Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение к себе и представление о психологической поддержке близких у подростков с самоповреждающим поведением

Работа №167971

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследования.
Выборка: 44 подростка в возрасте от 14 до 17 лет .

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Индивидуально-психологические характеристики подросткового возраста: классификация, специфика, история термина 8
1.2. Изучение психологических аспектов самоповреждающего поведения, характеристика в подростковом возрасте 11
1.3. Особенности социально-психологической поддержки и влияния поддержки на самоповрпеждающее поведение у подростков 15
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ У ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 20
2.1. Организация эмпирического исследования 20
2.2. Результаты и анализ проведенного эмпирического исследования 24
2.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования 24
ВЫВОДЫ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ЛИТЕРАТУРА 72

Актуальность исследования заключается в том, что самоповреждающее поведение среди подростков является серьезной проблемой, которая требует внимания и понимания со стороны общества, психологов, педагогов и других специалистов. Подростки, проявляющие признаки самоповреждающего поведения, часто испытывают сложности в общении, эмоциональной регуляции и самооценке. Самоповреждающее поведение у подростков может проявляться в виде различных действий, направленных на нанесение вреда себе, таких как порезы, удары, употребление вредных веществ и другие. Это поведение часто связано с психологическими проблемами, стрессом, низкой самооценкой и трудностями в общении [5]. Социально-психологическая поддержка представляет собой комплекс мер и действий, направленных на оказание помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях. Для подростков с признаками самоповреждающего поведения такая поддержка может быть особенно важной, помогая им справиться с эмоциональными трудностями и научиться адаптироваться в обществе.
Социально-психологическая поддержка – это важный фактор, влияющий на поведение и психологическое состояние подростков. Под социально-психологической поддержкой понимается доступность и качество взаимоотношений с близкими людьми, которые могут предоставить эмоциональную, информационную, практическую или оценочную помощь в трудных ситуациях.
Подростки, которые демонстрируют самоповреждающее поведение, то есть намеренное причинение себе физического вреда без суицидальных намерений, зачастую испытывают недостаток или негативное отношение к социально-психологической поддержке от окружающих. Самоповреждающее поведение подростков имеет негативные последствия не только для их физического и психического здоровья, но и для их социального функционирования, образования, качества жизни и будущего развития.
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% подростков в мире имеют опыт самоповреждений, а в некоторых странах этот показатель достигает 25%. В России же, по данным Национального научного центра наркологии, около 15% подростков совершают самоповреждения, а 5% из них делают это регулярно [22].
Проблема самоповреждающего поведения подростков изучается многими отечественными и зарубежными авторами, такими как Н.А. Польская, А.А. Григорьева, И.А. Алексеева, А.В. Зыков, А.Н. Леонтьев, М.Н. Шубина, М.К. Нокс, Д.М. Фавазза, К.Ван дер Колк, С.Конрад, М.Лайнхан и др., однако вопрос о связи между представлением подростков о социально-психологической поддержке и их поведением остается недостаточно исследованным.
Исследования показывают, что у подростков с самоповреждающим поведением часто наблюдается недостаток или низкое качество социально-психологической поддержки от родителей, учителей, сверстников, психологов и других специалистов [5]. Однако, не менее важно учитывать, как подростки воспринимают и оценивают доступную им поддержку, какие ожидания и потребности они имеют в отношении нее, как они готовы к ней обращаться и как они реагируют на нее.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления психологических особенностей подростков с признаками самоповреждающего поведения и факторов, способствующих их профилактике и коррекции.
Новизна исследования: заключается в том, что в современном мире значимость социально-психологической поддержки растет. Если раньше на территории России психология не была столь распространена, то на сегодняшний день отмечается увеличение специалистов данной области. Многие направления, связанные с развитием науки, новы и актуальны. Изучение особенностей представления о социально-психологической поддержке у подростков с признаками самоповреждающего поведения является актуальным и важным шагом в понимании и помощи данной категории подростков. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ поддержки и реабилитации подростков с самоповреждающим поведением.
Цель работы: выявить и проанализировать особенности представления о социально-психологической поддержке у подростков с признаками самоповреждающего поведения.
