Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институт президентства в ЮАР: общее и особенное (Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №167931

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

политология

Объем работы32
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Рассмотрен период с 1994 по 2024 годы.

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие «институт президентства» в политической теории ………... 6
1.1. Определение и роль «института президентства» …………………………. 6
1.2. Системы президентского управления: общие принципы и вариации …... 10
Глава 2. Процесс трансформации политического режима в ЮАР и дальнейшее развитие института президентства ……16
2.1. Формирование института президентства в условиях изменений политиче¬ской системы ЮАР ……………………………………………………………... 16
2.2. Институт президентства в ЮАР: взаимодействие с иными политическими институтами, проблемы и перспективы развития ……………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………... 29
Список использованных источников и литературы …………………………... 31

Актуальность темы исследования. Южно-Африканская Республика по своему политико-экономическому положению занимает доминирующее место на Африканском континенте в целом. В этой связи вопросы конституционного устройства ЮАР крайне значимы для правильного понимания политических процессов в этой стране. При этом институт президентства в Южной Африке представляет собой определенный конституционный и политический гибрид. Институт президентства ЮАР внешне близок к президентской форме правления, однако частые президентские амбиции достаточно эффективно сдерживаются парламентской системой.
Все это создает сложную и неясную систему правовых и политических отношений. К примеру, во многом расплывчатыми являются отношения между президентом и кабинетом министров при осуществлении полномочий главы государства, между президентом и лицами, занимающими конституционные должности. Как отмечают специалисты, «отставка президента Зумы в феврале 2018 года и связанные с этим обстоятельства вызвали возобновление интереса не только к институту президентства, но и к конституционному праву ЮАР в целом».
Все это в совокупности обуславливает актуальность темы исследования и определяет ее выбор автором.
Проблема исследования состоит в том, что институт президентства не возникает как результат внедрения специально разработанной теоретической концепции или опыта других государств. Институт президентства в процессе своего становления и развития вбирает в себя основные принципы и элементы политического лидерства, присущие каждому конкретному государству, причем нередко эти принципы могут противоречить друг другу.
Степень научной разработанности темы. Вопросами политического и государственного устройства ЮАР и, в частности, института президентства за последние годы занимались многие российские и зарубежные исследователи. Среди отечественных авторов следует выделить таких специалистов как Д.А. Авдеев, И.А. Дорханов, М.А. Краснов, А.В. Нечкин, Н.А. Борисов, Л.Я. Прокопенко, Ю.С. Скубко, В.Г. Шубин, Г.В. Шубин, и др. Из зарубежных исследователей следует выделить таких авторов как Д. Барри, Э. Батлер, Д. Ки, Д. Льюис, Л. Мхлонго и многих других.
Объект исследования - президентство как одна из ветвей власти современного демократического государства.
Предмет исследования – функционирование президентской власти в ЮАР с 1994 г. по настоящее время.
Цель работы заключается в выявлении общих и особенных элементов и признаков в организации института президентства в ЮАР и в рассмотрении основных закономерностей его развития.
Достижение указанной цели связано с решением следующих конкретных задач:
- определить роль и содержание «института президентства»;
- охарактеризовать общие принципы и вариации системы президентского управления;
- проследить процесс формирования института президентства в условиях изменений политиче¬ской системы ЮАР;
- проанализировать взаимодействие института президентства в ЮАР с иными политическими институтами, определить проблемы и перспективы его развития.
