ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ 3
1.1 Волейбол как вид спорта
1.2 Характеристика ловкости в волейболе 100
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного
возраста 10
1.4 Особенности развития ловкости занимающихся волейболом 25
2 МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1 Разработка программы проведения учебно-тренировочных занятий
учащихся экспериментальной группы 37
3.2 Результаты педагогического эксперимента 40
ВЫВОДЫ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время одной из основных задач в преподавании «Физической культуры» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, роли в формировании здорового образа жизни. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования обращается особое внимание на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребностей в систематическом участии в физкультурно¬спортивных и оздоровительных мероприятий. Таким образом, усиливается понимание того, что нужно искать новые методы обучения в преподавании уроков физической культуры.
Современный волейбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите. Умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся игровую ситуацию, правильно и качественно обрабатывать летящий мяч с высокой скоростью мяча, быстро переходить от одних действий к другим, имеет большое значение в волейболе и значительной степени влияет на конечный результат игры. В спортивных играх комплекс этих умений объединяется одним понятием «ловкость».
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакции к другим.
Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способностей, которая характеризуется, как ловкость, является принципиально важной в волейболе, а именно без развития ловкости, на наш взгляд, невозможно достичь каких-либо результатов в данном виде и в спорте в общем.
Цель исследования - Развитие ловкости у школьников 13-14 лет на занятиях по волейболу в школьной секции.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс направленный на развитие ловкости у школьников 13-14 лет на занятиях по волейболу в школьной секции.
Предмет исследования - методика развития ловкости у школьников 13-14 лет на занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по изучаемой проблеме.
2. Выявить уровень развития ловкости у детей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.
3. Разработать и обосновать эффективность применяемых средств и методов для повышения уровня ловкости у детей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.
Гипотеза: мы предположили, что наша методика развития ловкости даст возможность достичь более высоких спортивных результатов, внести существенные коррективы в структуре, содержание, методическое и организационное обеспечение подготовительного процесса у детей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.
1. Волейбол - командный вид спорта. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания, является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, то есть соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
К числу основных координационных способностей волейболистов, способствующих развитию ловкости относятся: способность к дифференцированию временных, пространственных, силовых параметров движения; способность к ориентации в пространстве; способность к перестраиванию движений; способность
приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач; способность предугадывать ход изменения ситуации; способность сохранять и поддерживать равновесие.
В процессе исследования была разработана и внедрена в учебно - тренировочный процесс волейболистов экспериментальной группы методика, направленна на развитие координационных способностей, включающая в себя специализированные упражнения для развития данных способностей у волейболистов, занимающихся в ДЮСШ.
2. Применение разработанной методики в экспериментальной группе на протяжении педагогического эксперимента позволило выявить в конце исследования достоверные различия в показателях ловкости между контрольной и экспериментальной группой.
В результате анализа литературных источников по особенностям подготовки и методике развития ловкости у волейболистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах было выявлено, что в настоящее время существует недостаточная научная обоснованность направленности педагогических воздействий при развитии координационных способностей в волейболе; необходим подбор эффективных средств и методов тренировки для развития координационных способностей у волейболистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах; отсутствует научное и методическое обеспечение тренеров по волейболу, отражающего методику развития координационных способностей у занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
В процессе исследования разработана и внедрена в учебно¬тренировочный процесс экспериментальной группы методика развития ловкости у детей, занимающихся волейболистов.
3. В процессе исследования обоснована эффективность воздействия методики на показатели ловкости у волейболистов среднего школьного возраста занимающихся волейболом.
Результаты исследования показателей координационных способностей в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента составили: в тесте пять кувырков, десять подскоков на одной ноге 25,83±0,92 см; в тесте три кувырка вперед 8,81±0,07 сек.; в тесте метание теннисного мяча на точность на расстоянии 15 метров правой рукой из положения стоя 58,96±4,17 баллов; в тесте метание теннисного мяча на точность на расстоянии 15 метров левой рукой из положения стоя 29,37±1,44 баллов.
Таким образом, к концу педагогического эксперимента произошло более выраженное уменьшение коэффициента сбивающего воздействия в экспериментальной группе, что говорит о более эффективном развитии координационных способностей у волейболистов экспериментальной группы, в сравнении с испытуемыми контрольной группы.
1. Арушанова А.П. Энциклопедия спорта / А. П. Арушанова.- Москва: Просвещение, 2005. - 512 с.
2. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков.- Москва: Кронус, 2011.- 247с.
