Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики

Работа №167922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Познавательные учебные действия обучающихся как метапредметные результаты 6
1.1 Понятие «метапредметные результаты» 6
1.2 Познавательные учебные действия обучающихся основной школы
и их роль в процессе обучения 11
1.3 Диагностика уровня сформированности познавательных учебных
действий обучающихся основной школы 14
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Особенности развития познавательных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики 25
2.1 Комплект заданий по теме «Системы счисления», способствующий
развитию познавательных учебных действий обучающихся 25
2.2 Методические рекомендации по использованию комплекта заданий
на уроках информатики 36
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Библиографический список 41
Приложения 44

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного образования заложены новые требования к результатам образования, новые методологические подходы и реализация этих требований в нынешней педагогической практике могут вызвать большие затруднения. Поэтому современная школа всегда нуждается в преподавателях, которые умеют не только передавать знания, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Поэтому преподаватель должен сам постоянно самосовершенствоваться и всегда повышать уровень своего профессионального мастерства.
Вдобавок к предметным и личностным, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит?
Многократно Россия принимает участие в международном измерении качества образования PISA. В нем отображены не только рейтинг мест, которые занимают разные страны, он еще и показывает различные стороны национального образования. Россия, уже давно занимает место ниже средних в рейтингах.
Низкий результат наших школьников объясняется необычностью и нетипичностью предложенных им заданий. Школьники должны не просто решить такую задачу, им необходимо изучать объемную информацию и самостоятельно найти нужную информацию, чтобы ответить на вопросы и выбрать правильные пути решения. Поэтому нашим школьникам нахватает умений, которые в ФГОС называются метапредметными результатами.
Чтобы повысить метапредметные результаты, нам не нужно изменять весь процесс обучения. Необходимо лишь пересмотреть содержание учебных предметов и качественно организовать деятельность обучающихся. Поэтому не стоит ждать хорошо сформулированных учебных пособий. Преподавателям необходимо самим или с методистами менять свою практическую деятельность на ходу.
Метапредметные результаты связаны с универсальными учебными действиями (УУД).
Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Актуальность исследования: в условиях широкого развития средств массовой информации становится актуальным формирование у школьников познавательных учебных действий, которые становятся одним из определяющих факторов эффективности деятельности человека, как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.
Целью исследования: является разработка комплекта заданий, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики.
Объект исследования: познавательные учебные действия как метапредметные результаты в основной школе.
Предмет исследования: комплект заданий по информатике, способствующих формированию познавательных учебных действий обучающихся основной школы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «познавательные
учебные действия»;
2. Выявить диагностики сформированности познавательных
учебных действий обучающихся основной школы;
3. Провести методический анализ нормативных документов
авторских учебных программ по информатике в основной школе для
изучения темы «Системы счисления и кодирование числовой информации»;
4. Разработать комплект заданий по информатике, способствующий развитию познавательных учебных действий в основной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
Изучены теоретические аспекты понятия «познавательные учебные действия».
Метапредметные результаты - это освоение учащимися на основе нескольких или всех учебных предметов, обобщенные способы деятельности (сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование). Применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Познавательные УД - это действия позволяющие формировать у ребенка представление об личном развитии, существования и взаимодействия человека с окружающим миром.
Для современного ученика очень важно иметь умение грамотно пользоваться потоком информации, которую он получает в ходе обучения. Ведь для достаточно качественного приобретения знаний нужно переработать и усвоить объемный материал, совершать поиск недостающей информации и усвоить текст. При этом выбирать наиболее эффективные методы решения задач с учетом поставленных условий, контролировать и оценивать достигнутый процесс и в результате своей деятельности, осуществить рефлексию приемов, а также уметь формулировать и ставить проблемы.
Для этого существует система оценивания познавательного УД. Которая позволяет оценить личный прогресс обучающихся в достижении запланированных результатов. Также она обеспечивает обратную связь для преподавателей, родителей и самих обучающихся, позволяет отслеживать эффективность образовательной программы.
Выделено две методики оценивая познавательного УД:
Методика по Г.Ю. Ксензовой. Оценивает действия: смыслообразования, установление связей между содержанием учебных предметов и познавательными интересами обучающихся. Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.
Методика по Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л. Проверяется уровень сформированности на начало и конец учебного года. Метод оценивания: учебная активность и усвоение знаний, успеваемость.
При решении задачи изучен методический анализ нормативных документов и авторских учебных программ по информатике в основной школе для 8 классов. ФГОС и школьные учебные пособия по информатике: Босовой Л.Л, Угриновича Н.Д., Семакина И.Г. За основу для проектирования комплекта заданий по теме «Системы счисления и кодирование числовой информации», выбрана программа Босовой Л.Л. Были выбраны темы из систем счисления: Общие сведения о системах счисления § 1.1, Двоичная система счисления. Двоичная арифметика § 1.1, Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления §1.1, Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q §1.1, Представление целых чисел § 1.2, Представление вещественных чисел § 1.2.
Разработан комплект заданий по теме «Системы счисления», способствующий развитию познавательных учебных действий. В комплект заданий входит 11 заданий, он состоит из 5 заданий 6 задач:
1-5 задание направлено на усвоение основных простейших навыков работы над числами, представленных в разных системах счислений;
6-11 задание направлено на решение жизненных ситуаций.
Проработана методическое применение данного комплекта заданий для учителей.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель по разработке комплекта заданий, способствующих развитию познавательных УД обучающихся основной школы на уроках информатики достигнута. Но разработка комплекта заданий не будет приостановлена, она будет дополнятся. Таким образом возможно создавать комплекты заданий ко всем темам школьного курса информатики.