Теоретико-методологическая основа исследования. В курсовой работе применяется сочетание исторического метода, метода синтеза и case-study – контент анализа, а также изучение российской и зарубежной литературы, что способствует формированию достаточно целостного представления об инсти¬туте президентства в ЮАР, пониманию его общих и особенных отличительных признаков. Теоретическую основу составили концепции таких теоретиков президентской власти, как Д.А. Авдеев, И.А. Дорханов, Н.А. Борисов, М.А. Краснов, А.В. Нечкин и др.
Практическая значимость работы. Результаты исследования привносят четкость в понимании института президентства в ЮАР, что дает возможность качественно связать и рассмотреть роль внешних и внутренних политических факторов в процессе его становления и функционирования. Это позволяет использовать их как в разных исследованиях, так и в учебном процессе.
Структура исследования определена его целью и задачами. Курсовая работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, вывод и список использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа теоретического и практического материала работы представляется возможным сформулировать следующие основные положения и выводы:
1. Прежде всего рассмотрение вопросов определения и роли института президентства показывает, что в качестве общих признаков следует выделить: конституционно-правовой характер института президентства как механизма реализации полномочий главы государства; в организационно-правовой форме институт президентства включает в себя президента как высшее должностное лицо (главу государства) и аппарат (офис, администрацию), обеспечивающий реализацию его конституционных полномочий. Роль офиса (администрации) состоит в содействии президенту в выработке внутренней и внешней политики и контролю за эффективностью ее реализации госаппаратом.
2. Системы президентского управления имеют свои общие принципы и вариации, которые возникают в ходе политического процесса, что приводит к объективным изменениям в их внутренней структуре и внешнем контуре. При этом системы президентского управления могут существенно отличаться по размерам, расходам и сложности построения, а различия в эффективности соответственно определяют судьбу президентского лидерства на конкретной политической арене.
3. Анализ формирования института президентства в условиях изменений политической системы ЮАР показывает, что институт президенства во многом унаследовал существовавшую модель президентского правления ЮАР 1984 г. На институт президенства в ЮАР существенное влияние оказали британские политические традиции (лидер правящей партии возглавляет правительство, сильная контрольная власть парламента, конституционное значение судебных решений, члены правительства являются членами парламента и т.д.). В свою очередность отличительными особенностями ЮАР являются: доминирование АНК; отсутствие парламентской практики защиты политики правительства Президентом и другими членами Кабинета; крайне ограниченная вероятность смены правительств. Эти различия означают, что построение президентства в Южной Африке также достаточно сильно отличается от функционирования института президентства в других государствах.
4. Наконец рассмотрение взаимодействия института президентства с иными политическими институтами ЮАР, проблем и перспектив развития на современном этапе показывает, что наиболее сложными и противоречивыми остаются вопросы отношений между президентом и кабинетом министров при реализации полномочий «главы государства», между президентом и лицами, занимающими конституционные должности. В этой связи существенную роль в устранении имеющихся пробелов и противоречий играет Конституционный Суд ЮАР, который посредством толкования норм дополняет законодательство и позволяет разрешать политические споры в рамках правового пространства.
Говоря о выполненной цели работы - были выявлены общие и особенные элементы и признаки в организации института президентства в ЮАР и основные закономерности его развития.
Также, были выполнены следующие конкретные задачи:
- определена роль и содержание «института президентства»;
- дана характеристика общим принципам и вариациям системам президентского управления;
- удалось проследить процесс формирования института президентства в условиях изменений политической системы ЮАР;
- осуществлен анализ взаимодействия института президентства в ЮАР с иными политическими институтами, определить проблемы и перспективы развития.



