Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167934

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Теоретический анализ понятия познавательного интереса в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 15
1.3. Развитие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 20
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение особенностей познавательного интереса детей младшего
школьного возраста 36
2.2. Программа развития познавательного интереса детей младшего
школьного возраста 47
2.3. Анализ результативности развития познавательного интереса детей
младшего школьного возраста по средствам программы 52
Выводы по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68


Актуальность исследования. Сложный вопрос, стоящий перед наукой обучения и воспитания индивида как целостной личности и требующий разрешения, о развитии познавательного интереса у обучающихся уже долгое время остается одним из наиболее актуальных вопросов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик детей младшего школьного возраста. И одна из характеристик это «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [48].
Известно, что развитию ребенка как целостной личности способствует структура и содержание его интересов.
Познавательный интерес - избирательный мотив личности индивида, важный для развития и имеющий поисковый характер для удовлетворения познавательных потребностей.
Познавательный интерес выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать школьника активным участником познавательной деятельности. Решение этой задачи во многом зависит от осуществления индивидуального подхода к обучающимся.
Для наиболее эффективного побуждения и активизации у обучающихся познавательного интереса необходима реализация принципа активности, занимающего не самое последнее место в обучении. В настоящее время продолжаются поиски решений по стимулированию у детей интереса к учению, потребности к самостоятельному приобретению знаний.
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе успешности учебной деятельности младшего школьника, а учебная деятельность отвечает потребностям младшего школьника.
Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены основные требования к воспитанию личности, учитывающие все возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Но для нас важна конкретно одна цель, которая направлена на воспитание и развитие качеств личности обучающегося, отвечающих требованиям современного общества, а именно: формирование основ желания и умения учиться, организовывать и планировать свою деятельность, развиваться творчески и проявлять готовность к принятию знаний извне. Ее решение возможно только при развитии у обучающихся устойчивого познавательного интереса, постоянного желания самообразовываться и погружаться в сферу познания.
Познавательный интерес - интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно¬субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. В младшем школьном возрасте произвольность внимания и навыки самоконтроля только формируются, поэтому процесс познания у обучающихся отличается эпизодичностью и неустойчивостью. Познавательный интерес способствует росту сознательного отношения не только к учебным дисциплинам, а также умению самостоятельно регулировать познавательные процессы, такие как: внимание, память, мышление. Будущие результаты школьников будут зависеть от успешного достижения поставленной цели на протяжении всего школьного обучения.
Проблема развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной. Для того, чтобы обучающийся успешно смог учиться, необходимо развивать и стимулировать познавательный интерес.
Обобщив все эти положения, мы можем с уверенностью сказать, что данная тема - «Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста», остается одной из наиболее актуальных на сегодняшнее время.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: познавательный интерес детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить возможности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа,
включающая игры и упражнения направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности, потребности и интереса будут способствовать развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить возрастные особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать программу развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации и проверить ее эффективность.
Наука об обучении и воспитании давно собрала огромное количество методов и приемов для разрешения проблемы активизации и развития у обучающихся познавательного интереса. Многие знаменитые ученые изучали и продолжают изучать данную проблему и находить все более новые пути решения побуждения индивида к познавательной деятельности. Перечислим наиболее известных, таких как: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, беседа, обобщение опыта, эмпирические методы: эксперимент, качественно-количественный анализ результатов исследования.
База и выборка исследования: для определения уровня развития познавательного интереса младших школьников было организовано эмпирическое исследование на базе СОШ г. Дудинка. В исследовании принимали участие ученики параллели 2 классов (8-9 лет) в количестве 60 человек, из них. 30 детей - контрольная группа и 30 детей - экспериментальная группа. Из 60 обучающихся: 25 мальчиков и 35 девочек.
Методологические основы: на теоретическом уровне нами был проведен анализ методической, психологической, педагогической литературы, обобщение и сравнение данных; на эмпирическом уровне - применены следующие методики: «Познавательная активность младшего школьника» автор А.А. Горчинская (оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников), методика «Таинственное письмо» автор А.М. Прихожан (выявление напряженности познавательной потребности), диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой) посредством наблюдения за обучающимся.
