Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №167852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I . Теоретические основы изучения процесса зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у младших школьников 6
1.1. Сущность понятия зрительно - моторной координации с позиции психолого -
педагогических исследований 6
1.2. Особенности развития зрительно - моторной координации у младших
школьников 13
1.3. Процесс формирования зрительно - моторной координации в начальной
школе 19
Выводы по первой главе 24
Глава II. Актуальное состояние зрительно - моторной координации у младших школьников 26
2.1. Критерии сформированности зрительно - моторной координации у младших школьников 26
2.3. Актуальный уровень сформированности зрительно - моторной координации у
младших школьников 33
2.3. Рекомендации по формированию зрительно - моторной координации у
младших школьников 41
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Приложение

Младший школьный возраст - это период начала систематической учебной деятельности, она постепенно становится ведущей. Ранняя диагностика, уже в первом классе, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из самых важных показателей развития функционального образования является степень зрительного восприимчивости, которая определяет успех освоения основных навыков письма и чтения образования в начальных классах.
При работе с детьми, испытывающими трудности в обучении (в международной практике — learning difficulties), достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Важно вовремя выявлять трудности в зрительном восприятии, найти причину их возникновения и, по возможности, скорректировать. В зрительном восприятии присутствует большое количество функций, основной из которых - зрительная и моторная координация зрительного восприятия.
Зрительная и моторная координация - важнейшая функция, основанной на процессе развития познавательно-визуальных навыков, необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей успешной учебы в школе.
A. Р.Лурия, считает что зрительно-моторная координация - это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга.
B. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Овладение навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей. Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.
Поступая в школу, учащиеся с низким уровнем развития зрительно-моторной координации испытывают чаще всего трудности, такие как: сложности овладения навыками чтения, письма и школьной программы в целом, таким образом, наблюдаются слабые успеваемости, неуверенности в себе, снижения самооценки, избегания задач.
Уровень развития зрительно-моторной координации у большого процента учащихся, согласно литературным данным, находится на низком уровне, поэтому данная проблема очень актуальна.
Объект исследования: процесс формирования зрительно - моторной координации младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние зрительно - моторной координации у младших школьников.
Гипотеза: актуальное состояние зрительно - моторной координации младших школьников определяется умением точно воспроизвести линию, фигуру и рисунок по образцу, не отрывая карандаш от бумаги (правильно передать размер, форму фигуры, расположение рисунка) и находится преимущественно на среднем уровне.
Цель: разработать комплекс специальных упражнений и игр, способствующих формированию зрительно - моторной координации у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности зрительно - моторной координации в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни зрительно-моторной координации у младших школьников.
4. Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления актуального уровня сформированности зрительно-моторной координации у младших школьников.
5. Провести обработку результатов констатирующего исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
6. Разработать учебный комплекс, способствующий формированию зрительно - моторной координации у младших школьников.
Методы исследования: изучение литературы, анализ, обобщение, систематизация материала. База исследования: МБОУ «Школа №7», 1 класс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Зрительная и моторная координация - это элемент психики, и является процессом согласования движения и его элементов под наблюдением зрения, в результате взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, которые обеспечивают работу темного-височного и затылочного отделов, обеспечивающих работу темного- височного и затылочного отделов головного мозга. Большое значение имеет формирование согласованного движения и его элементов под наблюдением зрения благодаря совместной деятельности зрительных и двигательных анализаторов - зрительной и моторной координации. Развитие зрительно-моторной координации активно протекает в младшем школьном возрасте.
Очевидна необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы, направленной на совершенствование у детей зрительных, моторных и зрительно-моторных функций, в системе коррекции дисграфии.
Коррекционная работа по развитию моторных функций включает в себя:
■ систематические специальные упражнения на развитие мелкой моторики в процессе выполнения последовательно организованных движений;
■ автоматизацию графо-моторных навыков;
■ использование приемов нейропсихологической коррекции, направленной
на формирование межполушарного взаимодействия.
