РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение 4
1. Психолого-педагогические аспекты одаренности 11
1.1. Подходы к определению одаренности 11
1.1.1. Понятие «одаренность» в педагогической науке 11
1.1.2. Признаки одаренности 14
1.1.3. Виды одаренности 15
1.1.4. Проблема выявления потенциальной одаренности 17
1.2. Принципы выявления и пути развития одаренных детей 18
1.2.1. Принципы и методы выявления одаренных детей 18
1.2.2. Виды работы с потенциально одаренными детьми в
образовательной среде 19
Выводы по главе 1 21
2. Научно-исследовательская деятельность как средство развития
потенциальной одаренности 24
2.1. Научно-исследовательская деятельность как способ формирования
познавательных универсальных учебных действий 24
2.1.1. Научно-исследовательская деятельность: ее роль и место в
структуре образовательного процесса 24
2.1.2. Проекция исследовательской деятельности на универсальные
учебные действия 27
2.1.3. Этапы планирования и реализации исследовательской
деятельности 29
2.1.4. Специфика исследований в предметной области "Филология".... 31
2.2. Научно-исследовательская деятельность как средство развития
одаренности 34
2.3. Общие положения организации исследовательской деятельности в
рамках сетевого сообщества 38
2.4. Поэтапное описание организации исследовательской деятельности в 40
рамках сетевого сообщества 40
2.4.1. Этап планирования 40
2.4.2. Сбор материалов по изучаемой проблеме 41
2.4.3. Обучение поисковому и смысловому чтению посредством
создания библиографического списка для исследования 43
2.4.4. Написание исследовательской работы 44
2.4.5. Подготовка защитного слова и демонстрационного материала
для представления доклада 45
2.4.6. Участие в научной конференции 46
2.5. Анализ результатов организации исследовательской деятельности в
рамках сетевого сообщества 47
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 59
Приложение Д 63
В современном обществе встает острая проблема выявления одаренных детей и развития потенциально одаренных. Всестороннее развитие личности является одной из приоритетных задач образования. Результатом обучения в школе в идеале должна стать сформированная способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это особенно актуально для обучающихся, наделенных значительными интеллектуальными и творческими ресурсами, которые еще не проявили себя в некоторой области знания или в каком-то из видов деятельности, не продемонстрировали высоких достижений. Таких обучающихся принято называть потенциально одаренными [Богоявленская, 2003]. Потенциальная одаренность требует особого внимания со стороны педагогов.
Именно поэтому на официальном сайте Президента России за 21 января 2010 года появилась новость об утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [«Наша новая школа»], которая включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей через повышение психолого-педагогических знаний в рамках проблем детской одаренности, развитие одаренных детей, создание банка одаренных детей, обеспечение их развития в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями, разработку и внедрение технологии обучения, воспитания и поддержки таких детей, а также через подготовку учителей для работы с одаренными детьми [Блинова, Блинова, 2010].
Актуальность данного исследования определяется необходимостью своевременного выявления, развития и сопровождения одаренных детей в системе школьного образования.
Развитие одаренности не является отдельным направлением работы педагога. Сопровождение высоко интеллектуальных детей идет параллельно с решением основных образовательных задач, закрепленных в главном нормативном документе, определяющим векторы современного образования: Министерство образования и науки российской федерации (сейчас: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации) подписало приказ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.012.2014 №1644), который закрепил базовые принципы, на которых строится современное образование. Существует 3 вида требований, которые описываются во ФГОС. В первую очередь это требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам освоения данных образовательных программ.
Одним из отличий нового стандарта от предыдущего является переход от компетентностного подхода к системно-деятельностному. Системно-деятельностный подход, определяющий методологию современного образования, призван обеспечить формирование готовности к непрерывному образованию и самообразованию через активную учебно-познавательную деятельность. В результате этой деятельности должны быть достигнуты 3 вида образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Достижение высокого уровня развития способностей - одаренности, подразумевает под собой достижение высоких и неординарных результатов в различной деятельности. Так, было доказано, что развитие познавательных универсальных учебных действий достигается в том числе посредством организации научно-исследовательской деятельности у обучающихся общеобразовательных учреждений в рамках основного общего образования [Пахомова,2018]. Вовлеченные в научно-исследовательскую деятельность обучающиеся способны достигать лучших результатов, чем их сверстники. Таким образом, можно утверждать, что достижение высоких метапредметных результатов влечет за собой развитие потенциальной одаренности у обучающихся.
Объект исследования - потенциальная одаренность обучающихся, развиваемая в рамках предметной области «Филология».
Предмет исследования - исследовательская деятельность как средство развития потенциальной одаренности обучающихся на уровне основного общего образования.
