Учебное видео при реализации модели смешанного обучения "Перевернутый класс" на уроках ОБЖ
|
Введение
ГЛАВА 1: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Модель смешанного обучения в общеобразовательном процессе 7
1.2. Применение методики «Перевернутый класс» 24
1.3. Применение учебного видео в процессе обучения 36
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Содержание и особенности экспериментального и контрольного
учебного видео 43
2.3. Результаты и обсуждения 47
Заключение 55
Выводы 58
Библиографический список 59
ГЛАВА 1: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Модель смешанного обучения в общеобразовательном процессе 7
1.2. Применение методики «Перевернутый класс» 24
1.3. Применение учебного видео в процессе обучения 36
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» 41
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Содержание и особенности экспериментального и контрольного
учебного видео 43
2.3. Результаты и обсуждения 47
Заключение 55
Выводы 58
Библиографический список 59
За последние годы в современном обществе происходит не прерывный процесс информатизации. Повсеместно внедряются компьютерные технологии. И одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение средств новых информационных технологий в систему общего образования. Причиной этого служат изменившиеся требования среднего образования, целью которых является обновление методов, средств и форм организации обучения.
В новом постиндустриальном обществе, за счет технологической революции, человеку необходимо соответствовать новым функциональным требованиям. Соответственно учитель теперь должен уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, а не только хорошо исполнять функциональные обязанности. Отсюда следует, что действительно имеется потребность в использовании учебного видео в общеобразовательном процессе [14].
Применение компьютерной техники возможно не только на уроках, но и во внеурочное время. Это в свою очередь является отличной возможностью в реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс», а также приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении. Применение современных информационных технологий в практике работы учителя на данный момент вовсе не мода и увлечение, а реальная потребность.
Актуальность использования учебного видео в общеобразовательном процессе объясняется тем, что на современном этапе общественного развития происходит информатизация общества в целом. Компьютер и все возможные гаджеты сегодня являются неотъемлемой частью жизни многих обучающихся и учителей. Современное поколение школьников воспринимают данные технологии получения знаний, в том числе и видео контент, с большим интересом, чем через обычный учебник.
Учебное видео дает доступ учащимся к нетрадиционным источникам информации, а учителю позволяет реализовать модель смешанного обучения, которая так необходима в современных условиях жизни. Ведь практически все учебные заведения переводились и продолжают переводиться на дистанционное обучение в периоды пандемии.
Проблема применения учебных видео не плохо разработана в теории. Но их применение может быть не всегда эффективно. Ведь это зависит от школьного предмета, опыта учителя, качества самого видео и информации в нём, индивидуальных способностей учащихся воспринимать мультимедийную информацию. Поэтому, используя учебное видео для успешной и качественной реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс», необходимо четко выявить критерии которым оно должно соответствовать [11].
Цель: разработка учебного видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» и оценка его эффективности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1. Проанализировать методические и информационные источники по тематике смешанного обучения в общеобразовательном процессе.
2. Разработать учебного видео, на основании выявленных критериев, для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в образовательном процессе средней школы.
3. Оценить эффективности учебного видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в образовательном процессе средней школы.
Объект: Смешанное обучение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: учебное видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернуый класс» в старшей школе.
Гипотеза: Предполагается, что применение учебного видео, разработанного с учетом выявленных критериев, позволит повысить эффективность образовательного процесса, реализуемого в модели смешанного обучения «Перевернутый класс».
Методы исследования: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, проектирование и трансляция учебного видео.
В новом постиндустриальном обществе, за счет технологической революции, человеку необходимо соответствовать новым функциональным требованиям. Соответственно учитель теперь должен уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, а не только хорошо исполнять функциональные обязанности. Отсюда следует, что действительно имеется потребность в использовании учебного видео в общеобразовательном процессе [14].
Применение компьютерной техники возможно не только на уроках, но и во внеурочное время. Это в свою очередь является отличной возможностью в реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс», а также приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении. Применение современных информационных технологий в практике работы учителя на данный момент вовсе не мода и увлечение, а реальная потребность.
Актуальность использования учебного видео в общеобразовательном процессе объясняется тем, что на современном этапе общественного развития происходит информатизация общества в целом. Компьютер и все возможные гаджеты сегодня являются неотъемлемой частью жизни многих обучающихся и учителей. Современное поколение школьников воспринимают данные технологии получения знаний, в том числе и видео контент, с большим интересом, чем через обычный учебник.
Учебное видео дает доступ учащимся к нетрадиционным источникам информации, а учителю позволяет реализовать модель смешанного обучения, которая так необходима в современных условиях жизни. Ведь практически все учебные заведения переводились и продолжают переводиться на дистанционное обучение в периоды пандемии.
Проблема применения учебных видео не плохо разработана в теории. Но их применение может быть не всегда эффективно. Ведь это зависит от школьного предмета, опыта учителя, качества самого видео и информации в нём, индивидуальных способностей учащихся воспринимать мультимедийную информацию. Поэтому, используя учебное видео для успешной и качественной реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс», необходимо четко выявить критерии которым оно должно соответствовать [11].
Цель: разработка учебного видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» и оценка его эффективности на уроках ОБЖ.
Задачи:
1. Проанализировать методические и информационные источники по тематике смешанного обучения в общеобразовательном процессе.
2. Разработать учебного видео, на основании выявленных критериев, для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в образовательном процессе средней школы.
