Введение 3
Глава 1. Интегрированные уроки в школьном образовании
1.1. Межпредметные связи в современном образовании школьников 7
1.2. Что такое интегрированные уроки 8
1.3. Возможные варианты интеграции математики с другими школьными
дисциплинами 18
Глава 2. Разработка практического применения интегрированных уроков по математике и физике для учащихся 7 классов
2.1. Сравнение программного материала курсов математики и физики 7
класса. Темы интегрированных уроков математика-физика для 7 класса 22
2.2. Рекомендации по организации и проведению определенных выше
интегрированных уроков 25
2.3. Разработка интегрированных уроков по темам: «Чтение и построение
графиков движения», «Решение физических задач с помощью линейных уравнений», «Математика в мире физики» 33
2.4. Экспериментальная работа по внедрению разработанных рекомендаций 70
Заключение 75
Список использованной литературы 77
Приложения 80
В общем объеме учебного материала материал школьного курса математики увеличился незначительно, но изменились требования к качеству его усвоения - ученик должен четко представлять место изучаемого материала в разных отраслях науки, жизни, уметь применять его при решении практических задач. За счет этих требований увеличилась нагрузка в расчете на одно аудиторное занятие. Перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Кроме того, решение проблемы мотивации учащихся стоит перед учителем со времени самого первого урока в истории человечества, и будет стоять всегда. Из отмеченного возникает необходимость интеграции разных дисциплин или разных разделов одной дисциплины. Очевидно, что интеграция дисциплин дала бы экономию времени, более рационально организованное повторение и закрепление изученного. Многие дисциплины школьного курса так или иначе пересекаются, имеют общие точки соприкосновения. Многие разделы математики находят свое применение в материале других школьных дисциплин.
Актуальность темы: современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют ограниченному восприятию культуры.
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. Также вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ в отношении междисциплинарных связей. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции. Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных связей в представлениях школьников 7 класса.
Предмет исследования: организация интегрированных уроков по математике и физике.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных уроков по математике и физике для учеников 7 класса, направленных на формирование понимания межпредметных связей.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1) Изучить роль интегрированных уроков в современном образовательном процессе школьников;
2) Описать основные принципы и правила организации интегрированных уроков;
3) Изучить имеющийся опыт по организации интегрированных уроков в школе, описать все плюсы и минусы;
4) Разработать рекомендации по организации интегрированных уроков по математике и физике для учащихся 7 класса;
5) Провести экспериментальную работу по апробации разработанных рекомендаций;
6) Сделать выводы о полученных данных.
Гипотеза: Применение интегрированных уроков по математике и физике будет способствовать развитию понимания обучающимися значения изучаемого математического материала для других учебных дисциплин и окружающей жизни.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
- она содержит методические рекомендации по организации и проведению конкретных интегрированных уроков по математике и физике для учеников 7 класса, а также готовые разработки некоторых из них;
- полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке учебного и методического материала для студентов факультетов математики.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработанный алгоритм подготовки интегрированных уроков математики расширяет, дополняет теоретический и методический материал преподавания данного учебного предмета в свете требований ФГОС.
Структура работы соответствует ее целям и задачам: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Данная выпускная квалификационная работа была подчинена одной цели - исследовать возможности применения интегрированного урока для понимания обучающимися межпредметных связей.
В ходе исследования было установлено экспериментальным путём, что интегрированные уроки позволяют наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создать условия для формирования универсальных учебных действий как метапредметных, так и предметных.
На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.
По данным анкетного опроса установлено, что большинство преподавателей физики и математики считают важным проведение интегрированных уроков математики и физики.
Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, можно убедиться в важности этой проблемы и ее значимости в практике школы. Особенно хочется подчеркнуть важные, по моему мнению, выводы, сделанные по завершении работы.
1. При проведении интегрированного урока была выявлена не только его эффективность, но и возможность применения получаемой информации одновременно в разных областях-теоретической и практической.
2. Мною была применена разработка конспекта интегрированного урока математики и физики на практике, что доказало, что проведение интегрированных уроков математики и физики будет способствовать формированию УУД.
В выпускной квалификационной работе был описан эксперимент, который доказывал выдвинутую во введении гипотезу. Была рассмотрена организация интегрированных уроков, проведены результаты описания эксперимента.
Таким образом, в ходе исследовательской работы все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута.
Список
1. Бобро Т.А. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ссузов на основе концепции глобального образования: Дис. ... канд.пед наук: 13.00.02/Т.А. Бобро.-М., 2005.-С.222
2. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
3. Ващенко В.И. Инновационность и инновационное образование.//-М., 2000.- «Вестник высшей школы»№6, 23 с.
4. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
5. Гладской В.М., Самойленко П.И. Сборник задач по физике с решениями: Пособие для втузов.-М.: Дрофа, 2002.
6. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. - 3-е изд. - Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
7. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. -1995.- №11.-С. 21-28
8. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система// Педагогика..-1997.- №4.-С. 24-28.
9. Дик Ю.И., Пинский А.А. Усанов В.В. Интеграция учебных предметов// Советская педагогика.- 1987.- №9.-С.42-47.
10. Думина И.В. Педагогические технологии в обучении географии./Современный урок географии Ч.2 - М.: Школа-Пресс, 2001. (География в школе. Библиотека журнала. Вып. 5)
11. Екжанова Е. Основы интегрированного обучения. Издательство: Дрофа, Москва. - 2008.
12. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе - М., Педагогика.- 1977.- 178 с.
13. Зверев, И.Д. Интеграция и «интегрированный предмет» / И.Д. Зверев // Биология в школе. - 2004. - №50 - С. 46-49
14. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. - 2006. - 195 с.
15. Истомина, Н. Б. Как сделать уроки математики лучше? / Н.Б. Истомина // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 35.
16. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. -1996г.- №1.-С.87-89.
17. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. -СПб.: Образование, 1998.- 47 с.
18. Лялина В.Н. Интегрированные уроки - одно из средств развития интереса к учебным предметам. // Нач. школа. - 1995. - №11.-С. 21-25
19. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной
педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
20. Никольский С.М., М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. ШевкинУчебник Алгебра 7 класс. -М.: Просвящение, 2013.
21. Оберман В.С. Возможности интеграции математики и физики в 7 классе общеобразовательной школы// МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА: XIX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 55-летию кафедры математического анализа и методики обучения математике в вузе. Красноярск, 18 мая 2018 г., С. 183-186
22. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики/// Образование и общество. - 2009. - N 1. - С. 9-13.
23. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 7-11 кл.сред.шк.-15-е изд.- М.: Просвящение, 2006.
24. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. - С. 165-173.
25. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
26. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л., 1990.
27. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В.Н. Филиппов //Учительская газета. - 2006. - № 3. - С. 6-7.
28. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996.
29. Диссертация «Межпредметная интеграция в образовании в России,
Германии и США: история и современность», Сюткина Ольга Викторовна, интернет-источник:http://www.dslib.net/obw-
pedagogika/mezhpredmetnaja-integracija-v-obrazovanii-v-rossii-germanii-i-ssha-istorija-i.html от 14.04.2018
30. Metodichka.Net: информационный портал. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.metodichka.net/integr.php?catid=40&blogid=15. - 20.04.2018.
31. SEPTEMBER.Ru: издательский портал «Первое сентября». - М., 2009. - Режим доступа:http://www.1september.ru/infor/php/3267. - 17.04.2018.
32. RusEdu.Ru: образовательный портал. - М., 2009. - Режим доступа: http://www.rusedu.info. - 24.04.2018.