Цель работы: теоретическое обоснование и методическое описание системы развития потенциальной одаренности школьников посредством организации исследовательской деятельности в предметной области «Филология».
Исходя из поставленной проблемы, объекта, предмета, цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить программу национальной образовательной инициативы поддержки талантливых детей «Наша новая школа»;
2. Изучить требования образовательного стандарта в области иноязычного образования;
3. Дать определение основных понятий: одаренности и потенциальной одаренности, исследовательской деятельности;
4. Описать взаимосвязь развития потенциальной одаренности и организации исследовательской деятельности;
5. Изучить существующие алгоритмы организации исследовательской деятельности в рамках основного общего образования;
6. Описать результаты организации исследовательской деятельности в рамках сетевого исследовательского сообщества.
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов как Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. [Блинова, Блинова, 2010], Безрукова Н.П., Барканова О.В., Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В. [Безрукова Н.П., Барканова О.В., Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В., 2017], [Безрукова Н.П., 2015], Битнер М.А. [Битнер М.А., 2018], Богоявленская Д. Б. [Богоявленская, 2003], Игна О.Н. [Игна, 2013], Ильин Е.П. [Ильин, 2009], Лейтес Н. С. [Лейтес, 2008], Лемешевская М. А. [Лемешевская, 2011], Рубцов В. В. [Рубцов, 2011], Щебланова Е. [Щебланова, 2008] в области работы с одаренными детьми и развития потенциально-одаренных обучающихся; Ермаш Г.Л. [Ермаш, 1972], Жинкин Н.И. [Жинкин, 1998], Куршина Л.Ю. [Куршина, 2017], Леонтьев А.Н. [Леонтьев, 1983], Лурия А.Р. [Лурия, 1975], Маклаков А. Г. [Маклаков, 2001], Рассел Б. [Рассел, 2000] в области психологии, психолингвистике; Бережнова Е.В. [Бережнова, 2005], Обухов А.С. [Обухов, 2006], Гауч О.Н. [Гауч, 2016], Лебедева О.В., Гребенев И.В. [Лебедева, Гребенев, 2013] в области организации исследовательской деятельности у обучающихся; Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. [Асмолов, Бурменская, Володарская, Карабанова, Салмина, Молчанов, 2010], Мильруд Р.П. [Мильруд, 2016] в области изучения универсальных учебных действий в основной школе; Пассов Е.И. [Пассов, 2010] в области методики преподавания иностранного языка в школе; Madden Е. M. [Madden, 2013], Park H. [Park, 2016] в области STEAM-education.
Основные методы работы, которые были использованы в процессе написания данной работы: анализ психолого-педагогических и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, опытная работа, обработка статистических данных.
База исследования - сетевое исследовательское сообщество Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева в сотрудничестве со школами г. Красноярска, п. Байкит (Эвенкия), г. Кодинск.
Период работы над исследованием данной темы осуществлялся с февраля 2018 по май 2019 года. Он включал в себя этап педагогической практики, сбор фактического материала по проблеме, проведение опытной работы, консультирование по вопросам исследования в режиме онлайн, организация веб-конференций с обучающимися разных населенных пунктов и оформление результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в рамках основного общего образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассматриваются общие положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [«Наша новая школа»], которая включает в себя развитие системы поддержки талантливых детей. Богоявленская Д.Б. понимает под одаренностью качество психики, которое развивается в течение всей жизни. Одаренность предполагает под собой способность и возможность человека в сравнении с другими людьми достигать более высокие и незаурядные результаты в одном или нескольких видах деятельности. Соответственно, одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся на фоне остальных сверстников яркими, очевидными, а иногда даже выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности [Богоявленская, 2003]. Обобщая идеи Богоявленской Д.Б. [Богоявленская, 2003, С.14-15] и Блиновой В.Л., Блиновой Л.Ф. [Блинова, Блинова, 2010, С.12-13], были выделены признаки одаренности. Более того, в разделе представлены несколько классификаций видов одаренности по Богоявленской Д.Б. по критериям: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, степень сформированности, форма проявлений, широта проявлений в различных видах деятельности, особенности возрастного развития. Исходя из классификации по степени сформированности одаренности у детей, было выделено понятие потенциальной одаренности. Потенциально одаренный ребенок - это ребенок, который имеет внутренние предпосылки для ярких, выдающихся достижений в том или ином виде деятельности [Богоявленская, 2003, С. 9]. В данной главе, помимо вышесказанного, были представлены различные принципы выявления и пути развития одаренных детей.