Объект исследования: представления подростков о социально-психологической поддержке.
Предмет исследования: представление подростков о социально-психологической поддержке с признаками самоповреждающего поведения
Гипотезы исследования:
1. Подростки с признаками самоповреждающего поведения значимо ниже оценивают психологическую поддержку со стороны значимого окружения.
2. Подростки с признаками самоповреждающего поведения чаще испытывают неудовлетворенность той социально-психологической поддержкой, которую получают.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме особенностей социально-психологической поддержки у подростков с признаками самоповреждающего поведения;
2. Рассмотреть теоретические подходы к пониманию социально-психологической поддержки и ее видов;
3. Выделить типы социально-психологической поддержки;
4. С помощью эмпирического исследования выявить наиболее популярных агентов социально-психологической поддержки у подростков, сравнить окружение оказывающих социально-психологическую поддержку у подростков с признаками самоповреждающего поведения и без его признаков.
5. Сравнить уровень удовлетворенности поддержкой у подростков с признаками самоповреждающего с подростками у которых таковые признаки отсутствуют;
6. Проанализировать связь самоповреждающего поведения и особенностей социально-психологической поддержки у подростков.
Описание методов и методик:
Методы исследования: теоретические методы - сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала; эмпирические методы: тестирование.
Методики исследования:
1. Анкета «Модификации тела и самоповреждения» (Н. А. Польская, А. С. Кабанова) [13];
2. Опросник «Социальной поддержки» F-SOZU-22 Г. Соммер и Т. Фидрич (G. Sommer, T. Fydrich) в адаптации А.Б. Холмогоровой [18];
3. Анкета социальной поддержки SSQ 6 И. Сарасон, Г. Левин, Р. Бэшамом, Б. Сарасон [14];
4. Многомерная шкала социальной поддержки Дж. Зиммет, адаптация Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского [15].
Характеристики выборки исследования: в исследовании приняли участие 44 подростка в возрасте от 14 до 17 лет (средний возраст выборки составил M=15,00). При этом среди 44 человек выделяются 27 девочек и 17 мальчиков.
Теоретико-методологические основания работы: социально-психологическую поддержку изучали: О.А. Нестытых, Э.В. Патраков, Н.Д. Творогова, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, Е.И. Захарова, А.Л. Лидерс и пр. Подростковый возраст изучали: Д.Б. Эльконин, Р. Хевиигхерст, Л.И. Божович, А.И. Захарова, С.В. Кривцов и пр. Самоповреждающее поведение изучали: А.А. Федосова, Т.П. Чабуева, И.Г. Федоренко, Е.В. Дарьин, Н.А. Бохан, С.В. Давидовский и пр.
Теоретическая и практическая значимость: практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для разработки и реализации программ профилактики и коррекции самоповреждающего поведения подростков, а также для повышения профессиональной компетентности психологов, педагогов, родителей и других специалистов, работающих с подростками. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет знания о психологических факторах самоповреждающего поведения подростков, а также о специфике представления подростков о социально-психологической поддержке и ее роли в формировании и преодолении такого поведения.
Структура работы: курсовая работа располагается на 74 страницах машинопечатного текста. В работе присутствуют: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы (27 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования по теме особенностей представления о социально-психологической поддержке у подростков с признаками самоповреждающего поведения были выявлены следующие основные выводы:
Подростковый возраст – это особый период в развитии человека, который делит между собой два других этапа – детство и взрослость. Можно сказать, что подростковый период – это переходный этап, который проходит каждый человек на пути к взрослению.
У девочек он наступает, примерно, в 10-13 лет и заканчивает в 15-18 лет. У мальчиков он наступает примерно в 11-13 лет и заканчивается в 16-18 лет. Как считает ВОЗ, в среднем, подростковый период на сегодня исчисляется 10-19-ю годами.
Изменения, которые протекают у подростка, делятся на три основные сферы, а именно: физиологические, психологические и социальные.
