Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вопросы изучения творчества А.С. Пушкина в методическом наследии М.А. Рыбниковой (Московский педагогический государственный университет)

Работа №167968

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы35
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. М.А. Рыбникова как педагог и методист 5
Выводы по первой главе 7
Глава 2. Вопросы изучения произведений А.С. Пушкина на уроках литературы в трудах М.А. Рыбниковой 9
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Внеклассная работа по творчеству А.С. Пушкина: опыт М.А. Рыбниковой и его актуализация в современной школе 22
Выводы по третьей главе 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Трудно переоценить методическое наследие, которое оставила Мария Александровна Рыбникова – русский советский педагог-новатор и теоретик, одна из зачинателей советской методики преподавания русского языка и литературы, фольклорист и этнограф, литературовед и художник. Еще в далёком 1959 году известный историограф методики, Я.А. Роткович писал: «Можно без преувеличения сказать, что «Очерки» М. А. Рыбниковой принадлежат к числу наиболее совершенных, капитальных работ по русской методике, наряду с классическими пособиями для учителей Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнииа, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского» [11; с. 78].
Методические труды М.А. Рыбниковой в настоящий момент активно изучаются студентами-филологами, учителями-словесниками и научно-методическими сообществами, однако работ, посвященных изучению трудов М.А. Рыбниковой в контексте их применения в современной школьной практике, совсем немного, несмотря на то что ясность, простота и практичность разработок методиста применима в наше время на уроках литературы.
Особенно интересными мы считаем работы М.А. Рыбниковой по изучению творчества А.С. Пушкина, которого методист исследовала детально в связи с подробным изучением жизни и творчества великого поэта в школе. В своем методическом наследии М.А. Рыбникова изучает структуру и содержание его произведений, анализирует языковые особенности стиля, интерпретирует символику и мотивы, рассматривает социокультурный контекст творчества писателя, а также предлагает проектирование литературной выставки, посвященной А.С. Пушкину.
Таким образом, актуальность исследования определяется богатым методическим наследием М.А. Рыбниковой и возможностью его применения в школьной практике на уроках литературы.
Объектом настоящего исследования является методическое наследие М.А. Рыбниковой.
Предмет исследования – методика изучения творчества А.С. Пушкина на классных и внеклассных занятиях в наследии М.А. Рыбниковой.
Цель исследования – на основе анализа трудов М.А. Рыбниковой, в которых получил отражение опыт изучения творчества А.С. Пушкина на классных и внеклассных занятиях по литературе, выявить перспективные для современной теории и практики литературы методические идеи и решения.
Для ее достижения были выделены следующие задачи:
– рассмотреть вклад М.А. Рыбниковой в развитие отечественной методики преподавания литературы и оценить её роль как педагога-новатора;
– произвести отбор исследований М.А. Рыбниковой, связанных с творчеством А.С. Пушкина и систематизировать методические приемы;
– оценить актуальность выделенных методических приемов;
– опираясь на труды М.А. Рыбниковой, спроектировать подготовку и проведение литературной выставки, посвященной 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Теоретическая значимость работы обусловлена отсутствием последовательных исследований о методических приемах М.А. Рыбниковой, связанных с творчеством А.С. Пушкина и их применением в современной школьной практике. Результаты данной работы могут представлять определенную ценность для изучения методики преподавания литературы.
Практическая значимость заключается в возможности использования выявленных приемов на конкретных уроках по литературе в школе, а также в проведении спроектированной литературной выставке, посвященной жизни и творчеству А.С. Пушкина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы был проведен анализ методического наследия М.А Рыбниковой, а именно разработок уроков по изучению творчества А.С. Пушкина в школе (на примере «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Осень. Стихи и сочинения», «Песнь о вещем Олеге»). Выявлено, что большинство методических приемов остаются актуальными и конструктивными и в наше время: выразительное чтение учащихся, их творческое развитие, эмоциональное восприятие и отклик, развитие фантазии и воображения, умение работать со словом и видеть его красоту, умение формулировать и выражать собственное мнение. В современной школе находит свое воплощение и диалоговая форма работы с классом, которой придерживалась М.А. Рыбникова.
Также был проанализирован феномен литературной выставки, которую проводила М.А. Рыбникова со своими учениками, рассмотрены основные этапы ее подготовки, компонент содержания и реализации. Были выделены положительные результаты, которых достигают учащиеся при организации и проведении подобного мероприятия: усовершенствование коммуникативного навыка, творческого, ораторского, навыка работы в команде и др.
На основе разработок М.А. Рыбниковой нами была спроектирована выставка для проведения в современной школе, посвященная 225-летию А.С. Пушкина. Идея литературной выставки М.А. Рыбниковой была модернизирована в связи с развитием информационных технологий XXI века, однако процесс подготовки, распределение ролей и материалов, идейное содержание, освещенное методистом в своих работах, по-прежнему актуальны и для наших дней.
Проект выставки включает в себя разнообразные формы работы учеников (индивидуальная и коллективная) и различные способы ее реализации (инсценировки произведений, декламация стихотворений, иллюстрация портретов и картин, воспроизведение аудио и видео материалов, викторина, поэтический вечер).



1. Беньковская Т.Е. Научные направления и школы в российской методике преподавания литературы XVIII – начала XI века : монография. М.: Флинта: Наука, 2016. 355, 105-107 с.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / под ред. О. Ю. Богдановой. 2. изд., стер. М.: Academa, 2002. 397 с.
3. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд., доп. и перераб. М.: Учпедгиз, 1962.
4. Кудряшев H. М.А. Рыбникова как методист // Литература в школе. 1942. №3. С. 27-33.
5. Острогорский В.П. Выразительное чтение: Пособие для учащих и учащихся. СПб., 1885. 73 с.
6. Педагогическая энциклопедия. Т. № / под общ. ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1966. 880 с.
7. Пушкин А.С. Осень: (Отрывок): («Октябрь уж наступил») // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826–1836. Сказки. 1948. С. 318.
8. Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге: М.: Стрекоза, 2012. – 61 с.
9. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. СПб: Акварель, 2013. 47 с.
10. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Ист.-метод. очерки. М.: Учпедгиз, 1959. 358 с.
11. Роткович Я.А. Выдающаяся советская методистка М.А. Рыбникова. Куйбышев: [б. и.], 1959. 78 с.
12. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
13. Рыбникова М.А. Работа словесника в школе (глава «Школьная литературная выставка»). М.; Петербург, 1922:
14. Рыленков Н.И. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1974. 510 с.
15. Тютчев Ф. И. «Есть в осени первоначальной...» // Ф. И. Тютчев. Лирика: В 2 т. М.: Наука, 1966. Т. 1–2. Т. 1. 1966. С. 170.
16. Шолпо И.Л. Почему наши дети не хотят читать, или Русский как иностранный // Литература. 2007. № 6. С. 25–27.
17. Шутан М.И. Литература: 5 класс: методическое пособие для учителя к учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина «Литература. 5 класс». 2-е изд., стер. М.: Просвещение, 2023. 134 с.
18. Шутан М.И. Литература : 6 класс: методическое пособие для учителя к учебник В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева и др. «Литература. 6 класс». 2-е изд., стер. М.: Просвещение, 2023. 26 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