Вторая глава посвящена научно-исследовательской деятельности, определены ее роль и место в структуре образовательного процесса. «Деятельность в сфере науки - научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах» [Бережнова, 2005]. Научно¬исследовательская деятельность обучающихся может быть организована в различных формах. Как правило, данный вид деятельности выходит за рамки урочной системы и осуществляется во внеурочной деятельности. Исходя из доказанной теории развития познавательных универсальных учебных действий посредством научно-исследовательской деятельности, можно сказать, что обучающиеся способны достигать лучших результатов, чем их сверстники. Таким образом, можно утверждать, что достижение высоких метапредметных результатов влечет за собой развитие потенциальной одаренности у обучающихся [Пахомова, 2018].
В рамках практической части работы описан алгоритм и процесс организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. В 2014 году была предложена новая форма сотрудничества — сетевое исследовательское сообщество, которая позволила расширить географию взаимодействия и включить в работу сельские школы Красноярского края [Безрукова, 2017]. Сетевое исследовательское сообщество Красноярского педагогического университета им. В. П. Астафьева объединяет преподавателей, студентов, обучающихся и учителей сельских школ Красноярского края [Безрукова, 2015, с.22]. В 2018 году среди разных направлений, избираемых школьниками для осуществления исследования, появилось направление лингвокультурология, в рамках которой была организована исследовательская деятельность обучающихся в предметной области «Филология» [Битнер, 2018]. Для работы в сетевом сообществе были отобраны 15 школьников г. Красноярска, п. Байкит (Эвенкия), г. Кодинск, показавшие в результате тестирования высокий уровень интеллекта и выразившие желание участвовать в проекте.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на конференциях: VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в секции «Мультимедийные проекты в преподавании иностранных языков» - диплом I степени, XI Международная научно¬практическая конференция «Вопросы языковой динамики и лингводидактики: современные взгляды и научные исследования» г. Чебоксары - сертификат участия и статья по итогам конференции [Пахомова, 2019]. Более того, результаты были представлены на конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Наука. Инновации.
Творчество.» в направлении «Методика преподавания отдельных предметов в школе» - диплом I степени в номинации «Методика преподавания иностранных языков».
Учитывая значимость проблемы сопровождения и развития одаренности, которая входит в одно из приоритетных направлений российской образовательной политики, данное исследование было направлено на создание модели взаимодействия со школьниками, обнаружившими высокие способности. В рамках проекта были определены задачи сопровождения одаренности и способы реализации такого сопровождения.
В течение года была апробирована модель сетевого сообщества, включающего преподавателей учреждения высшего образования, школьных учителей, студентов и обучающихся школ. Обобщение полученного опыта привело к выводу, что организация исследовательской деятельности не только влечет за собой достижение всех метапредметных результатов, представленных во ФГОС, но и развитие потенциальной одаренности обучающихся.
С точки зрения решения практических задач, данное исследование, являющееся частью образовательного проекта, может послужить основой для применения практики сетевого взаимодействия в других районах Красноярского края. Примененный алгоритм, апробированная модель сопровождения научно-исследовательской деятельности обучающихся, может быть использована для работы со школьниками в рамках других предметных областей. При помощи созданной платформы на Slides.comбыли аккумулированы материалы по этапам организации исследовательской деятельности обучающихся. В ходе поэтапного решения задач обучающиеся выбрали область работы - «Лингвокультурология», тему своего исследования, поставили перед собой цели, задачи, определили предмет и объект исследования, отобрали литературу для своего исследования и проанализировали ее, оформили документацию по исследовательской работе, подготовили доклад и создали презентацию как опору для выступления на конференции, выступили и написали статью по итогам выступления. 11 обучающихся прошли все этапы организации исследовательской деятельности, по итогам которых были написаны исследовательские работы, представленные в Приложении Д; оставшиеся 4 обучающихся - частично, вследствие чего достигли высоких метапредметных результатов: 70-100% от общего числа представленных в Таблице 2 метапредметных результатов. На основании данной статистики можно заключить, что апробированная модель сетевого взаимодействия является применимой.
Вместе с тем, в ходе работы была выявлена проблема мотивации, как основная проблема потенциальной одаренности, а именно проблема самоидентификации и самоопределения. Основным положением теории потенциальной одаренности является отсутствие у обучающихся понимания, в какой области стоит развивать свои способности, чтобы из потенциально¬одаренных перейти в статус одаренных.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что при прохождении первых трех этапов организации исследовательской деятельности (планирование, сбор материалов по изучаемой проблеме, проведение работы над содержанием выбранных литературных источников, их анализу) одаренные школьники решают до 70% поставленных задач. Благодаря сформированным предметным умениям (высоким знаниям по английскому языку), интеллектуальным способностям и сопровождению со стороны учителя, потенциально одаренные дети легко справляются с решением задач начальных этапов исследования. Достижение же конечного результата, выход на заключительный этап требует сбалансированного сочетания предметного, личностного (мотивационного) и метапредметного аспектов образовательного процесса. Именно исследовательская деятельность, требующая долговременного погружения в предмет, самоорганизации, критического мышления способствует развитию заложенных природой способностей.
