Введение 3
Глава 1. Особенности развития общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 6
1.1. Понятие «общение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль общения в психическом развитии ребенка 10
1.3. Общение детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и
сверстниками 14
1.4. Возрастные особенности психического развития детей среднего
дошкольного возраста 24
1.5. Эффективные приемы развития коммуникации детей дошкольного
возраста 32
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Исследование межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста 46
2.1. Описание группы испытуемых и методик исследования 46
2.2. Результаты изучения особенностей развития общения детей со
взрослыми и сверстниками 48
2.3. Комплекс мероприятий, по усовершенствованию коммуникации детей среднего дошкольного возраста, основанный на элементах игрового тренинга 62
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложение 80
Существование любого нормального человека пронизано общением с другими людьми. Самая главная человеческая потребность - это необходимость общения.
Только общение и взаимоотношения с другими людьми позволяют личности понять себя, и определить свое место в мире.
С первых дней жизни человек вступает в определенные взаимоотношения с окружающими людьми. И именно в период дошкольного детства межличностные отношения развиваются наиболее интенсивно.
Изучению данной проблемы уделяли внимание такие ученые как Лисина Мая Ивановна, Смирнова Елена Олеговна, чьи идеи и лягут в методологическую и теоретическую основу нашего исследования.
Современные дети подвержены влиянию виртуального мира, они меньше времени проводят в общении со сверстниками и взрослыми, ведут малоподвижный образ жизни. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека, дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей.
Преуменьшение важности общения может обернуться серьезными недостатками в воспитании, в присоединение его к миру человеческих культурных и нравственных ценностей. Тогда встанет вопрос о необходимости проведения коррекционной работы в данном направлении.
Именно поэтому одной из важнейших и актуальных задач воспитания будет являться создание благоприятных условий для развития общения детей со взрослыми и сверстниками [17].
Цель исследования: изучение особенностей общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, а также определение эффективных приемов развития коммуникации.
Объект исследования: общение детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.
Задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, особенностей общения детей дошкольного возраста;
2) подобрать диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками и провести исследование;
3) провести анализ полученных результатов диагностики, направленной на изучение особенностей общения детей среднего дошкольного возраста;
4) разработать направления и способы коррекции, направленные на развитие общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками (в виде комплекса мероприятий с элементами игрового тренинга).
Гипотеза: изучение особенностей общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками будут выступать в качестве основы определения эффективных мер по усовершенствованию коммуникации детей.
Методы исследования:
1. Теоретические, анализ литературы.
2. Эмпирические:
- диагностическая методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения [9: 88-90];
- методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад). Цель: определение значимого круга общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций [6:28];
- цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда. Цель: исследование эмоциональных компонентов отношений [8:94].
Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость: изучение и систематизация материала по проблеме общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Результаты исследования, практические рекомендации могут быть использованы при организации работы по развитию коммуникации у детей среднего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили психологические положения М.И. Лисиной (1976), понимания общения, как особой коммуникативной деятельности и его возрастного развития; Смирнова Е.О. (2000), утверждение специфичности потребностей и мотивов вступления дошкольников в общение друг с другом и особенностей такого общения;
База исследования: эмпирическое исследование осуществлялась на базе МБДОУ «ЦРР - Детский сад «Светлячок», № 23 г. Абакана. В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста. Из них: 8 девочек и 12 мальчиков. Возраст дошкольников 4-5 лет.
Выполненное нами исследование посвящено изучению особенностей общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками, а так же определению эффективных приемов развития коммуникации детей среднего дошкольного возраста.
Проблеме изучения общения особое внимание уделяют отечественные исследователи в частности М.И. Лисина, Е.О. Смирнова. Изменяется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве - к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в признании. Сходство взглядов ученых состоит в том, что дошкольный возраст, это очень важный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В данный период в общении ребенка со окружающими возникают довольно сложные взаимоотношения, оказывающие влияние на развитие его личности.
Рассмотрев методы, мы взяли их в основу своей деятельности по диагностике межличностных отношений детей дошкольного возраста. Нами было выявлено статусное положение детей среди сверстников, а так же определен значимый круг общения детей. Описанию проведенной работы посвящена вторая глава, в которой представлены результаты диагностики.