Практическая значимость исследования заключается в применении диагностических методик, которые изучают познавательный интерес детей младшего школьного возраста, а также в том, что составленная программа развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста возраста может быть использована в педагогическом процессе средней школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, содержит таблицы и гистограммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем краткие итоги исследования. В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические основы изучения познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л.А. Гордон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, и в педагогической литературе Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Под познавательным интересом нами понимается эмоционально- познавательное отношение к предмету или деятельности, переходящее в направленность личности. Развитие познавательного интереса является сложным процессом, проходящим несколько ступеней, выражающих объективный порядок в их развитии, взаимозависимость и взаимосвязь их между собой. Не существует единого определения познавательного интереса.
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность охарактеризовать познавательный интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Познавательная активность - это любознательность ребенка, его инициативность в решении познавательных задач, положительная эмоциональная окрашенность самого процесса учения. Для познавательной активности главное - это умение ребенка самостоятельно анализировать явления, выделять основное, устанавливать причинно-следственные связи, сознательно применять знания, усвоенные способы действия в самостоятельной деятельности, умение самостоятельно решать новые познавательные задачи.
В рамках исследования были выделены психологические особенности детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Ученики учатся управлять такими психологическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением. Младший школьный возраст представляет собой качественно своеобразный этап развития, поскольку развитие высших психических функций и личности осуществляется в рамках учебной деятельности, заменяющей игровую деятельность, являвшуюся основной на этапе дошкольного возраста. Познавательные интересы у обучающихся младшего школьного возраста обычно развиты на недостаточно высоком уровне, а углубленный интерес к определенным учебным предметам встречается нечасто.
В младшем школьном возрасте познавательный интерес приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. Таким образом, выделяем следующие особенности
познавательного интереса в данный возрастной период: интерес содержит положительные эмоции; интерес появляется из учебной деятельности; интерес сопряжен с возникновением у детей младшего школьного возраста познавательной активности; интерес сопряжен с волей детей младшего школьного возраста.
Совместно с развитием интереса следует формировать у детей упорство, терпение, активность, старание и независимость; главной причиной появления заинтересованности у младших школьников считается взаимосвязь понимания информации с настоящим опытом обучающихся; главную роль в развитии познавательного интереса детей играет педагог и используемые им методы в процессе образовательной деятельности. В процессе исследования было установлено, что без специально организованной работы развитие познавательного интереса детей затруднено. Недостаточное развитие познавательного интереса проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности способов познания.
Во второй части выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Цель эмпирического исследования заключается в изучении познавательного интереса младших школьников.
В исследовании принимали участие ученики параллели 2 классов в количестве 60 человек, из них. 30 детей - контрольная группа (сокращенно КГ) и 30 детей - экспериментальная группа (сокращенно ЭГ). Из 60 обучающихся: 25 мальчиков и 35 девочек. Были использованы следующие методики исследования: «Познавательная активность младшего школьника» автор А.А. Горчинская; «Таинственное письмо» автор А.М. Прихожан; диагностика уровня познавательной активности обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой.
В процессе исследования было установлено, что в ЭГ обучаются 30% учеников с низким уровнем развития познавательного интереса, 60% - со средним уровнем и 10% с высоким уровнем развития; в КГ обучаются 30% учеников с низким уровнем развития познавательного интереса, 50% - со средним уровнем и 20% с высоким уровнем развития познавательного интереса.
Исходя из результатов исследования познавательного интереса младших школьников, было установлено, что у ряда детей в группе снижен интерес к учебной деятельности, отсутствует или находится на низком уровне познавательная активность, исследовательский интерес к миру. Не сформированы должным образом произвольность и навыки самоконтроля. У части детей не проявляются инициативность и самостоятельность в ходе выполнения поставленной задачи, они нуждаются в помощи взрослого, в поэтапном объяснении условий выполнения поставленной проблемы. Исходя из вышесказанного необходимо разработать программу развивающих занятий, направленных на развитие познавательного интереса школьников младшего школьного возраста.
Поэтому на основании полученных результатов исследование была составлена программы развивающих занятий, направленных на развитие познавательного интереса школьников младшего школьного возраста. Целевая аудитория детей: дети 8-9 лет, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы, слабой выраженностью познавательной активности. Цель: развитие познавательного интереса у младших школьников. Задачи программы: повысить познавательную активность; формировать произвольность и навыки самоконтроля; формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных и групповых занятиях, способствующего освоению детьми младшего школьного возраста образовательной программы.
Программа призвана обеспечить успешное овладение учебной деятельностью через развитие познавательных процессов, повышение любознательности, познавательной активности, а также стимулировать самостоятельную, инициативную деятельность детей. Основой для разработки программы являлись методические подходы, представленные в работах Л. В. Выготского, Н.А Богачкиной, Ю.В Останковой, О. В. Хухлаевой и других.