Для объективной оценки эффективности проделанной работы по развитию потенциальной одаренности требуется дополнительное психолого-педагогическое тестирование потенциально одаренных детей, участвующих в проекте, Однако даже в условиях отсутствия статистики по изменению количественных показателях интеллектуальных способностей участников, дескрипторный метод оценки эффективности методики дает основания утверждать, что исследовательская деятельность является действенным способом развития потенциальной одаренности, так как позволяет одновременно достичь личностных, предметных и метапредметных результатов. Главным показателем сформированности умений разного вида является наличие завершенной научно¬исследовательской работы.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. 159 с. : ил.
2. Безрукова Н.П., Барканова О.В., Безруков А.А., Селезова Е.В., Тазьмина А.В. Выявление и развитие потенциально одаренных учащихся сельских школ: проблемы и подходы к их решению // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 10. - С. 84-89
3. Безрукова Н.П. О развитии исследовательской компетенции учащихся и магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» в сетевом исследовательском сообществе [Текст] / Н. П. Безрукова, А. А. Безруков// Высшее образование сегодня. 2015. № 11. С. 22-27.
4. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ.пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В.Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 128 с.
5. Битнер М.А. Развитие метафорического мышления потенциально¬одаренных обучающихся посредством научно-исследовательской деятельности в области лингвистики // Инновационные технологии и подходы в межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике: сборник научных трудов по материалам международной научной конференции, Барнаул, 18-20 октября 2018 г. / Алтайский государственный педагогический университет; лингвистический институт; под ред. И.Ю. Колесова. - Барнаул : АлтГПУ, 2018. С. 315-318.
6. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010. - 56 с.
7. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 95 с.
8. Гауч О.Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов / О. Н. Гауч // Научный диалог. 2016. № 10 (58). С. 326—337.
9. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. - М.: Искусство., 1972 г.. - 184 с.
10. Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н.И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. 364 с.
11. Игна О.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и
способностей [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/podhody-k-vyyavleniyu-lingvisticheskoy-odarennosti-i-sposobnostey-k-inostrannym-yazykam(дата обращения:
07.05.2019).
12. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.: ил. - (Мастера психологии).
13. Куршина Л.Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 57-61.
14. Лебедева О.В., Гребенев И.В. ФГОС школьного образования:
проектирование и организацию исследовательской деятельности в учебном процессе // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, 2013, №5 (2). С. 106-112.
15. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.
16. Лемешевская М. А. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок, 2011. № 1. С. 58-67.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 томах / А.Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).
18. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие / А.Р. Лурия. - М. : МГУ, 1975. 110 с.
19. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)
20. Мильруд Р.П. Универсальные учебные действия как сверхзадача обучения / Р. П. Мильруд // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 272—284.
21. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/6683(дата обращения: 06.05.2019).
22.Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
23. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. - Ростов н/Д : Феникс; М : Глосса-Пресс, 2010. 610 с.
24. Пахомова Т.А. Развитие познавательных универсальных учебных действий
посредством исследовательской деятельности обучающихся в рамках предметной области «Иностранный язык» на уровне основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://portfolio.kspu.ru/#/profile/2785(дата обращения: 29.04.2019).
25. Пахомова Т.А. Развитие потенциальной одаренности обучающихся посредством организации исследовательской деятельности на уровне основного общего образования. // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С. 285 - 289.
26. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б. Рассел. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 2000. 464 с.
27. Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования, 2011. № 1 (26). С. 9-15.
28. Словарь Даля [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/(дата обращения: 19.09.2018).
29. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/(дата обращения: 19.09.2018).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 10.09.2018).
31. Щебланова Е. Неравномерность развития одаренных детей // Школьный психолог, 2008. № 18. URL.: http://www.psy.1september.ru(дата обращения: 08.05.2019).
32. Madden Е. M. Rethinking STEM education: An interdisciplinary STEAM curriculum [Text] / E. M. Madden, M. Baxter, H. Beauchamp, K. Bouchard, D. Habermas, M. Huff, B. Ladd, J. Pearon, G. Plague // Procedia Computer Science. 2013, №20. P. 541-546.
33. Park H. Teachers' Perceptions and Practices of STEAM Education in South Korea [Text] / Н. Park, S. Byun, J. Sim, H. Han, Y. Baek // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2016, №12 (7). P.1739- 1753.