Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №167980

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблема конфликтной компетентности в научных исследованиях 7
1.2. Возрастно-психологические особенности подростков 21
1.3. Развитие конфликтной компетентности подростков 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 37
2.3. Результаты контрольного эксперимента 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений и социального взаимодействия людей, выступая при этом необходимым условием общественного развития [6].
В последние годы достаточно активно исследуется проблема конфликтной компетентности личности. В настоящее время понятие «конфликтная компетентность» занимает одно из центральных мест в философской, социологической и психологической науках. При этом сохраняется устойчивый и постоянно возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм конфликтной компетентности [34].
Изучение данного вопроса в подростковом возрасте является наиболее актуальным, так как могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности [39].
Однако, несмотря на имеющиеся в психологической науке исследования социальных конфликтов, как со стороны отечественных ученых (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Е.В. Драпак, С.И. Ерина, Т.Г. Киселева, Н.В. Клюева, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, П.А. Сергоманов, Л.Ю. Субботина, Б.И. Хасан, Б.А. Хащенко, А.И. Шипилов), так и зарубежных представителей (М. Альберт, С. Зонненберг, М. Дойч, Л. Коузер, С. Лазар, Л. Ланг, Дж. Ниренберг, К. Томас, Р. Урсано, Л. Фестингер, К. Финк, Р. Фишер, Ф. Хедоури, К. Хорни), посвященные рассмотрению данного понятия, конфликтная компетентность изучена все же в недостаточной степени. Более детального освещения требуют вопросы о механизмах и условиях реализации конфликтной компетентности. Приобретает значимость проблема определения технологий, способствующих развитию данной компетентности личности подростка, а также оценки их эффективности.
В связи с этим, цель исследования - изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.
Объект исследования: конфликтная компетентность подростков.
Предмет исследования: развитие конфликтной компетентности подростков.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности и используют преимущественно силовую стратегию в разрешении конфликтов. Развитию конфликтной компетентности подростков будет способствовать:
-создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки;
-развитие коммуникативных навыков; навыков саморегуляции, необходимых для конструктивного взаимодействия в конфликте;
-формирование теоретических представлений о конфликте и различных стратегиях поведения в конфликте;
-формирование навыков и приемов эффективного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия и способов нахождения решения в конфликтных ситуациях за счет расширения репертуара стратегий поведения в конфликте и гибкости в их использовании в зависимости от ситуации.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему конфликтной компетентности в научной литературе.
2. Рассмотреть возрастно- психологические особенности подростков.
3. Исследовать проблему развития конфликтной компетентности подростков.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование конфликтной компетентности подростков.
5. Разработать и провести программу развития конфликтной компетентности подростков.
6. Провести контрольное исследование конфликтной компетентности подростков, сравнить полученные данные.
Методологическая база исследования: основные положения культурно-исторической концепции, построенные на ее основании периодизации психического развития, представления о возрасте и возрастных задачах (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова); теоретические модели конфликта (М. Альберт, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, М. Дойч, С.И. Ерина, И.В. Калинин, М.М. Кашапов, Е.В. Конева, Н.И. Леонов, Л. Коузер, С.Л. Прошанов, К. Томас, Р. Фишер, К. Хорни и др.); представления конструктивной и социальной психологии о конфликте как механизме развития личности и отношений, о конфликтной компетентности как условии продуктивного разрешения конфликтов (Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, Т.И. Привалихина, П.А. Сергоманов, А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, С.Р. Петрухина, В.В. Рогачев, Л.Н. Цой и др.).
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы);
- эмпирические (тестирование, опрос, эксперимент);
- методы развивающей работы (групповой тренинг);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
- Тест «Оценка уровня конфликтности личности».
- Опросник «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы детей было выбрано 15 человек, с высоким уровнем конфликтности и силовой стратегии в разрешении конфликтов.
Практическая значимость: исследование позволило оценить уровень конфликтности подростков; выявить поведенческие стратегии подростков; разработать комплекс мероприятий по развитию конфликтной компетентности у подростков; материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов в работе с подростками и с их родителями.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на изучение и развитие конфликтной компетентности подростков.
В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что:
1. Не существует единой универсальной теории конфликта. Сегодня понятие конфликта не принадлежит к определенной области науки или практики. Разные дисциплины наделяют понятие конфликта своим содержанием.
2. Обобщение научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.
3. За основу нашего исследования мы взяли определение Б.И. Хасана, а именно, конфликтная компетентность представляет собой умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта.
4. Подростковый возраст определяет специфические особенности конфликтных ситуаций и формирование стратегий и способов их преодоления. Особенности подросткового периода проявляются в том, что реальные жизненные ситуации приобретают субъективно конфликтное содержание и специфические для подросткового возраста стратегии их преодоления.
5. У подростков доминирует ситуативное поведение в конфликтных ситуациях, в меньшей степени представлено защитное, и в отдельных случаях - конструктивное.
6. Особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте свидетельствуют о необходимости организации специальной работы по формированию положительного опыта взаимодействия подростков в ситуациях конфликта.
