РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИСКУССИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
1. Теоретическая основа развития критического мышления как компетенции на основе дискуссии на уроке английского языка 7
1.1. Критическое мышление как одна из компетенций 4к в современных ФГОС 7
1.2. Дискуссия на уроках английского языка как средство развития
критического мышления 16
Выводы по главе 1 22
2. Практическая работа по развитию критического мышления на основе
дискуссии у старших школьников 23
2.1. Критерии развития критического мышления в ходе дискуссии на
уроке 23
2.2. Анализ учебника «Сферы» для 10 класса по английскому языку 27
2.3. Урок-дискуссия в 10 классе на базе УМК «Сферы»
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 53
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение 76
Приложение Е 77
Приложение Ж
1. Теоретическая основа развития критического мышления как компетенции на основе дискуссии на уроке английского языка 7
1.1. Критическое мышление как одна из компетенций 4к в современных ФГОС 7
1.2. Дискуссия на уроках английского языка как средство развития
критического мышления 16
Выводы по главе 1 22
2. Практическая работа по развитию критического мышления на основе
дискуссии у старших школьников 23
2.1. Критерии развития критического мышления в ходе дискуссии на
уроке 23
2.2. Анализ учебника «Сферы» для 10 класса по английскому языку 27
2.3. Урок-дискуссия в 10 классе на базе УМК «Сферы»
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 51
Приложение Б 53
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение 76
Приложение Е 77
Приложение Ж
Данная работа посвящена проблеме развития компетенции критического мышления у старших школьников на уроках иностранного языка. В настоящее время стандарты образования сильно отличаются от тех, что существовали ранее. Цели и задачи педагогов становятся другими. Целью преподавателя становится не научить определенным навыкам и выдать определенный набор знаний, а подготовить обучающихся к необходимости самостоятельно получать и добывать новые знания. Для того чтобы развить у обучающихся необходимые компетенции учителям необходимо расширить применение нестандартных способов работы на уроке, форм и технологий.
Так, использование метода дискуссии на уроках английского языка может повлиять на развитие у обучающихся таких компетенций, как коммуникация, критическое мышление, кооперация и креативность, которые на данный момент соответствуют заявленным образовательным стандартам, а именно формированию в процессе обучения не только умений и навыков, а личности обучающегося. А именно формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Актуальность работы заключается в редком применении дискуссии и некоторых ее элементов, а также других нетрадиционных форм работы на уроках иностранного языка, что не соответствует необходимым заявленным в ФГОС результатам, что в свою очередь ведет к недостаточному развитию у обучающихся важнейших метапредметных компетенций, таких как критическое мышление.
Проблема исследования заключается в следующем: отсутствие в школьной практике показателей оценки развития критического мышления у обучающихся старших классов и недостаточное применение методов, направленных на его развитие.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическая реализация дискуссии как метода, способствующего развитию критического мышления у обучающихся старших классов.
Таким образом, задачами исследования являются:
1. Проанализировать понятие критического мышления в контексте образования как одной из компетенций 4К;
2. Разработать показатели развития критического мышления обучающихся старшей школы на уроке-дискуссии;
3. Провести анализ УМК Сферы для 10 класса на наличие заданий, способствующих развитию критического мышления;
4. Разработать и провести урок-дискуссию по теме «The role of humanity in ecology»;
5. Доказать эффективность проведенного урока для развития критического мышления.
Объект - процесс обучения английскому языку в старших классах. Предметом исследования служит развитие критического мышления у старших школьников на основе дискуссии на уроках английского языка.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Пассова Е. И., Кузовлевой Н. Е. [Пассов, Кузовлева, 2010], Д. Халперн [Халперн, 2002], Кларина М.В. [Кларин, 2015].
Среди методов исследования были использованы следующие: системный и критический анализ методических литературных источников, изучение и обобщение опыта работы учителей, наблюдение, обобщение и анализ результатов, практическая апробация.
Теоретическая значимость исследования определена следующим образом: обобщение имеющегося материала по теме, сопоставление и систематизация знаний по изучаемой теме.
