Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое консультирование в паре «мама-ребёнок» как средство оптимизации отношений привязанности у детей

Работа №167893

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы144
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 4
Введение 10
Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования в паре «мама-ребёнок» 16
1.1. Сущность привязанности и её особенности у детей 16
1.2. Психологические характеристики отношений в паре «мама-
ребёнок» 30
1.3. Сущность психологического консультирования, его особенности и
методы работы в паре «мама-ребёнок» 37
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Эмпирическое исследование оптимизации отношений привязанности у детей в паре «мама-
ребёнок» 47
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 47
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 72
2.3. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение 81
Выводы по Главе 2 86
Заключение 87
Список использованных источников 89
Приложения 95


Актуальность темы исследования заключается в росте числа обращений родителей дошкольников с проблемами адаптации детей в социуме, где ребёнку нужно остаться без мамы в обществе взрослых и детей. Это определяется характером взаимоотношений в семье, которые формируют социально значимые качества личности ребёнка и определяют особую роль эмоциональных связей мамы с ребёнком, что формирует основы самосознания и отношения ребёнка к окружающему миру.
Проблема, с которой часто обращаются к психологу-консультанту родители - трудности в адаптации к группе детского сада и различных детских центров, где ребёнок вынужден оставаться без мамы, но отпустить маму спокойно, без слёз у него не получается. Ребёнок не готов и не хочет расставаться с мамой на несколько часов, растерянно и неуверенно идёт на контакт с новыми взрослыми и детьми или совершенно не желает оставаться не на каких условиях, предложенными мамой. От того, как проходит привыкание ребенка к новому месту, режиму, незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, а также дальнейшее благополучие, существование в социуме, детском саду и семье.
В основном трудности в адаптации у детей связаны с семейной ситуацией. При консультировании ребёнка с мамой в центре внимания находится взаимодействие между ними, а не личная проблема ребенка. Важно обращать особое внимание на те факторы, которые могли повлиять на возникновение данной проблемы у ребёнка - нарушения коммуникативных навыков и навыков взаимодействия внутри отношений ребёнка с мамой, нарушенные эмоциональные связи и т.д.
Потребность в безопасности, существующая у человека с рождения, по мнению Дж. Боулби, является ведущей потребностью человека, её удовлетворение зависит от того, насколько мама способна адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные и физические нужды ребёнка, то есть быть чувствительной к ним [10]. Ожидания ребёнка относительно доступности и отзывчивости мамы проявляются в его паттерне привязанности, который представляет собой систему эмоциональных и поведенческих реакций ребенка во взаимодействии с ней.
В настоящее время теория привязанности находит свое применение в самых разных областях психологии: социальной, возрастной,
педагогической, общей психологии и т.д. Качество привязанности, формирующейся между мамой и ребёнком, оказывает существенное влияние на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие на протяжении всей жизни.
Адаптационный период у детей с различными типами привязанности протекает по-разному. В большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью, адаптация средней тяжести - детям с ненадежной привязанностью, тяжелая форма привязанности соотносится с ненадежной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время оптимизация отношений привязанности в паре «мама-ребёнок» очень актуальна, поскольку качество привязанности, формирующееся между мамой и ребёнком, оказывает существенное влияние на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка на протяжении всей его жизни. Соответственно, если имеется нарушение привязанности, то все важные процессы развития нарушаются, что в дальнейшем приводит к проблеме адаптации ребёнка в незнакомом ему месте с незнакомыми людьми.
Проанализировав научную литературу по данной теме, были подобраны диагностические методики, выявляющие уровень привязанности ребёнка и уровень отношения мамы к ребёнку. Опросник детско- родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ, Захарова Е.И.) использовали для определения уровня отношения мамы к своему ребёнку. Шкала привязанности ребёнка к членам семьи позволила изучить особенности жизни ребенка в семье и его отношение к членам семьи. Наблюдение за ситуацией разлучения мамы с ребёнком способствовало определению уровня и типа привязанности ребёнка и изучению их взаимодействия с мамой. Кинетический рисунок семьи (Р. Бернса и С. Кауфмана) выбран для выявления особенностей внутрисемейных отношений, восприятия ребёнком членов своей семьи.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, показали, что у 4 детей уровень привязанности высокий, то есть, сформирован надёжный тип привязанности, а у одного ребёнка выявлен средний уровень привязанности, то есть тревожно-избегающий тип. У 4 мам уровень отношений к своему ребёнку выявлен высокий, относительно выделенным критериям, а у одной мамы выявлен средний уровень отношения к своему ребёнку. Эти результаты легли в основу программы психологического консультирования в паре «мама-ребёнок», целью которой являлась профилактика нарушений привязанности в паре «мама-ребёнок» и её оптимизация. Цикл психологических консультаций состоял из 8 встреч, каждая встреча имела свою тему и цель. Встречи включали в себя: психологические упражнения и игры; сюжетно-ролевые игры; релаксация; рисование; психогимнастика; обсуждение конкретных жизненных ситуаций с мамой; мини-лекции и беседы с мамой.
На контрольном этапе исследования динамика изменений у участников консультативного процесса показала, что реализованная программа способствовала увеличению уровня привязанности у ребёнка и уровню отношения к своему ребёнку у мамы, то есть из среднего уровня произошёл переход на высокий уровень. Таким образом, взаимоотношения мамы и ребёнка заметно изменились: ребёнок стал адекватно относиться к изменяющимся обстоятельствам, доверительно и позитивно относиться к другим людям, как к детям, так и к взрослым; наличие телесного контакта между мамой и ребёнком значительно увеличилось, мама перестала ограничивать себя и ребёнка в нём; мама научилась воспринимать состояние ребёнка, выделять его причины и принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять больше внимания, заботы и любви. Больше времени мама с ребёнком начали проводить наедине, с применением игр и упражнений, использованных на консультациях с психологом...


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум. В 2 томах (комплект из 2 книг). - М.: Юрайт, 2015. - 818 с.
2. Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 3-10.
3. Андреева Т. В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
4. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. - 208 с.
5. Архиреева Т. В. Психология родительства и детско-родительских отношений: Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ, 2006. - 16 с.
6. Башлакова Л. Н., Мартынова Л. А. Психологические занятия-тренинги в детском саду: Пособие для педагогов-психологов учреждений обеспечивающих дошкольное образование. - Мн.: УП «Технопринт», 2004. - 208 с.
7. Беличева С. А. Технологии социально-психологических тренингов. - М., 2001. - С. 7-26.
8. Бодалева А. А., Столина В. В. Семья в психологической консультации. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
9. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004. - С. 12.
10. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003. - С. 234 - 256.
11. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2012. - 316 с.
12. Бурменская, Г. В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби / Г. В. Бурменская // Вступительная статья к кн.: Дж.Булби. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - С. 5 - 20.
13. Бурменская Г. В., Борисова И. А., Пупырева Е. В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14 - 16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. - С. 202
- 207.
14. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. - 128 с.
15. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Класс, 1997. - 172 с...68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