Физиологические – быстрый рост тела, развитие внутренних органов, половое созревание (первичные и вторичные половые признаки), изменение гормональной системы и пр.; психологические изменения – идентификация и поиск своего места в обществе; формирование самооценки и самоидентификации; интенсивная эмоциональность и нестабильность настроения; необходимость в социальном признании и признаке принадлежности к группе; социальные изменения – взаимодействие с родителями, сверстниками и учителями; формирование личного пространства и независимости; возможность для социализации и освоения социальных ролей; воздействие масс-медиа и общественных стереотипов.
Самоповреждающее поведение также принято называть селф-харм от английского self-harm. Это особое поведение, которое характеризуется нанесением себе повреждений с целью справиться с серьезными эмоциональными переживаниями, болезненными воспоминаниями и ситуациями, которые по-иному переживать оказывается невозможно.
Существуют такие способы, как: порезы, переедание, недоедание, укусы, ожоги, вкалывания, удары, передозировки, физические чрезмерные нагрузки, выдирание волос и ногтей, участие в драках с целью получить увечья. Самоповреждающее поведение является серьезной психологической проблемой среди подростков. Это проявление дистресса, когда подростки причиняют себе умышленные повреждения с целью снять эмоциональную боль или тревогу.
Социально-психологическая поддержка – это особые мероприятия, которые направлены на предоставление нуждающимся гражданам помощи со стороны специалистов узких сфер. Социально-психологическая поддержка представляет собой совокупность мероприятий, предназначенных для оказания эмоциональной и практической помощи подросткам. Она может быть предоставлена различными индивидами и организациями, включая семью, друзей, учителей и специалистов в области психологии.
Результаты эмпирического исследования:
По результатам эмпирического анализа данных нам удалось выяснить, что существуют следующие статистические различия между группой 1 (подростки с признаками самоповреждающего поведения) и группой 2 (подростки без признаков самоповреждающего поведения):
1. По результатам анализа по методике «Опросник социальной поддержки, F-SozU» были выявлены различия по шкалам: эмоциональная поддержка (выше в группе без признаков СпП), инструментальная поддержка (выше в группе без признаков СпП), социальная поддержка (выше в группе без признаков СпП), удовлетворенность поддержкой (выше в группе без признаков СпП), общий уровень социальной поддержки (выше в группе без признаков СпП). Статистически в группе подростков без признаков самоповреждающего повеления уровень социальной поддержки значительно ниже;
2. По результатам анкеты «Социальной поддержки SSQ 6» не было выявлено статистических различий в предпочитаемом выборе стороны поддержки. И там и там предпочитают получать поддержку от: родителей, друзей, любимого, близких и дальних родственников и пр.;
3. По результатам ответов методике «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки, MSPSS» были выявлены статистические различия по шкалам: поддержка со стороны семьи (выше в группе без признаков СпП), поддержка со стороны друзей (выше в группе без признаков СпП), поддержка со стороны значимых других (выше в группе без признаков СпП). Статистически люди с самоповреждающим поведением получают меньше социальной поддержки;
Таким образом можно сделать вывод о том, что первая гипотеза подтвердилась. Подростки с признаками самоповреждающего поведения значимо ниже оценивают психологическую поддержку со стороны значимого окружения.
Вторая гипотеза также подтвердилась. Подростки с признаками самоповреждающего поведения чаще испытывают неудовлетворенность той социально-психологической поддержкой, которую они получают.
Поставленная в начале работы цель и задачи были выполнены в полном объеме.



1. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О.О. Андронникова // Вестник Томского университета, 2010. №332. – С.145-155.
2. Банников Г.С. Федунина Н.Ю. Павлова Т.С. Вихристюк О.В, Летова А.В. Баженова М.Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия, 2016. Том 24. № 3. – С. 42-68. doi:10.17759/cpp.2016240304
3. Выготский Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Москва: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1931. – 504 с.
4. Дарьин Е.В. Несуицидальное самоповреждающее поведение у подростков // Медицинский вестник Юга России. 2019. №4. – С. 6-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nesuitsidalnoe-samopovrezhdayuschee-povedenie-u-podrostkov (дата обращения: 27.04.2024).