3. Безруких М.М. Здоровье, формирующее физическое развитие / М.М.Безруких. - Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
4. Беляев А.В. Волейбол/ А.В. Беляев. - Москва: ТВТ Дивизион, 2009.¬360 с.
5. Беляев А.В. Волейбол: Теория и методика тренировки (школа
тренера)/ А,В Беляев. - Москва: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
6. Бисеров В. В. Физическая культура: учебное пособие/ В. В. Бисеров,
И. В. Рукина, Т.Л. Мухтарова, М. С. Бородулина, Л. Л. Брёхова.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008.- 275 с.
7. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - Москва: Владоспресс, 2002.- 105 с.
8. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008.- 381 с.
9. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврилов.- М.: «Физкультура,
образование, и наука», 2000. - 294с.
10. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов // Учебное пособие. - Москва: 2000. - 168с.
11. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для выюших и средних специальных учреждений физической культуры / Р.Н. Дорохов,В.П. Губа.- Москва: СпортАкадемПресс, 2002.- 236 с.
12. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.-
Москва: Физкультура и спорт , 2003.-294с.
13. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк. - 2-е изд., стереотип. - Москва: «Академия», 2004. - 520 с.
14. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. Учебник, 2000. - 188 с.
15. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. - 112 с.
16. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - Москва: 2000.- 254с.
17. Жуков Ю.Е., Ильин Г.И., Козловский Э.А. Акробатическая подготовка волейболистов. 2000.
18. Журомскас Д. С. Психолого-педагогические проблемы формирования спортивной мотивации юных волейболистов /Д.С. Журомскас // «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития» материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (19 апреля 2012). I том - Иркутск: ООО «Издательство «Аспринт», 2012.- 332 с.
19. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической
культуры/ А.В. Ивойлов. -Москва, 2000.- 230 с
20. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. 2000. - 111 с.
21. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- Москва: Физкультура и спорт, 2003. - 294с.
22. Козырева Л.В. Волейбол (Азбука спорта) / Л.В. Козырева. - Москва: Физкультура испорт, 2003.- 168 с.
23. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных
волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе.-2009, №4. - С.33-37
24. Костолл Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл.- Москва:
Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
25. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003.- 308 с.
26. Кривошеин А.А. Волейбол. Психологическая, физическая и техническая подготовка игрока либеро в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно-спортивных клубов ВСК: — Ярославль: 2004. -74 с.
27. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
28. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва: Советский спорт, 2010.- 464 с.
29. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- Москва: Советский спорт, 2008.-244 с.
30. Лепешкин В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе.- 2007, № 20
31. Матвеев Е.М. Волейбол. Школа движений / Е.М. Матвеев. -
Физическая культура в школе, 2001.- 33 с.
32. Методический сборник №5. Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие Всероссийской федерации волейбола. Авторы-составители пособия: Шляпников С.К. - мастер спорта, заслуженный тренер России Кривошеин А.А. - Москва: ВФВ, 2011. - 32 с.
33. Методический сборник №12. Физическая подготовка команды
высшего уровня в спортивном сезоне с подробным указанием физических способностей: максимальная сила, прыжковая
способность, скорость перемещения. Методический сборник
Всероссийской федерации волейбола / под общей редакцией
B. Н.Бабакина. - Москва: ВФВ, 2012. - 32 с.
34. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- Москва: Медгиз, 2001. - 183 с.
35. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- Москва: Психология спорта 2000.- 96 с.
36. Сентябрев Н.Н. Определение функционального состояния ЦНС
спортсменов: Учебно-методической пособие/ Н.Н. Сентябрев. -
Волгоград, ВГАФК, 2000. - 15 с.
37. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учебн. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 232 с.
38. Сологуб Е.Б.Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков.- Москва: Советский спорт, 2008.- 620 с.
39. Староста В., Хиртц П., Павлова-Староста Т. Сенситивные и критические периоды в развитии двигательных координационных способностей у юных спортсменов. // «Физическая культура». - №2. - 2000. - с.37.
40. Физическая культура и спорт (лекционный курс для студентов I - III
курсов) / сост. В. Н. Буянов, И. В. Переверзева.- Ульяновск: УлГТУ, 2011.- 310 с.
41. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов // Теория и практика физической культуры.- 2007.- №7.- C. 33-34.
42. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009.- 240 с.
43. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2009.- 480 с.
44. Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С.Чехов.-
Москва:Физкультура и спорт, 2003.- 294 с.
45. Юдин В.Д. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.Д.
Юдин.- Москва: Инфра-М, 2004.- 280 с.