Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях частного дошкольного образовательного учреждения

Работа №167929

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
2. Глава 1. Познавательное отношение ребенка к окружающему миру
как психолого-педагогическая проблема 5
3. 1.1 Психологические особенности детей младшего дошкольного
возраста 5
4. 1.2 Особенности познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста 16
5. Выводы по главе 23
6. Глава 2. Развитие познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста в условиях детского центра 25
7. 2.1 Изучение особенностей познавательной активности детей
младшего дошкольного возраста 25
8. 2.2 Рекомендации по стимулированию познавательной активности
детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи 32
9. Выводы по главе 46
10. Заключение 48
11. Список использованных источников 50
12. Приложения 54


Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.
Анализируя Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, мы выявили, что в центре внимания педагогов должна находиться направленность образовательного процесса на познавательные возможности дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательной активности, познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Актуальность нашей работы заключается в том, что современный мир требует от специалиста и родителей компетентности в различных сферах жизни и образования. Для того, чтобы предотвратить разрыв, непонимание и непринятие установок между поколениями, необходимо вовремя распознавать и выявлять внутренний потенциал ребенка, актуализировать его индивидуальные проблемы в процессе взаимодействия с окружающим миром. Это предполагает серьезную аналитико-диагностическую деятельность как специалиста, так и родителей.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и определить направления работы с каждым ребенком.
Задачи работы:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме «познавательная активность»;
- провести диагностическое изучение и выявить особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
- определить направления работы с каждым ребенком;
- разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по стимулированию познавательной активности.
Объектом исследования является познавательная активность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические: метод) «Наблюдение за познавательным отношением ребенка к миру (по М. Карр)».
Практическая значимость состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций и в воспитательной деятельности родителей

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности поведения детей младшего дошкольного возраста. Более подробно мы изучили особенности развития познавательной активности на данном этапе развития детей.
В ходе исследования данной темы были реализованы все поставленные задачи, а именно: проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «познавательная активность», проведено диагностическое изучение и выявлены особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, определены направления работы с каждым ребенком, разработаны рекомендации для родителей по стимулированию познавательной активности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к следующему: младший дошкольный возраст - это период детства от трех до четырех лет.
Изучая труды исследователей, мы выделили главные особенности в период младшего дошкольного детства, а именно:
- кризис трех лет;
- интенсивное развитие всех психических познавательных процессов;
- появление самостоятельности;
- формирование образа «Я»;
- ведущая деятельность - игра;
- развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Анализ литературы показал, что особенностями развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста являются: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях, то есть в формировании навыков.
Для реализации поставленной цели было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 5 воспитанников ООО Детского центра «Мэри Поппинс».
Для решения поставленных нами задач и для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали методику: «Методика наблюдения за познавательным отношением ребенка к миру (по М. Карр).»
По итогам диагностики были выявлены следующие особенности поведения детей: способность к экспериментированию, активность, сосредоточенность, проявление познавательного интереса, способность преодолевать трудности при помощи взрослого, умение выразить себя, умение работать в группе, желание и способность учиться.
После обработки результатов протоколов и на основании сделанных выводов мы определили следующие направления работы, необходимые для нормального дальнейшего развития детей: знакомство и углубленное изучение окружающего мира, углубленное изучение животного мира, развитие навыков взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, работа по подготовке к чтению и экспериментирование.
После анализа данных мы приняли решение разработать рекомендации по стимулированию познавательной активности для родителей детей младшего дошкольного возраста.



1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37
2. Арсеньева, М. С. Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста / М. С. Арсеньева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С. 54-57.
3. Баранова, Э. А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников /Э. А. Баранова// В естник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7).
4. Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. -2006. -№ 3. - С. 124-128.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. тр. [Электронный ресурс] / Л. И. Божович// М. -Воронеж, 2001. -349 с. Режим доступа:http://elib. gnpbu.ru/text/bozhovich problemy-formirovaniya-lichnosti 2001/go,2fs,0/
6. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
7. Володина, Л. В. Формирование познавательных интересов у детей /Л. В. Володина //Начальная школа. - 2000. - № 5. - 61- 64.
8. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 1. - С. 28-32.
9. Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьёй: методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
10 Дейкина, А. Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника [Электронный ресурс] : Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. - 2012. - 163 с. Режим доступа:
http: //window. edu.ru/catalog/pdf2txt/120/77120/58227?p_page=1
11. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников: Учебно¬
методическое пособие [Электронный ресурс] / В. А. Деркунская// М.: Центр педагогического образования. - 2013. - 144 с. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/1370583/
12. Емелькина, Т. В. Опытно-экспериментальная деятельность в работе с дошкольниками. [Электронный ресурс] / Т. В. Емелькина // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - Режим доступа: http://www.covenok.ru/kids/issue/131837.
13. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. [Электронный ресурс] / А. И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004.- №4. - С. 84- 92 Режим доступа: http://tvov.ru/docs/100/index-29676.html
14. Кириллова, М.А. Совместная деятельность как способ развития родительного отношения/ М. А.Кириллова, М.А. Волкова. - материалы Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. СФУ. - Красноярск. 2009 - 148-161 с.
15. Москаленко, В. В. Опытно-экспериментальная деятельность / В.В. Москаленко// Издательство: Учитель. - 2009. - 244 с.
16. Нищева, Н. В. Проектный метод в организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду : сборник / Н.В. Нищева. - Издательство СПб.: «Детство-Пресс», 2013. - 304 с.
17. Павлова, Л. С. Дошкольное детство: воспитание любознательности/ Л.С. Павлова // Дошкольное воспитание. -2006. -№ 12. -С. 113-118.
18. Писарев, Д. И. Полное собрание сочинений и писем в 12 т. — М.: Наука, 2000—2013.
19. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - Просвезение-Альфа, М., 2012. - 341с.
20. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1995. - 211 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 2007. - С. 35
22. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова// М.: Аркти, 2005. - 214 с.
23. Прохорова, Л. Н., Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) /Л.Н. Прохорова // Владимир, ВОИУУ. - 2011.
24. Пудова, Н. В. Планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников/ Н. В. Пудова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. - С. 74-77.
25. Пяткова, Л. П. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одарённости / Л.П. Пяткова. - Волгоград: Учитель, 2013.
26. Тугушева, Г. П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста/ Г. П. Тугушева, А. В. Чистякова //Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для сткд. Средн. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - С. 37
28. Фасхутдинова, Э. Р. Формирования познавательных интересов дошкольников [Электронный ресурс]/ Э. Р. Фасхутдинова// Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 5.- с. 61-63. - Режим доступа: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=645
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
30. Фуряева Т. В. Наблюдательные практики в профессионально-педагогической подготовке бакалавров: методическое пособие. - Красноярск,
2013. - 90с.
31. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - Фортуна, М., 2013. - 207с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