Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогическое сопровождения ветеранов спорта 12
1.1 Сопровождение в психолого-педагогическом аспекте 12
1.2 Психолого - педагогическое сопровождение спортсменов -
ветеранов в тренировочном процессе 21
1.3 Разработка условий психолого-педагогического сопровождения
ветеранов спорта в тренировочном процессе 49
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Экспериментальная работа психолого-педагогического сопровождения ветеранов спорта в тренировочном процессе 59
2.1 Организация и методы исследования. Реализация психолого¬
педагогического сопровождения ветеранов спорта в тренировочном процессе 59
2.2 Обсуждение результатов экспериментальной работы 71
Выводы по второй главе: 75
Заключение 76
Библиографический список 82
Приложение А 94
Приложение Б 96
Приложение В 100
Приложение Г 111
Приложение Д 113
Приложение Е 116
Актуальность исследования: для многих поколений спортсменов, активно занимающихся спортом, наступает время, когда они в силу возраста, вынуждены прекращать регулярные тренировки и выступления в соревнованиях. Спортсмены очень болезненно, а порой и драматично, переживают уход из спорта, считая его лучшим периодом своей жизни, когда они были молоды и здоровы (А. С. Шамсутдинов, А. А. Камешков, 2007). Многие спортсмены переживают периоды депрессии, связанные с переходом в иное профессиональное качество. Они не готовы к вызовам социума, не подготовлены к выбору профессии, не могут найти свое место в обществе в условиях новых экономических, техно-инновационных, социальных отношений. Вместе с тем именно продолжение спортивной карьеры в ветеранском спорте и его постепенное развитие является одним из путей решения данной проблемы. Важность развития ветеранского спорта обосновано стремлением спортсменов, прекративших свою карьеру в силу возраста, травм или социальных причин, продолжить занятия физической культурой и спортом, придерживаться здорового образа жизни.
О важности увеличения численности взрослого населения, занимающегося физической культурой и спортом говорится в документе «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденным распоряжением правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р (далее - Стратегия), где представлен комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни (пункт 6.2.2. Физическое воспитание взрослого населения). В соответствие с плановыми показателями Стратегии, к 2020 году доля систематически занимающихся физкультурой и спортом должна составить 40% от всего населения страны [76], т.е. для достижения запланированного к 2020 году показателя необходимо почти вдвое увеличить количество систематически занимающихся физкультурой и спортом.
Решению данной проблемы уделяется большое внимание со стороны государства. Так в Федеральном законе «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ в статье «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» говорится об обеспечении права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения [1].
В связи с курсом повышения пенсионного возраста в Российской Федерации Президент В. В. Путин поставил задачу к 2025 году увеличить среднюю продолжительность жизни в России до 76 лет (сегодня она составляет 72 года). Как подчеркнул на заседании совета министров Д.А. Медведев, все больше россиян бросают курить и стараются следить за здоровьем. По его мнению, “людей нужно мотивировать к занятиям спортом с самого детства, чтобы они сохранили эту привычку на всю жизнь”. (РИА Новости от 7 августа 2017 г.)...
1. В результате теоретического обоснования проблемы психолого-педагогического сопровождения ветеранов спорта и изучения практического опыта педагогов, тренеров, психологов нами были выявлены особенности психолого-педагогического
сопровождения (помощи) спортсмену на этапе завершения им спортивной карьеры и его перехода в ветеранский спорт:
- по сравнению с этапом его активного занятия спортом и участия в соревнованиях на переходном этапе возрастает значение психологического просвещения (психотренингов и психокоррекции), особенно в начале данного этапа (самый «острый» период адаптации к взрослому спорту);
- на протяжении всего этапа все виды психолого-педагогической помощи реализуются только на принципах индивидуального и личностно-ориентированного подходов;
- по мере обретения спортсменом спортивной и личностной зрелости, помощь со стороны исчерпывает себя и сменяется самопомощью спортсмена;
- спортсмен становится компетентным «заказчиком» психолого¬педагогической помощи, самостоятельно определяя, что ему необходимо, а в чем он не нуждается. Ранее спортсмен верил тренеру, что ему это необходимо, а теперь он сам в этом уверен.
На основании вышеизложенного нами было дано определение понятия “психолого-педагогическое сопровождение ветеранов спорта в тренировочном процессе” рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности всех видов подготовки спортсмена при возрастных, физиологических изменениях и, прежде всего, обеспечения его психической готовности к выступлению, создания тренером предпосылок в тренировочном процессе к продолжительной спортивной карьере и стабильной демонстрации высоких результатов;
2. Спортивная карьера представляет собой сложное и многогранное явление, которое большая часть жизненного пути спортсмена, совпадающая с периодами интенсивного роста и созревания человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. По завершению спортивной карьеры спортсмену необходимы условия для ее успешного завершения и перехода на другой этап спортивной деятельности. Анализ работ ученых- педагогов (В.И. Андреева, Г.В. Боровская, Н.В. Ипполитова, А.Я. Найна, Н.М. Яковлева и других) позволил определить сущность педагогических условий, обеспечивающих формирование личностно¬смысловой готовности ветеранов спорта к тренировочной деятельности. На основе работ С.В. Боровской, Н.М. Яковлевой понятие «педагогические условия» рассматривается как совокупность мер педагогического процесса, которые обеспечивают переход ветеранов спорта на более высокий уровень подготовки. В нашей работе были проанализированы и выделены «промежуточные эффекты» психолого-педагогической помощи спортсменам ветеранам, к которым относятся:- продление жизни спортсмена в спорте; -
максимальное раскрытие возможностей спортсмена и на этой основе обеспечение прогрессирующей динамики его спортивных результатов ; -успешное преодоление кризисов и приобретение спортсменом опыта использовать кризисные ситуации на благо собственного развития; удовлетворенность спортивной карьерой; - положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах в течение всей спортивной карьеры и после ухода из спорта; - успешный переход к другой профессиональной карьере с максимально возможным использованием всех «приобретений» спортивной карьеры в смысле достижений в развитии спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности...
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» № 329-ФЗ от 16.11. 2007 // URL: https
: //rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html.
2. Адольф В. А., Савчук А. Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 256 с.
3. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» //Новосибирск: Изд-во НГПУ. - 2001. - Т. 316. - С. 2.
4. Абульханова - Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
6. Алексеев, А.В. Преодолеть себя! / А.В.Алексеев. 4-е изд. - М.: Физ-культура и спорт, 2003. - 280 с.
7. Алехина, С.В. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога / С.В. Алехина, М.Р. Битянова // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №4(21). - С. 69¬73.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - 1968. 7. Артемьева
Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе
предпрофильного сопровождения //Известия Российского
государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2009. - №. 113.
10. Афтимичук О.Е., Кузнецова З.М. Значимость ритма в системе
профессиональной педагогической и спортивной подготовки.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 2(35):
11. Багратиони К. А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик и жизненной перспективы личности //автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - 2013.
12. Бабушкин, Г.Д., Проблема психологического обеспечения подготовки спортсменов / Г.Д. Бабушкин // Психология и педагогика в средней и высшей школе. - 1998. -№2. - С. 32-36.
13. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной
деятель-ности: учеб.пособие / Н.А. Батурин. - Омск: Изд-во
ОГИФК, 1988. - 49 с.
14. Бахвалов, В.А. Психологическая подготовка велогонщика / В.А. Бахвалов, А.Н. Романин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 63 с.
15. Бойко Г. Н. Технология практической реализации системы
психолого-педагогического сопровождения спортивной
деятельности пловцов в паралимпийском спорте // ППМБПФВС. 2009. №6...101