Так же во второй главе исследования представлено описание разработанных на формирующем этапе мероприятий направленных на развитие коммуникации детей среднего дошкольного возраста.
Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс, основанный на элементах игрового тренинга, будет положительно влиять на развитие коммуникации детей среднего дошкольного возраста.
Предложенный комплекс мероприятий может быть использован психологами и воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, с целью развития коммуникации детей среднего дошкольного возраста.
Подводя итоги, мы можем отметить, что вся жизнь человека проходит в общении, с самого рождения человек не может быть без взаимодействия с другими людьми. Мы можем сделать вывод, что детям среднего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечь внимание взрослых к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, подражание действиям сверстника и взрослых, желание делать что-то вместе со взрослыми, отсутствие вежливости и щедрости.
Важно создать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой, для этого нужно устраивать совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предмет и объект исследования раскрыты, цель достигнута, гипотеза подтверждена и поставленные нами задачи выполнены.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с.
2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 208 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности [Текст] / Л.И. Божович // Под ред.
Д.И. Фельдштейна. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3 -е изд. - М: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
5. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной
информации / Дж. Брунер, Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.:
Директмедиа Паблишинг, 2008 г. - 782 с.
6. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов - 2-е изд.испр. / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М: Книжный дом «Университет», 2011. - 400 с.
8. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2001. - 694 с.
9. Груздева, О.В. Практическая психодиагностика: практикум. В помощь изучающим курсы «Психлого-педагогическая диагностика», «Психодиагностика» / О.В. Груздева, О.М. Вербианова. - Красноярск: Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. - 140 с.
10. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ / Т.А. Данилина; Автор В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 3-е издание. - Москва: Айрис-пресс, 2007. - 160 с.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2000. - 320 с.
12. Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников // Социальная
сеть работников образования URL: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2012/11/05/igry-na-razvitie-emotsionalnoy-sfery-doshkolnikov (дата обращения: 15.02.2016).
13. Квинн, В. Прикладная психология / серия «Учебник нового века» /
В. Квинн: - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 560 с.
14. Колошина, Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. - СПб: Речь, 2010. - 189 с.
15. Коммуникативные игры как средство развития общения и
взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками // Международный образовательный портал. URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/komunikativnye-igry-kak-sredstvo-razvitija- obschenija-i-vzaimodeistvija-doshkolnikov-so-vzroslymi-i- sverstnikami.html(дата обращения: 15.02.2016).
16. Куницына, В.И. Межличностное общение: учебник для вузов/ серия
«Учебник нового века» / В.И. Куницына, Н.В. Казаринова,
В.М. Погольша. - СПб: Питер, 2001. - 544 с..
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении: серия «Мастера психологии» / М.И. Лисина. - СПб: Питер, 2009. - 320 с.
18. Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Владос, 2001. - 180 с.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург, Москва, Харьков ,Минск: Питер, 2008. - 583 с.
20. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии: учебное пособие/ И.М. Марковская. - Челябинск: издательство ЮУрГУ, 2001. - 44 с.
21. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 150 с.
22. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений /
В.М. Минаева. - М: АРКТИ, 2003. - 48 с.
23. Монина, Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е. стереотип. изд./ В.С. Мухина. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
25. Новгородцева, Е.А Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е.А. Новгородцева / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - №6. - С. 60-67.
26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие /
А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
27. Пиаже, Жан Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. - М: Римис, 2008. - 244 с.
28. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе /
А.С. Прутченков. М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
29. Светланова, И.А. Психологические игры для детей (Мир вашего ребенка) / И.А. Светланова. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 188 с.
30. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
31. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности /
Е.Т. Соколова. - М: Изд-во ТЕИС, 2002. - 150 с.
32. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. - 3-е изд., переработанное и дополненное - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е стереотип. изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
34. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
35. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова // Под ред.
М.И. Буянова. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. - 160 с.
36. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ.: серия «Библиотека зарубежной психологии» / Э. Эриксон. - М: Флинта, 2006. - 342 с.