Программа состоит из 9 занятий. Продолжительность каждого - 45-50 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия:45-50 минут. Форма реализации: групповая, микрогрупповая, индивидуальная.
По окончании проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный срез. В ходе контрольного этапа исследования об уровне развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста, были использованы те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Повторное проведение диагностики, позволило установить, что сформированная программа, включающая игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности, потребности и интереса способствует развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования доказана.



1. Алябушева Г. В. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты сборник научных трудов по материалам международной научно¬практической конференции в 3 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 8¬10.
2. Арапов А. И. Формирование познавательной активности обучающихся: учеб. пособие. Новосибирск: НГОНБ, 2013. 75 с
3. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 112с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
5. Буторина А.Н. Психолого-педагогические особенности
формирования познавательного интереса у младших школьников // Вестник ТОГИРРО. 2016. №1. С. 234-235.
6. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский и др.; под редакцией Б. А. Сосновского. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 359 с.
7. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: КноРус, 2017. 345 с.
8. Денисова В. Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии): автореф. дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. Волгоградский гос. пед. ун-т. Волгоград 1997. 22 с..
9. Есина Е.В. Педагогическая психология: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2019. 159 с.
10. Землянская Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 247 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2005. 384 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
13. Киселева Т.И. Развитие познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2020. №3 (39). С. 66-74.
14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
15. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.
16. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: монография. Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. 270 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академический проект, 2018. 420 с.
18. Мамбетова Р. Р. Основы развития познавательного интереса в
младшем школьном возрасте // Молодой ученый. moluch.ru. 2018. № 20
(206). С. 71-72. URL: https://moluch.ru/archive/206/50416/(дата обращения: 03.02.2023).
19. Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. 1977. №4. С. 40-51.
20. Машарова В. А. Познавательный интерес школьников с позиции
современности // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. emissia.org. 2008. № 2. С. 1238. URL:
http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm(дата обращения: 03.03.2023).
21. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. 2008. №3. С.16-20.
22. Мирзоев С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов // Наука и школа. 2011. №2. С. 99-104.
23. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий // Материалы международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации» (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.
24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Москва, 2000. 375c.
25. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Наука, 2022. 671 с.
26. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2020. 608 с.
27. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 460 с.
28. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования // Инновационные технологии в образовании: международная научно-практическая конференция. Пенза: ПГУ, изд-во «Приволжский дом знаний», 2008. С. 125-127.
29. Педагогика: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 246 с.
30. Педагогика в 2 т. Том 1. Общие основы педагогики. Теория обучения: учебник и практикум для вузов / под редакцией М. И. Рожкова. М.: Издательство Юрайт, 2022. 402 с.
31. Педагогическая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / под редакцией В. А. Гуружапова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 493 с.
32. Педагогический словарь: словарь/авт.-сост. И.П.Андриади, С.Ю. Темина. М.: Инфра-М, 2022. 224 с.
33. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 404 с.
34. Подледникова С.А., Попова Т.И. К вопросу развития познавательного интереса у младших школьников // Наука и Образование. 2019. №2 Т. 2. С. 423
35. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению
«познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. moluch.ru. 2012. № 4 (39). С. 366-367. URL:
https://moluch.ru/archive/39/4627/(дата обращения: 03.02.2023).
36. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. fgosreestr.ru. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia- obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата
обращения: 04.02.2023).
37. Профессиональный стандарт педагога начальной школы. М., 2019. 47 c.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 192 c.
39. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // ЗПУ. 2008. №3. С.185-188.
40. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.:
НИИ Школьные технологии, 2019. 818 с.
41. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
42. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 216 с.
43. Феденкова Е. В. Психолого-педагогическая сущность
познавательного интереса // Молодой ученый. moluch.ru. 2018. № 16 (202).
С. 317-319. URL: https://moluch.ru/archive/202/49498/(дата обращения: 03.02.2023).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения / утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021г. № 286. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 04.02.2023).
45. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. №3. 196 с.
46. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования» (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
47. Штейнмец А.Э. Общая психология Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. М.: Академия», 2014. 288 с.
48. Щекотихина И.В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и 67 свободного времени: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. Орел, 1993. 253 с.
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. 34с.
50. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. 109с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