На этапе исследования была подобрана диагностическая методика: Методика «Оценки уровня развития зрительного восприятия детей» Марьяна Безруких, направлена на выявление трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать их. Цель исследования была выявить актуальный уровень сформированности зрительно - моторной координации у младших школьников, конкретно 1 класс. Базой экспериментальной деятельности стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №7» г. Канска. В эксперименте приняло участие 15 учеников 1 «А» класса.
Во втором параграфе был выявлен актуальный уровень зрительно - моторной координации младших школьников и описаны полученные результаты, которые показали, что в 1 «а» классе преобладают обучающиеся со средним уровнем зрительно - моторной координации.
Главной частью второй главы стал третий параграф, где нами были разработаны методические рекомендации для развития учебной самостоятельности в начальной школе . В них мы собрали приемы, алгоритмы действий и интерактивные формы работы для развития учебной самостоятельности.
Таким образом, в исследовании решены поставленные задачи, подвержена гипотеза


1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г.Ананьев .
- М.: Просвещение, 1964.
2. Астаева Алена Васильевна, Солянникова Наталья Сергеевна
Классификации современных зарубежных методик детской нейропсихологии в контексте психометрического подхода в психодиагностике детей // Психология. Психофизиология. - 2018. - №1. - URL? https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/klassifikatsii- sovremennyh-zarubezhnyh-metodik-detskoy-neyropsihologii-v-kontekste- psihometricheskogo-podhoda-v-psihodiagnostike(дата' обращения: 08.06.2021).
3. Безруких М. М., Сонькин В. Д„ Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 4-е изд. М.: Академия, 2009.
4. Безруких М.М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / М.М. Безруких, Н.Н. Требова // Физиология человека. - 2009. - №6. - с. 37¬42.
5. Безруких М.М., Любомирский Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребенка: теоритические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Образование от А до Я , 2000. — 319 с.
6. Белова О.А. Уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций у учащихся младших классов // Электронный научно¬образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013.
7. Битянова Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста / Битянова . М., 2020.
8. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
— М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
9. Васина Ю.В. Влияние графических упражнений на развитие координации движений и мелкой моторики рук у старших дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VII Междунар . науч .- практ . конф . (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол .: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС « Интерактив плюс», 2016.
10. Волокитина Т.В., Зотова А.А. Психофизиологический анализ зрительного
восприятия детей 5-8 лет с нарушением зрения // Журнал медико-биологических исследований. - 2013. - №1. - URL?
https://cyberleninka.ru/article/n7psihofiziologicheskiy-analiz-zritelnogo-vospriyatiya- detey-5-8-let-s-narusheniem-zreniya(дата>обращения: 08.06.2021).
11. Волоскова Н.Н. Формирование• графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. — 2-е изд., испр . — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — с. 24 — 40.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / под ред. Г.Н. Шелогуровой . - 5-е изд., испр . - М. : Изд. "Лабиринт", 1999. - 352 с.
13. Горячева Т.Г. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6-9 лет / Т.Г.Горячева , О.Н. Макарова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. -с. 76-86.
14. Гуляева М.А., Ефремова Н.М., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Эффективное взаимодействие педагога и нейропсихолога в инклюзивной образовательной среде. Диагностический этап. Часть 2 // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том 18. № 2 (67). С. 41—48. DOE https://doi.org/10.17759/autdd.2020180206
15. Дудьев В.П., Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев . — М. : ВЛАДОС, 2008 .— 369 с
16. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание.- М., Просвещение, 2005
17. Зрительно-моторная координация. Младшие школьники (1-4 классы). 22.02.14. URL: https://ismart.by/motornaja-koordinacija(дата обращения: 22.02.19).
18. Иванов М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. - № 28.- с. 1245-1248.
19. Кириллова Г.А. Роль Зрительно-моторных интеграций в формировании
навыков письма // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
https://scienceforum.ru/2018/a rticle/2018007742(дата обращения: 08.06.2021 ) .