3. Оценить эффективности учебного видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в образовательном процессе средней школы.
Объект: Смешанное обучение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: учебное видео для реализации модели смешанного обучения «Перевернуый класс» в старшей школе.
Гипотеза: Предполагается, что применение учебного видео, разработанного с учетом выявленных критериев, позволит повысить эффективность образовательного процесса, реализуемого в модели смешанного обучения «Перевернутый класс».
Методы исследования: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, проектирование и трансляция учебного видео.
Изучая литературные источники, для разработки учебного видео и реализации модели смешанного обучения «Перевернутый класс» на уроках ОБЖ, мы выяснили, что само понятие «смешанное обучение» появилось совсем недавно, а именно в конце XX века с появлением большого количества компьютеров и распространением сети интернет. Мы разобрались, что данное понятие и то, что оно в себе несет, не противоречит нормам ФГОС, а наоборот позволяет обучающимся получить в большинстве своем все то, что прописывает им стандарт. Также мы выявили, что смешанное обучение включает в себя множество методик, одной из которых является методика «Перевернутый класс». Благодаря ей, обучающиеся могут изучать новые темы дома или в любом другом для них комфортном месте, затем на уроке, появляется возможность закрепить свои знания практически и разобрать с учителем возникшие вопросы. Это методика способна и должна включать в себя множество инструментов для ее реализации. Одним из таких инструментов является учебное видео. Оно несет в себе множество плюсов, особенно если соблюдать выявленные нами критерии. Вот некоторые плюсы: подача визуальной и аудиальной информации одновременно, возможность посмотреть видео заново или перемотать на нужный фрагмент, возможность учителя поместить в ролик основную информацию и при ее подаче не отвлекаться на внешние факторы.
Получив достаточно информации мы приступили к разработке собственных учебных видео на основе выявленных критериев. Как оказалось ролики должны быть продолжительностью не более шести минут, включать в себя «говорящую голову», а именно лицо учителя крупным планом, должны присутствовать аудиовизуальные эффекты. Учитывая все это, были написаны сценарии и планы, включающие в себя основную информацию и понятия тем уроков. Также в роликах мы призывали детей к обратной связи в комментариях, задавая им вопросы по теме. К каждому ролику прикладывался тест для оценки усвоения материала обучающимися.
Эксперимент показал, что 68,4% обучающихся положительно относятся к использованию учебных видео на уроке и лишь 15,8% обучающихся не видят в видеоуроках ничего полезного. Остальные 15,8% затруднялись ответить на дынный вопрос. После того как уроки прошли и была собрана статистика по всем видео, удалось выяснить что средняя продолжительность просмотра экспериментальных видео изменяется в пределах 54,11-75,55% от общей продолжительности, а контрольных - в пределах 26,02-47,63%. Это говорит о том, что большинство обучающихся получили информацию в полной мере из экспериментальных видео. Также из анализа статистики можно заметить, что активность обучающихся по отношению к экспериментальным видео была выше. Во первых, они собрали больше просмотров, а значит, почти все дети получили необходимую информацию, и во вторых экспериментальные видео, в отличие от контрольных, получили обратную связь от обучающихся в виде комментариев и отметок «Мне нравится». А самое главное, что после прохождения проверочных тестов средний балл за третий и четвертый тесты (экспериментальные видео) составил 6,65±0,9 и 7,44±0,8 соответственно, за первый и второй тесты, соответствующие контрольным видео - 3,90±0,6 и 3,17±0,9 балла соответственно. Это в свою очередь говорит об эффективности экспериментальных видео в подаче более усвояемой информации обучающимся.
Получив достаточно информации мы приступили к разработке собственных учебных видео на основе выявленных критериев. Как оказалось ролики должны быть продолжительностью не более шести минут, включать в себя «говорящую голову», а именно лицо учителя крупным планом, должны присутствовать аудиовизуальные эффекты. Учитывая все это, были написаны сценарии и планы, включающие в себя основную информацию и понятия тем уроков. Также в роликах мы призывали детей к обратной связи в комментариях, задавая им вопросы по теме. К каждому ролику прикладывался тест для оценки усвоения материала обучающимися.
Эксперимент показал, что 68,4% обучающихся положительно относятся к использованию учебных видео на уроке и лишь 15,8% обучающихся не видят в видеоуроках ничего полезного. Остальные 15,8% затруднялись ответить на дынный вопрос. После того как уроки прошли и была собрана статистика по всем видео, удалось выяснить что средняя продолжительность просмотра экспериментальных видео изменяется в пределах 54,11-75,55% от общей продолжительности, а контрольных - в пределах 26,02-47,63%. Это говорит о том, что большинство обучающихся получили информацию в полной мере из экспериментальных видео. Также из анализа статистики можно заметить, что активность обучающихся по отношению к экспериментальным видео была выше. Во первых, они собрали больше просмотров, а значит, почти все дети получили необходимую информацию, и во вторых экспериментальные видео, в отличие от контрольных, получили обратную связь от обучающихся в виде комментариев и отметок «Мне нравится». А самое главное, что после прохождения проверочных тестов средний балл за третий и четвертый тесты (экспериментальные видео) составил 6,65±0,9 и 7,44±0,8 соответственно, за первый и второй тесты, соответствующие контрольным видео - 3,90±0,6 и 3,17±0,9 балла соответственно. Это в свою очередь говорит об эффективности экспериментальных видео в подаче более усвояемой информации обучающимся.