1. Конституция Южно-Африканской Республики: принята 8 мая 1996 г. // Кон¬ституции государств Африки и Океании: сборник. Том 3. Южная Африка. Отв. ред. Т.Я. Хабриева. – М.: Институт законодательства и сравнительного право¬ведения при Правительстве РФ, 2019. – С. 899-973.
2. President of the Republic of South Africa and Another v Hugo (CCT11/96) (18th April 1997). Электронный ресурс. URL: https://www.saflii.org/za/cases/ZACC (дата обращения: 07.04.2024).
3. President of the Republic of South Africa and Others v South African Rugby Foot¬ball Union and Others (CCT16/98) (10th Sept. 1999). Электронный ресурс. URL: https://www.saflii.org/za/cases/ZACC (дата обращения: 07.04.2024).
4. Masetlha v President of the Republic of South Africa and Another (CCT 01/07) (3rd Oct. 2007). Электронный ресурс. URL: https://www.saflii.org/za/cases/ZACC (дата обращения: 07.04.2024).
5. Guide for members of the Executive: Approved by the President. Effective Date: 20 November 2019. – Pretoria, 2020. – 30p.
6. Twenty Year Review. South Africa 1994-2014. – Pretoria: The Presidency of the Republic of South Africa, 2014. – 166p.
II. Литература
7. Авдеев Д.А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск крите¬риев // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 3. – С. 114-121.
8. Алиев Р.А. Структура органов государственной власти и местного самоуп¬равления в Южноафриканской Республике // Вестник Московского универси¬тета МВД России. – 2018. – № 4. – С. 141-144.
9. Денисова Т.С. Политическое лидерство в Африке: прошлое и настоящее // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2015. – № 6. – С. 169-173.
10. Дорханов И.А. Политические системы ЮАР и Намибии: от апартеида к несовершенной демократии // Полития. – 2016. – № 4. – С. 56-67.
11. Краснов М.А. О новом смысле института президента // KOINON. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 38-60.
12. Лошкарев И.О., Еремин В.В. История возникновения и становления инсти¬тута президентства в иностранных государствах // Образование и право. - 2022. – № 10. – С. 404-409.
13. Нарматов Х.Б. Развитие института президентства в зарубежных странах // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 2. – С. 208-212.
14. Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классифика¬ции и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). – 2019. – № 5. – С. 132-147.
15. Прокопенко Л.Я., Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Проблемы современного соци¬ально-экономического и политического развития ЮАР. – М.: Изд. И.Б. Белый, 2013. – 112с.
16. Шаханин В.А. Президент и национальная исполнительная власть в совре¬менной ЮАР // Новый юридический вестник. – 2020. – № 1 (15). – С. 32-35.
17. Шубин В.Г. Южная Африка: трудные времена // Азия и Африка сегодня. – 2022. – № 12. – С. 31-38.
18. Шубин Г.В. Проблемы развития демократической Южной Африки (1994-2006 гг.). – М., 2006. – 227с.
19. ЮАР сегодня. Колл. монография. Отв. ред. В.Г. Шубин. – М.: Институт Африки РАН, 2020. – 182с.
20. Юг Африки на современном этапе. Сборник статей. – М.: Институт Африки РАН, 2016. – 214с.
21. Яшкова Т.А. Определение и содержание термина «институт президентства» // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методоло¬гия, практика. – 2015. – № 16. – С. 44-48.
22. Barrie G. Presidential Powers in South Africa – more questions than answers // Obiter. – 2019. – Vol. 40 № 1. – Pp. 130-146.
23. Butler A. The State of the South African Presidency // The Journal of the Helen Suzman Foundation. – 2013. – Issue 71. – Pp. 4-9.
24. Herbst J. Mbeki's South Africa // Foreign Affairs. – 2005. – Vol. 84, № 6. – Pp. 93-105.
25. Kieh G. The «Hegemonic Presidency» in African Politics // African Social Science Review. – 2018. – Vol. 9, № 1. – Pp. 36-51.
26. Lewis D. The Evolution of the Institutional Presidency: Presidential Choices, Institutional Change and Staff Performance. – Princeton: Princeton University, 2007. – 34p.
27. Mhlongo L. A critical analysis of South Africa's system of government: from a disjunctive system to a synergistic system of government // Obiter. – 2020. – Vol. 41 № 2. – Pp. 257-274.
28. The Quest for Constitutionalism: South Africa since 1994. Edited by H. Corder, V. Federico, R. Orru. – Ashgate Publishing Limited, 2014. – 276p.
29. Tull D., Simons C. The Institutionalization of Power Revisited: Presidential Term Limits in Africa // Africa Spectrum. – 2017. – Vol. 52, № 2. – Pp. 79-102.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