5. Зайченко А.А. Самоповреждающее поведение/ Зайченко А.А.// Психология телесности: теоретические и практические исследования: сборник статей II международной научно-практической конференции. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. – С. 320.
6. Кешиш М.М. Психологические особенности подросткового селфхарма // Теория и практика современной науки. 2017. №5 (23). – С. 355-358. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-selfharma (дата обращения: 27.04.2024).
7. Крюкова О.В. Подростковый возраст - сложный возраст в развитии человека / О. В. Крюкова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 28 ноября 2014 года. Том Часть 1. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2014. – С. 76-78.
8. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолог / И.Г. Малкина-Пых // М.: ЭКСМО, 2012. – 1008 с.
9. Отрочество: исторический подход / М. Кле Психология подростка. Сост. Фролов Ю. И. // М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 103-140.
10. Полетаева Л.Н. Самоповреждающее поведение у подростков / Л. Н. Полетаева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 1(30). – С. 50-55. – EDN NRBYUV.
11. Польская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская, Н.В. Власова //Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – No 4. – С. 176–190
12. Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // URSS, 2017. – 320 с. ISBN 978-5-9710-4298-3.
13. Польская Н.А. Феноменология и функции самоповреждающего поведения при нормативном и нарушенном психическом развитии: диссертация д-ра психол. наук : 19.00.04 / Польская Наталия Анатольевна. – М., 2017. – 423 с.
14. Сарасон И.Дж. Сарасон Б.Р. Шеарин Э.Н. Краткая мера социальной поддержки: практическое и теоретическое значение // Журнал социальных и личных отношений, 1987. - С. 497-510.
15. Сирота Н.А. Ялтонский В.М. Лыкова Н.М. Исследование базисных копинг-стратегий подростков 11-12 лет из неблагополучной и благополучной среды // Вопросы наркологии, 2003. № 1. – С. 36-46.
16. Созонова Е.Ю. Социально-психологическая поддержка / Е.Ю. Созонова // Чайковский, 2020. – С. 12.
17. Тверская Е. Мосеева Т. Крысенко Н. Что такое самоповреждающее поведение? / Е. Тверская, Т. Мосеева, Н. Крысенко // Москва, 2018. – С. 27.
18. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра // диссертация, 2006. – С. 56.
19. Чуев Е.Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков / Е.Н. Чуева // Вестник Краунц. № 1 (29), 2017. – С. 71-77.
20. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки / Е. Щербакова // Демоскоп Weekly. – 2012. – С. 509-510.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин // М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
22. Юрьева Л.Н. Клиническая суицидология: Монография // Днепропетровск: Пороги, 2006. – 472 с. – ISBN 9665257404
23. Ammerman BA, Sorgi KM, Berman ME, Coccaro EF, McCloskey MS. Potential Mood Variation Following a Behavioral Analogue of Self-Injurious Behavior. Arch Suicide Res. 2020;24(sup2):S113-S125. doi: 10.1080/13811118.2018.1527267. Epub 2018 Nov 22. PMID: 30300119; PMCID: PMC6531373.
24. Havighurst R.J. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
25. Mastrotheodoros S, Van der Graaff J, Deković M, Meeus WHJ, Branje SJT. Coming Closer in Adolescence: Convergence in Mother, Father, and Adolescent Reports of Parenting. J Res Adolesc. 2019 Dec;29(4):846-862. doi: 10.1111/jora.12417. Epub 2018 Jun 19. PMID: 29921030; PMCID: PMC6899895.
26. Son Y, Kim S, Lee JS. Self-Injurious Behavior in Community Youth. Int J Environ Res Public Health. 2021 Feb 17;18(4):1955. doi: 10.3390/ijerph18041955. PMID: 33671424; PMCID: PMC7921995.
27. Townsend ML, Miller CE, Matthews EL, Grenyer BFS. Parental Response Style to Adolescent Self-Harm: Psychological, Social and Functional Impacts. Int J Environ Res Public Health. 2021 Dec 20;18(24):13407. doi: 10.3390/ijerph182413407. PMID: 34949017; PMCID: PMC8703416.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