Анализ теоретических положений позволил представить результаты экспериментального исследования, проведенной на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская средняя школа» Сухобузимского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 40 подростков 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет. Для достижения цели нами были выделены следующие методики как инструментарий для нашего исследования: тест «Оценка уровня конфликтности личности» и опросник «Как вы действуете в условиях конфликта» (метафорический вариант В.П. Пугачев).
Исходя из анализа экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов:
1. У испытуемых подростков 5-8 классов преобладающими уровнями конфликта являются средний и выше среднего (22,5%), а доминирующими стратегиями поведения являются «Акула» (35,7%) и «Сова» (28,5%). В частности, у подростков среди пятиклассников доминирующим уровнем является высокий (33,3%) и при этом ведущая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является силовая - «Акула» (58,3%).
2. Среди шестых классов преобладает два уровня конфликтности: высокий и ниже среднего (28,5%), при этом большинство подростков предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации - «Сова» (40%).
3. У восьмиклассников средний и выше среднего (35,7%) уровень конфликтности, при этом две доминирующие стратегии: «Акула» (37,5%) и «Сова» (31,2%).
4. У семиклассников ведущая стратегия поведения в конфликте является «Сова» (33,3%) и соответственно уровень конфликтности - средний (30%).
5. С целью развития конфликтной компетентности подростков была разработана и реализована программа. На основе констатирующего диагностического среза из общей группы подростков было выбрано 15 человек, которые составили экспериментальную группу с уровнем конфликтности: выше среднего и высокий, в то же время, у данных подростков наблюдается стратегия поведения в конфликтах - «Акула».
6. До проведения развивающей программы, доминирующими уровнями конфликтности являлись: выше среднего (53,3%) и высокий (46,6%), после проведения развивающих мероприятий, данные показатели стали равны нулю. После проведения программы развития конфликтной компетентности преобладающим уровнем конфликтности в экспериментальной группе является - средний (33,3%).
7. После проведения программы развития конфликтной компетентности доминирующими являются две стратегии поведения в ситуациях конфликта: «Лиса» и «Сова» (33,3%), то есть подростки предпочитают стратегию открытой и честной конфронтации и идут на компромисс в конфликтных ситуациях.
Таким образом, после проведения программы развития конфликтной компетентности, уровень конфликтности подростков экспериментальной группы снизился и у них отмечается расширенный репертуар стратегий поведения в конфликте.



1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 496 с.
2. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учебное пособие / О.В. Барканова.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 255 с. (электронное издание).
3. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: диссерт. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 127 с.
4. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Инфра, 2009. 215 с.
5. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №6(41) С. 178-184.
6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
7. Братченко С. Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии: Тезисы докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 27-31.
8. Войтова С.Л., Зубат Е.Н. Конфликтология. С-Петербург: СПб, 2000. 93 с.
9. Волчек В. В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014.№7 С. 494-499.
10. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. 252 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Проспект, 2006. 216 с.
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2012.312 с.
14. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2001. 130 с.
15. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //
Социологические исследования. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. № 5 С. 20-38.
16. Дмитриев А. В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2008. 199 с.
17. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2004. 188 с.
18. Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. М.: Просвещение, 2000. С. 50-79с.
19. Журавлев А. Л., Воловикова М. И., Ребеко Т.А.. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна,15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.
20.Зайцев А. К. Социальный конфликт. М.: Академия, 2008. 192 с.
21.Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их разрешение. Занятие для подростков // Школьный психолог. 2001. № 43. С. 12 - 13.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 238 с.
23. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М.:
ИНФРА,2000. 65 с.
24. Кашапов М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие.
Яросл.гос.ун-т. Ярославль: ЯрГУ. 2006. 116 с.
25. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999. 255 с.
26. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие.
Красноярск, 2009. 12 - 216 с.
27. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 2008. 201 с.
28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2003. 199 с.
29. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 544 с.
30. Куницина В.Н. Социальный интеллект и социальная
компетентность. СПб.: СпбГУ, 2007. 34 с.
31. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2007. 455 с.
32. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2007. 416 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 320 с.
34. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. М.: Просвет, 2010. 236 с.
35. Пашкова О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2002. с. 25-50.
36. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 41-45.
37. Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьтейн. М.: Б.и., 1983. 276 с.
38. Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе. Волгоград: Перемена, 2001. с. 79
39. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Еврознак, 2009. 337 с.
40. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб.пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2000. 184 с.
41. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.
42. Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. С. 13-19.
43. Скутина Т.В. Конфликтная компетентность и развитие общения со сверстником в подростковом возрасте: этические аспекты. Красноярск. 2013. 195 с.
44. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты:
учеб.пособие. М.: ИНФРА М, 2001. 69с.
45. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная
компетентность. Красноярск, 2005. 120 с.
46. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 192 с.
47. Худаева М.Ю. Психологические особенности развития конфликтологической компетенции в подростковом возрасте // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2012. №24. (143). Выпуск 16. С.226¬229.
48.Черкасова Т.В. Конфликты подростков. М.: Просвещение, 2010. 208 с.
49Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М.: Дом педагогики, 2000. 484с.
50.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