Практическая значимость работы заключается в потенциале использования методических разработок по данной теме в процессе обучения английскому языку учителями при работе с 10-11 классами.
Научная новизна данного исследования заключается в разработке авторской методической разработки урока-дискуссии на основе УМК «Сферы» по английскому языку для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. А. Алексеев, Е. Ю. Смирнова), направленных на развитие компетенции критического мышления у старших школьников, в соответствии с указанными методическими рекомендациями [Алексеев, Смирнова, М., 2017].
База исследования - педагогическая практика в МАОУ «Гимназия №9» Железнодорожного района г. Красноярска. Урок был проведен в 10 классе для 12 учащихся.
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
В первой главе раскрываются основные понятия работы: критическое мышление, компетенции 4К, дискуссия. Кроме того, в данной главе рассматривается дискуссия как метод, направленная на развитие критического мышления, а также повышение мотивации обучающихся и эффективность обучения.
Во второй главе, посвящённой практической части исследования, рассмотрены те же понятия на практической основе, разработан авторский цикл уроков, завершающийся дискуссией, направленный на развитие критического мышления на уроке английского языка, приводятся результаты опытной работы.
В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной работе.
Так, использование метода дискуссии на уроках английского языка может повлиять на развитие у обучающихся таких компетенций, как коммуникация, критическое мышление, кооперация и креативность, которые на данный момент соответствуют заявленным образовательным стандартам, а именно формированию в процессе обучения не только умений и навыков, а личности обучающегося. А именно формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Актуальность работы заключается в редком применении дискуссии и некоторых ее элементов, а также других нетрадиционных форм работы на уроках иностранного языка, что не соответствует необходимым заявленным в ФГОС результатам, что в свою очередь ведет к недостаточному развитию у обучающихся важнейших метапредметных компетенций, таких как критическое мышление.
Проблема исследования заключается в следующем: отсутствие в школьной практике показателей оценки развития критического мышления у обучающихся старших классов и недостаточное применение методов, направленных на его развитие.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическая реализация дискуссии как метода, способствующего развитию критического мышления у обучающихся старших классов.
Таким образом, задачами исследования являются:
1. Проанализировать понятие критического мышления в контексте образования как одной из компетенций 4К;
2. Разработать показатели развития критического мышления обучающихся старшей школы на уроке-дискуссии;
3. Провести анализ УМК Сферы для 10 класса на наличие заданий, способствующих развитию критического мышления;
4. Разработать и провести урок-дискуссию по теме «The role of humanity in ecology»;
5. Доказать эффективность проведенного урока для развития критического мышления.
Объект - процесс обучения английскому языку в старших классах. Предметом исследования служит развитие критического мышления у старших школьников на основе дискуссии на уроках английского языка.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы Пассова Е. И., Кузовлевой Н. Е. [Пассов, Кузовлева, 2010], Д. Халперн [Халперн, 2002], Кларина М.В. [Кларин, 2015].
Среди методов исследования были использованы следующие: системный и критический анализ методических литературных источников, изучение и обобщение опыта работы учителей, наблюдение, обобщение и анализ результатов, практическая апробация.
Теоретическая значимость исследования определена следующим образом: обобщение имеющегося материала по теме, сопоставление и систематизация знаний по изучаемой теме.
Практическая значимость работы заключается в потенциале использования методических разработок по данной теме в процессе обучения английскому языку учителями при работе с 10-11 классами.
Научная новизна данного исследования заключается в разработке авторской методической разработки урока-дискуссии на основе УМК «Сферы» по английскому языку для 10 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. А. Алексеев, Е. Ю. Смирнова), направленных на развитие компетенции критического мышления у старших школьников, в соответствии с указанными методическими рекомендациями [Алексеев, Смирнова, М., 2017].
База исследования - педагогическая практика в МАОУ «Гимназия №9» Железнодорожного района г. Красноярска. Урок был проведен в 10 классе для 12 учащихся.
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
В первой главе раскрываются основные понятия работы: критическое мышление, компетенции 4К, дискуссия. Кроме того, в данной главе рассматривается дискуссия как метод, направленная на развитие критического мышления, а также повышение мотивации обучающихся и эффективность обучения.
