Вопросы психологии . 209. № 4. С. 83-85.
5. Бычков А.В. Конфликт в среде военнослужащих контрактной службы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 54. С. 316-324.
6. Волчек В.В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014. №7. С. 494-499.
7. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2015. 326 с.
8. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2012.464 с.
9. Грушин В. И. Продуктивные стратегии поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2-1(12). С. 136-141.
10. Дмитриева Л.М. Влияние гендерных особенностей военнослужащих на стратегии поведения и потребности, удовлетворяемые в конфликтах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 1.С.60-67.
11. Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования / Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001.С.36- 145.
12. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.:2014. 256 с.
13. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. СПб., Речь, 2014. 167 с
14. Жирнова Н.К. Конфликты в воинских коллективах: сущность, причины, пути разрешения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013.Т.7. № 2.С.41-47.
15. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2012. 423 с.
16. Карпов О.Г. Особенности конфликта в воинском коллективе. 2012. № 2 (10). 134-138 С.
17. Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 380 с.
18. Колмогорцева Н.Н., Рахмангулова Л.М. Соотношение коммуникативной компетентности и моделей поведения подростков в конфликтной ситуации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2017. 87-92 С.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.М.: Мысль, 1996. 287 с.
20. Коновальчук В.Е. Особенности мотивационной сферы
военнослужащих [Электронный ресурс].Воронеж,2005.39с. URL:
http://www.rae.ru/forum2012/pdf/2084.pdf (дата обращения 20.01.2022)
21. Конфликты и методы их преодоления (социально¬психологический тренинг): учебн.метод. пособие / Авт.сост. Е.А. Осипова, Мн., 2004.54с.
22. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие. Красноярск, 2009.204 с.
23. Лисовская Н.Б., Харчук А.Д. Динамика структуры конфликтной
компетентности военнослужащих в процессе учебно-тренинговых
мероприятий.// Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2014. № 1. С. 21-41.
24. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007. 319 с.
25. Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологическгой компетентности: Учебное пособие к курсу «Повышение конфликтологической компетентности». - М.: АПКиПРО, 2013. 89 с.
26. Осначёв А.А. Конфликты в воинском коллективе // Вестник Санкт- Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2021. № 3 (16). С. 29-31.
27. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. - Пермь, 2014. 246 с.
28. Парыгин В.Д. Социальная психология. СПб.: Санкт- Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003. 219 с.
29. Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2012. С.25-50.
30. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга . М. ; МГУ, 2002. 168 с.
31. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 1997. № 4. С. 41-45.
32. Пехтерев В.В. Социально-психологические детерминанты поведения в конфликте военнослужащих по призыву и студентов// Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3(9). С. 43-46.
33. Подоляк Я. В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 2017. С.34-50.
34. Попова Ю.И. Мотивационные регуляторы агрессивного и конфликтного поведения военнослужащих // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 258-261.
35. Пошехонова Ю.В. Влияние индивидуальных качеств военнослужащих по призыву на восприятие конфликтных ситуаций // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 3(21). С. 134-137.
36. Рамазанов Ш.С., Матыцина Н.П. Методы разрешения конфликтов в воинских коллективах // Студент и наука. 2021. № 3 (18). С. 62-64.
37. Рогожникова Р.А., Равилов Р.Т. Предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов в воинском коллективе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2020. № 2. С. 120-127.
38. Сиразетдинов М.Р. Детерминанты конфликтов в воинском коллективе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 117-120.
39. Сиразетдинов М.Р. Конфликты в воинских коллективах войск
национальной гвардии российской федерации, готовность к ним будущих офицеров: теоретический анализ // Известия Саратовского военного
института войск национальной гвардии. 2021. № 4 (4). С. 57-60.
40. Тимофеев Ю.С., Савостьянов А.А., Бобылев И.М. Конфликты в воинском подразделении // Студенческий вестник. 2022. № 7-2 (199). С. 44¬48.
41. Феденко П. В., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в воинских коллективах. М.: ВПА, 2021. 354 с.
42. Фёдоров А.Ф. Изучение факторов влияющих на возникновение конфликтов в процессе формирования воинского коллектива // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 2. С. 58-62.
43. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность . Красноярск : ФМЗ. 1996. 267 с.
44. Шарыпова Т.Н., Мотовилов В.А. Межличностные отношения в воинском коллективе. конфликты и пути их предупреждения и разрешения // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 1 (28). С. 437-441.