20. Китаева Н.Н. Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с оптической дисграфией / Н.Н. Китаева, М.Б. Андреева, А.С. Корюковец , В. С. Крутихина // Специальное образование. - 2015. - № 2. - С.170¬174.
21. Корашвили Н.Ш. Динамика формирования компонентов зрительного
восприятия учащихся начальных классов / Н.Ш. Корашвили , Е.А. Пегушина // МНКО. - 2018. - №4 (71) - URL? https://cyberleninka.ru/articleZn/dinamika-
formirovaniya-komponentov-zritelnogo-vospriyatiya-uchaschihsya-nachalnyh-klassov
22. Крошкина О.А. Роль пространственных представлений в успешности усвоения знаний по русскому языку и математике младшими школьниками / О.А. Крошкина : автореферат дис . ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 22 с
23. Лалаева Р.И. Логопатопсихология / Р.И. Лалаева ,'С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2011.
24. Леушина , Л.И. Зрительное пространственное восприятие / Л.И. Леушина ; ред. В.Д. Глезер. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1978. - 175 с. - 11 усл . печ . л.
25. Львов, М. Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Изд. центр
"Академия", 2008. - 248 с.
26. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина, О.В. Желонкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - №4. - С. 33-35.
27. Мальцева, Е.В. Организация коррекционно-развивающей работы по подготовке к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 60-64.
28. Морозова Л. В. Специфика психофизиологического обеспечения
зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования // Журнал медико-биологических исследований. 2016. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-psihofiziologicheskogo-obespecheniya- zritelnogo-vospriyatiya-detey-7-8-let-s-raznym-tempom-ego-formirovaniya (дата'
обращения: 08.06.2021).
29. Морозова Л.В. Особенности формирования системы зрительного восприятия у детей Европейского Севера России / Л.В. Морозова, Н.В. Звягина, Н.Н. Теребова // Экология человека.- 2007.- № 5.- С.38-42.
30. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет / Л.В. Морозова : автореф. дис. д-ра биол. наук. Поморский гос. Университет. - Архангельск, 2008.
31. Нащекина Е. К. Особенности развития пространственных представлений младших школьников / Е. К. Нащекина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2020. - № 4. - С. 115-119.
32. Оглобина , И.Ю. Развитие мелкой моторики рук / И.Ю. Оглобина //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №6. - С. 18-21.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.
34. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже, перевод .. - СПб. : Изд. "Союз", 1997. - 256 с.
35. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. — 2-е'изд., испр . — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 288с.
36. Плутаева , Е. Лосев, П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева , П. Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 43-45.
37. Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой, М., 2013.С. 70
38. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. — СПб .: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. — 415 с. 72. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000. — 712 с. 73. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.
— СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с.
39. Пушкарёва Н.Г. Развитие зрительно-моторной координации.
40. Рузина , М.С., Афонькина , С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры для детей и взрослых / М.С. Рузина , С.Ю. Афонькина. - СПб . : Изд. "Кристалл", 1997. - 336 с.
41. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте. Учеб . - метод. пос. для
студ. и препод. пед . учебных заведений / Т. П. Сальникова. - М. : Изд. Ин-т практ . псих. ; Воронеж : Изд. НПО МОДЭК, 1996. - 190 с
42. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И.Е. Светлова. - М.: « Олма -Пресс», 2018. - 236 с.
43. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. - М.: Знание, 1976. - 87 с.
44. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Рабочая тетрадь. 1 класс. - ВЛАДОС, 2012. - 87 с.
45. Ушакова, Т.Н Речь: истоки и принципы развития. / Т.Н. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с
46. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебнометодическое пособие для сдуд . пед . фак . / Г.В. Фадина. - Балашов: Изд. "Николаев", 2004. - 80 с.
47. Фотекова Т.А. Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2013. — с. 63 — 73.
48. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена .- М., 1990.
49. Шишкина В.А. Движение плюс дВижение . -М .: Просвещение 1992. - 94 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология? учеб. 'пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Б.Д. Эльконина . 4-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 2007. - 194 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