Во второй главе, посвящённой практической части исследования, рассмотрены те же понятия на практической основе, разработан авторский цикл уроков, завершающийся дискуссией, направленный на развитие критического мышления на уроке английского языка, приводятся результаты опытной работы.
В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной работе.
В ходе данной работы было изучено понятие критического мышления, как одной из важнейших компетенций согласно Российским в частности и международным стандартам и требованиям к результатам современного образования. В ходе работы с информацией критическое мышление было рассмотрено как компетенция, входящая в состав модели образования 4К, которая была создана на основе тщательного анализа образовательных стандартов многих стран.
Таким образом, было сделано заключение, что критическое мышление является компетенцией, которую необходимо развивать в ходе обучения. Однако в современном образовании отсутствуют четкие критерии и уровни для определения развития критического мышления, потому в данной работе были разработаны критерии на основе которых учитель может определять уровень критического мышления обучающегося в ходе дискуссии на уроке английского.
Помимо этого одной из причин отсутствия использования нетипичных методов в школьной практике часто является недостаточная разработанность УМК или иначе отсутствие с структуре УМК заданий, элементов, способствующих развитию критического мышления обучающихся. Был проведен анализ учебника «Сферы» по английскому языку, который показал, что при работе с данным УМК учитель способен использовать его для развития критического мышления обучающихся.
Чтобы развить критическое мышление обучающихся на уроках английского языка в данной работе предлагается метод дискуссии на английском языке на уроках в старших классов. Была проведена апробация дискуссии в 10 классе, результаты работы показали, что дискуссия на уроке английского языка помогает реализовать проблемный подход, способствует
развитию речевых умений обучающихся, способствует развитию критического мышления и других важных компетенций, выделяемых в модели 4К, таких как кооперация, креативность, коммуникация (умение работать в группе, в паре). Стоит отметить также то, что как и развитие любых других компетенций применение методов направленных на развитие критического мышления должно иметь систематичность и регулярность, чтобы предполагаемый результат был достижим. Это предполагает введение в урок элементов дискуссии на постоянной основе.
Таким образом, было сделано заключение, что критическое мышление является компетенцией, которую необходимо развивать в ходе обучения. Однако в современном образовании отсутствуют четкие критерии и уровни для определения развития критического мышления, потому в данной работе были разработаны критерии на основе которых учитель может определять уровень критического мышления обучающегося в ходе дискуссии на уроке английского.
Помимо этого одной из причин отсутствия использования нетипичных методов в школьной практике часто является недостаточная разработанность УМК или иначе отсутствие с структуре УМК заданий, элементов, способствующих развитию критического мышления обучающихся. Был проведен анализ учебника «Сферы» по английскому языку, который показал, что при работе с данным УМК учитель способен использовать его для развития критического мышления обучающихся.
Чтобы развить критическое мышление обучающихся на уроках английского языка в данной работе предлагается метод дискуссии на английском языке на уроках в старших классов. Была проведена апробация дискуссии в 10 классе, результаты работы показали, что дискуссия на уроке английского языка помогает реализовать проблемный подход, способствует
развитию речевых умений обучающихся, способствует развитию критического мышления и других важных компетенций, выделяемых в модели 4К, таких как кооперация, креативность, коммуникация (умение работать в группе, в паре). Стоит отметить также то, что как и развитие любых других компетенций применение методов направленных на развитие критического мышления должно иметь систематичность и регулярность, чтобы предполагаемый результат был достижим. Это предполагает введение в урок элементов дискуссии на постоянной основе.
Подобные работы
- Использование аутентичных материалов в процессе развития
социокультурной компетенции на уроках английского языка в
старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Организация проектной деятельности обучающихся основной школы в условиях дистанционного обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка для формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Англоязычный литературно-художественный дискурс как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся основной общеобразовательной школы (Московский Государственный Университет Технологий и Управления)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии
Бакалаврская работа, химия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Современные технологии обучения грамматике английского языка в общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