1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. С. 4-5.
2. Боссова Л.Л. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л. Боссова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - ;472с.: ил.
3. Боссова Л.Л Информатика: примерная рабочая программа для 7-9 классов/ Л.Л. Боссова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - ;23- 24с.
4. Бусова М.Н., Грачева Л.В. Формирование и оценка универсальных учебных действий.
5. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. -424с.
6. Дорошенко Е.Г., Пак Н.И., Рукосуева Н.В., Хегай Л.Б. О технологии разработки ментальных учебников // Вестник ТГПУ №12 (140) с. 145-151.
7. Иванова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Интернет - технологии в образовании» в 2 ч. Ч.1. Чебоксары, 2012. С. 29-32.
8. Информатика. 7-9 класс: примерная рабочая программа / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;2016. - 31с
9. Информатика. 8 класс: учебник / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний; - 181с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
11. Колкунова А.В. Система формирования УУД средствами игрового обучения // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 796 - 798.
12. Короленко Л.П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в школе - 2012. - № 8. - С. 28 - 32.
13. Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения школьников по программе «школа XXI века»: учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. - 134 с.
14. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: ОНИКС 21 век, 2003. - 96 с.
15. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс до и после. - 2001. - № 01. - С. 34-36. с.
16. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян - Сургут: РИО СурГПУ, 2014
17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL:www.edu.ru(дата обращения 15.04.2018).
18. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В.
19. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В..Научный редактор М. Ю. Михайлина - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. - 80 с.
20. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
21. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС: методические
рекомендации для педагогов образовательных учреждений // методические рекомендации /Составитель Серякина А.В./ Научный редактор Михайлина М.Ю./ - Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка.
22. Семакин И. Г. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 160 с.
23. Семакин И. Г. Информатика: примерная рабочая программа для 7-9 классов / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 37 с.
24. Селевко Г.К., Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса / Г.К. Селевко — М.: 2006. Т.1 - 816 с.
25. Угринович Н. Д. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие /
Н. Д. Угринович, Н. Н. Самылкина. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 96 с .
26. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
28. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —М.: Просвещение, 2011г.
29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. - Москва. - «Просвещение». - 2010
30. Хомякова, Д.А. О способах достижения метапредметных результатов обучения на уроках информатики / Д.А. Хомякова // В мире научных открытий: материалы III Междунар. науч.-практ. конф: сб. науч. тр. / под ред. д. пед. н., проф. С.П. Акутиной. - М.: Изд-во «Спутник +», 2012. - С. 117 - 120.
31. Хомякова, Д.А. Методика формирования метапредметных умений учащихся основной школы в процессе решения задач по информатике / Д.А. Хомякова // Бюллетень лаборатории математического,
естественнонаучного образования и информатизации: материалы
междунар. науч.-практ. конф., 2012 г. - М.: Изд-во «Научная книга», 2012. - С. 344-347.
32. Шаталов В.Ф. Точка опоры: об экспериментальной методике преподавания. — М.: Педагогика, 1987. — 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