Введение 3
Раздел 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания младшего школьника средствами искусства 7
1.1.Анализ основных категорий исследования7
1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников 14
Раздел 2. Методические аспекты нравственного воспитания младших школьников средствами искусства 22
2.1. Методы и приемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами искусства 22
2.2. Рекомендации для педагогов по нравственному воспитанию младших школьников средствами искусства 30
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 44
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания важна и поэтому вопросы нравственного развития, совершенствования и формирования нравственного образа жизни человека волновали общество всегда и во все времена. Сейчас эта тема как никогда актуальна, поскольку все чаще в нашем мире можно встретить жестокость и насилие, и кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ученика должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Вопрос нравственного воспитания недостаточно изучен, несмотря на то, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Формирование отношений, основанных на нормах морали, свидетельствует о том, что именно в этот период учащиеся впервые сталкиваются с проблемами в обществе взрослых, усваивают основные нравственные требования и привыкают к их выполнению.
Подрастающее поколение развивается и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности. Наблюдение за образовательным процессом в начальной школе показывает, что многим современным школьникам свойственны недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нежелание понять и принять другого человека как личность со своей культурой, логикой мышления и поведения. В связи с этим необходимо найти эффективные пути и средства воспитания младших школьников в духе толерантности, уважения к правам и свободам других людей, механизмы формирования нравственных чувств, и в данном случае искусство выступает одним из наиболее эффективных средств.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы человека, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство младших школьников с произведениями искусства приобщает их к этому миру.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подчеркивает важность формирования нравственных качеств младших школьников и определяет нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей: «развитие личности обучающихся, в том числе нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание… Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».
Кроме этого цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы способствовать переходу моральных норм к нравственным качествам, установкам и ценностям, полному и гармоничному развитию, раскрытию материального и духовного потенциала. Оно должно вовлекать младших школьников в различные виды деятельности, которые не только формируют нравственную культуру (эмоции, сознание), но и раскрывают особенности взаимоотношений.
Основные идеи нравственного воспитания нашли свое отражение в работах таких ученых, как: И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская, М.В. Архангельский, А.В. Бойкова, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. Они выявили сущность основных понятий нравственного воспитания, обосновали способы его совершенствования содержания, форм и методов. По словам В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Н.В. Мельникова Р.В. Овчарова, искусство имеет особую возможность для формирования нравственных качеств личности.
Вопросы нравственного воспитания с точки зрения гуманистических образов о освещали: Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера, К.Д. Ушинский, М.Н. Щетинин, Т.Н. Власова. Они раскрыли основные понятия нравственного воспитания, методы развития принципов, форм и способов нравственного воспитания.
Проблема нравственного воспитания младших школьников средствами искусства нашла отражение в исследованиях М.Б. Зацепина, Е.Н. Зуйкова, Г.В. Лабунской, Т.Г. Пеня, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсова, Т.Я. Шпикаловой.
Все они отмечают, что использование средств искусства в процессе нравственного воспитания младших школьников приводит к формированию творческих начал у младших школьников в их деятельности, к проявлению активности, самостоятельности и инициативности в применении базовых методов работы к новому контенту, поиске новых способов решения эмоциональных проблем, выражении собственных чувств, используя словесные методы, а также различные визуальные средства.
Актуальность и теоретическая значимость нравственного воспитания младших школьников обусловили выбор темы курсовой работы: «Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства».
Цель исследования: изучение влияния средств изобразительного искусства на нравственное воспитание младших школьников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – методические основы нравственного воспитания младших школьников средствами искусства.
Задачи курсовой работы:
1. Уточнить понятия «воспитание», «нравственность», «нравственное воспитание».
2. Изучить особенности нравственного воспитания младших школьников.
3. Проанализировать методы и приемы нравственного воспитания младших школьников средствами искусства.
4. Составить рекомендации для педагогов по нравственному воспитанию младших школьников средствами искусства.
Для решения поставленных задач и были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; сравнение и обобщение научной информации по проблеме исследования; анализ педагогического опыта.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух разделов, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников (33), приложений. Общий объем работы – 53 страницы, из них 38 страниц основного текста.
Таким образом, наша исследовательская работа позволила сформулировать следующие обобщающие выводы.
Нравственность – это система моральных принципов и ценностей, которые определяют правильное поведение и отношение к другим людям. Воспитание – это процесс формирования личности, который включает в себя передачу знаний, ценностей и навыков от одного поколения к другому. Анализ основных категорий исследования позволил сделать вывод о том, что нравственное воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на сознание, чувства и поведение личности с целью формирования у нее нравственных качеств и чувств.
Нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса и играет ключевую роль в формировании личности младшего школьника. Особенности нравственного воспитания младших школьников в первую очередь связаны с их возрастными особенностями, а также с их восприятием мира и уровнем развития. Именно в этом возрасте у младших школьников закладываются элементы нравственного воспитания: формируются первоначальные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. Нравственное воспитание младших школьников с использованием средств искусства представляет собой инновационный подход. Практически любая картина известных художников может затрагивать важные нравственные проблемы.
Для воспитания нравственных качеств используются специальные приемы и методы, и каждый педагог подбирает наиболее подходящие, по его мнению, которые будут отвечать его требованиям и приносить необходимый результат. Такие методы как беседа, рассказ, рассматривание картин и другие, оказывают положительное влияние на нравственное воспитание младших школьников, способствуют получению новых знаний и закреплению уже изученных ранее. Важно упомянуть то, что если методы нравственного воспитания будут правильно подобраны и использоваться педагогом с применением изобразительной деятельности, то нравственное воспитание станет более качественным, а также принесет гораздо больше пользы как для педагога, так и для младших школьников.
Процесс нашего исследования позволил составить некоторые рекомендации для педагогов, которые помогут лучше и эффективнее проводить занятия в ходе которых будет осуществляться нравственное воспитание младших школьников. Рекомендации могут помочь педагогам эффективно осуществлять нравственное воспитание младших школьников и создавать атмосферу, способствующую формированию у них нравственных ценностей. Педагогу необходимо быть образцом, создавать доверительные отношения, планировать и проводить уроки, посвященные нравственным вопросам в сочетании с предметным материалом, кроме этого, педагогу необходимо создавать доверительные отношения, а также использовать позитивное подкрепление и похвалу для показания ценности нравственных поступков.
Проблема нравственного воспитания младших школьников актуальна во все времена, ведь именно благодаря нравственному воспитанию происходит формирование здорового общества, основанного на справедливости, этических нормах и уважении других людей.
1. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев. – Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 2011. – 256 с.
2. Асмолов, А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов. – М.: Логос, 2011. – 642 с.
3. Ашикова Ю.М. Виды искусства и их классификация // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: https://urok.1sept.ru/articles/517176?ysclid=lrqerx4kw6152493355
4. Белинский, В. Г. Сын жены моей. Сочинение Поль-де-Кока / В. Г. Белинский – т.2 изд. – Санкт-Петербург: К. Вингебера, 1835. – 234 с.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. ¬ – М. : Золотой Фонд, 2002. – 418 с.
6. Божович, Л. И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста Проблемы формирования личности: избр. псих. Труды / Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж: Педагогика, 2011. – 277 с.
7. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х. Т. Бозорова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 9 (68). – 460 с.
8. Бойкова, А. В. Формирование нравственного воспитания младших школьников / А. В. Бойкова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2015. – № 12. – С. 62–64.
9. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И. Загвязинский – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 343 с.
10. Каиров, И.А. Педагогический словарь / И.А. Каиров. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 766 с.
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 173 с.
12. Мальцева, В.А. Организация экспериментальной работы по формированию патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности / В. А. Мальцева, Е. Н. Кобзева, В. Н. Гузненков // Заметки ученого. – 2021. – № 3-1. – С. 270–275.
13. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2010. – №7. – С. 31.
14. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004. – 228 с.
15. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. / Л.А. Неменская. – Москва : "Просвещение", 2011. – 111 с.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М. : Издательство «Русский язык», 1983. – 370 с.
17. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
18. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Владос, 2010. – 490 с.
19. Плотникова, Е. Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках технологии / Е. Н. Плотникова // Реализация Компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. — Симферополь:Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. — С. 46-49.
20. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : ФГУП Издательство «Высшая школа», 2004. – 512 с.
21. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Провоторова // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – 2011. – № 1. – С. 51–53
22. Сивоконь, С.И. «Чуковский и дети» / С.И. Сивоконь. – Москва : Знание, 1983. – 96 с.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
24. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. – М.: «Педагогика», 1990. – 288 с.
25. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940. Т.1.: А – Кюрины / Сост. Г. О. Винокур, проф. Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, проф. Д. Н. Ушаков; Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935 г. – 371 с.
26. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 884–887.
27. Харламов М.Ф. Педагогика / М.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2011. – 519 с.
28. Цыгикало А. Нравственное воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – №5-4. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13980.
29. Чмелева, Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX – начало XX в.) / Е. В. Чмелева // Педагогика, 2009. – №2. – 69 с.
30. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учебное пособие для вузов / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2023. – 113 с.
31. Щетинина Н.Е. Нравственность, гражданственность, патриотизм – основа современного образования: материалы конференции: в 2 частях / под редакцией Е.В. Лопановой. – Омск : ОМГА, 2023. – 204 с.
32. Этимология слова «нравственность» // Орфография URL: https://orfographia.ru/etimologiya-slova-nravstvennost/
33. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. – 2003. – № 4. – С. 155.