Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №167911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие самооценки в психологической литературе 7
1.2. Особенности развития самооценки в младшем школьном
возрасте 11
1.3 Педагогические условия формирования самооценки младшего
школьника 19
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 25
2.1 Методика исследования самооценки личности младших школьников..25
2.2 Анализ констатирующего эксперимента и его обсуждение 31
2.3 Методические рекомендации по формированию у учащихся способности
к адекватной самооценке и критической оценке действительности 38
Выводы по Главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни.
Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов.
Для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов и установлении психических функций. Для этого необходимо знать психологию младшего школьного возраста, которая базируется на особенностях развития теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, осознании своего личного отношения к миру, на изменении содержания внутренней позиции детей, на изменении самооценки, именно в этом возрасте складывается характер и формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к получению знаний.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе - оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.
По утверждению Ю.С. Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста и предложить методические рекомендации по ее развитию.
Объект исследования: процесс развития самооценки ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий как средство развития самооценки в учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие адекватного уровня самооценки как фактора успешности учебной деятельности младших школьников будет результативным, если
1) будет налажено взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самооценки в учебной деятельности;
2) будут использованы разнообразные средства и техники, необходимые для развития самооценки.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального уровня развития самооценки у младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития самооценки в младшем школьном возрасте.
5. Предложить методические рекомендации по формированию у учащихся способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование; опросные методы.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ СОШ № 143 г. Красноярска. В нем приняли участие в возрасте 26 школьников от 8 до 9 лет, из них 12 мальчиков, 14 девочек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, нами были рассмотрены теоретические основы развития самооценки у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме.
В своем исследовании мы придерживались точки зрения В.С.Агапова, который считает, что «самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает». Ученый приводит точку зрения Л.В. Бороздиной, считающей, что самооценка - «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Младший школьный возраст обладает рядом специфических признаков. Эти возрастные особенности обусловлены рамками первого периода обучения. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, чтение, рисование, физкультурные занятия, ручной труд и др. виды учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к формированию теоретического сознания и самосознания как основы самооценки.
Мы выделили три условия, необходимые для формирования самооценки учащихся:
Первое педагогическое условие нацелено на включение учащихся в процесс самопознания, направленного на формирование их осознанной мотивации к самооценочной деятельности. Самопознание осуществляется через беседы, игры, тренинги, выставки достижений учащихся, открытые уроки и рефлексивные сочинения с демонстрацией умений учащихся оценивать свои учебные и личностные достижения и др.
Второе педагогическое условие предполагает поэтапное вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность. Для достижения данной цели использовались разработки алгоритма поэтапного формирования самооценивания, проблемно-диалоговое общение, анализ причин успеха/неуспеха и др.
Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников, которое способствует взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся и родителей, с целью достижения единства требований к формированию самооценки учащихся.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе МОБУ СОШ № 143 г. Красноярска. В нем приняли участие в возрасте от 8 до 9 лет, 26 испытуемых: 12 мальчиков, 14 девочек.
Цель исследования: выявить уровень самооценки младшего школьника.
Исследование проводили в два этапа.
- на первом констатирующем этапе мы подобрали и провели диагностические методики, направленные на выявление уровня самооценки младших школьников;
- на втором этапе мы провели анализ полученных результатов и разработали методические рекомендации по развитию самооценки у детей младшего школьного возраста.
Итоговый уровень самооценки определялся на основании таблицы критериев и уровней, составленной по результатам анализа научной литературы.
Исследование уровня самооценки проводили с помощью следующих методик:
1. «Три оценки» (автор А.И. Липкина)
2. Методика «Исследование самооценки» (автор Дембо-Рубинштейн)
3. «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская)
По результатам трех методик, можно сделать вывод о том, что у 12 учащихся (46%) завышенная самооценка, у 12 учащихся (46%) адекватная самооценка, у 2 учащихся (8%) заниженная самооценка
Таким образом, анализируя все наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:
4) у младших школьников преобладает завышенная и адекватная самооценка;
5) стоит обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, хоть это и является нормой для младшего школьного возраста, но эти дети нуждаются в коррекции самооценки.
6) есть дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога - это дети с заниженной самооценкой;
Результаты констатирующего эксперимента определили необходимость целенаправленной работы по формированию самооценки у младших школьников в рамках учебного процесса. Мы разработали методические рекомендации по формированию у учащихся способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности
Для того, чтобы способствовать развитию самооценки в младшем школьном возрасте и на занятиях и во внеурочной деятельности необходимо использовать специально разработанную систему педагогических средств.
Для развития навыка самооценки были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира), так и во внеклассной работе.
Методы и приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.
В данной работе мы представили примеры фрагментов занятий, 2 примера проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста, которые направлены на развитие самооценки.
Систематическая и целенаправленная работа по развитию самооценки оказывает положительное влияние на усвоение учебного материала предусмотренного программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2008. - 672с.
2. Агапов В. С. Сущностная характеристика Я-концепции // Психология Я-концепции: методология, теория, структура: хрестоматия. - М.: МГСА, 2002. - 230 с.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М: «Академический проект», «Гаудеамус», 2015.- 240 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -В 2-х т. -Т.1.- М.: Наука, 2012. - 460с.
5. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 91-99.
6. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 158 с.
7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 2004.- 105с.
8. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Исследование формирования адекватной самооценки младших школьников (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6077(дата обращения: 20.02.2017).
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 2012. - № 4. - С. 99-100.
11. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 242с.
12. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.- 65с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1993.- 158с.
14. Валявко С. М., Жокина П. А., Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии // Системная психология и социология.- 2016.- № 20 // [Электронный ресурс] http //Ошибка!Недопустимый объект гиперссылки.) 28.05.2016.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 362с.
16. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.- М.: Педагогика, 1983. - 571с.
17. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М.: Просвещение, 1986.- 328с.
18. Джемс У. Психология/ Под ред. Л.А. Петровского.- М.: Наука, 2001. - 467с.
19. Захарова А.В. Формирование самосознания и самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 2003. - С. 83
20. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. - Таллин. - 2006. - 282 с.
21. Иванова, Т. Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся: автореферат дисс....канд. психол. наук / Т. Л. Иванова. - Казань, 2003.- 190 с.
22. Канаева А. А. Самооценка младших школьников как средство
повышения уровня успеваемости // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2007 / 2008.
URL: http://festival.1september.ru/articles/501213/ (дата обращения: 14.11.16)
23. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие /-Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
24. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: «БАХРАХ-М», 2007. С.45-96.
25. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека// Психологический журнал .- 2011.- №2.- с. 25-35.
26. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника/ Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-400с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.: Наука, 2007.- 394с.
28. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. - Калининград: КОИРО, 2011.- 184 с.
29. Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского.- М.: Педагогика, 1973. Т.2. - 542с.
30. Липкина А.М. Самооценка школьника.- М.: Педагогика, 2007.¬243 с.
31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, - М.: Просвещение,2001. - С. 53
32. Методические рекомендации по организации работы с детьми, показавшими высокий или недостаточный уровни образовательных достижений, в условиях реализации ФГОС / Т.Л. Чепель, Т.П. Абакирова, Е.В. Дёмина; сост. О.В. Недосып. - Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2013. - 86 с.
33. Моисеева Г. Ю. Мастер-класс по теме «Формирование
адекватной самооценки младших школьников» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009 / 2010.
URL: http://festival.1september.ru/articles/559839/ (дата обращения: 14.10.16)
34. Мухортова К. Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 103-105.
35. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2.- М.: Владос, 2012.- 456с.
36. Нагинайло А. В. Родительское собрание «Роль родителей в
формировании самооценки ребёнка» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010.
URL: http://festival.1september.ru/articles/566914/ (дата обращения: 14.10.16).
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Педагогика, 2005.- 360с.
38. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды/ под общей редакцией Д. А. Леонтьева . — М.: Смысл, 2002. - 462 с.
39. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение, 2007.- 381с.
40. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии// Вопросы психологии.- 1974.- №4.- С.46-48.
41. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского.- 2-е изд. - М.: Педагогика , 2012. - 440с.
42. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. — 672 с.
43. Роджерс К. Р. Гуманистическая психология. Теория и практика.-
М: «МОДЭК», «НОУ ВПО Московский психолого-социальный
университет», 2013.- 456 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. - 564с.
45. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте// Международный журнал экспериментального образования.- 2016.- №1.- с. 128-132.
46. Сергеева Б. В., Габелия Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9¬12.
47. Серёжникова Р. К. Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании / Р. К. Серёжникова // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. — № 3. — Москва, 2015. — С.127-133.
48. Смирнова Т. Г. Формирование самооценки школьника - один
из способов развития ребенка как субъекта обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003 / 2004.
URL:http://festival.1september.ru/articles/103461/ (дата обращения: 14.10.16)
49. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М: Академия, 2014.- 262 с.
50. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений / Е.И.Тихомирова. М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 144 с.
51. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1997. - 144 с.
52. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., Педагогика, 2001. - С. 57.
53. Юденкова И. В., Бежаева Д. Н. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 409-410.
54. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика.- М: Издательство: «АСТ», «Харвест» 2005.- 347 с.
55. Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада/ С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - М.: Дрова, 2006. - 176 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