Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования мотивационно-ценностных установок 6
1.1 Содержание понятия «мотивационно-ценностные установки» в психологии 6
1.2 Специфика ценностных ориентаций 20
1.3 Средства мотивирования сотрудников организации 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивационно-ценностных ориентаций сотрудников организации 28
2.1 Организация и методики эмпирического исследования мотивационно-ценностных установок сотрудников организации 28
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования мотивационно-
ценностных установок сотрудников организации 29
Заключение 42
Список используемых источников 43
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 48
Приложение Б (справочное) Методика М.Рокича 63
Приложение В (справочное) Главные мотивирующие факторы в работе 66
Приложение Г (справочное) Тест Потемкиной
Актуальность. В настоящее время все большее количество организаций обращаются в сферу мотивационно-ценностных установок своего персонала для повышения эффективности рабочего процесса. Это, в свою очередь, дает нам возможность говорить об актуальности данной темы. Несмотря на то, что каждый человек в коллективе - индивидуальность со своими ценностями и потребностями, у каждого из них есть схожие мотивы, по которым этих сотрудников можно объединить в одну группу, применяя к ним одинаковые средства мотивации. Нам бы хотелось осветить тему выполнения работниками своих трудовых функций, выделяя те грани и контексты интереса, которые помогают работникам лучше справляться с трудовой деятельностью, быть мотивированными к труду.
Мотивация в сфере труда является одним из главных элементов повышения качества трудовых ресурсов.
Проблемой мотивационно-ценностных установок занимались Д.А. Леонтьев, Н.А. Журавлева, Дж.Г. Мид, М. Рокич, А. Маслоу, Ф.Е. Василюк, В.В. Козлов, Ч. Моррис, Э. Шпрангер, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова.
К сожалению, в большинстве случаев мы видим ситуации в организациях, когда руководство совершенно не обращает внимания на ценности своего персонала. Однако именно этот фактор играет огромную роль в повышении работоспособности и эффективности производства.
При этом не существует ни одной стратегии, которая могла бы волшебным образом мотивировать всех ваших сотрудников сразу и сохранить их мотивацию во время их работы. Каждый человек уникален, обладает уникальными ценностями и идеями, и если вы хотите добиться успеха в стимулировании мотивации всей компании, вам нужно найти и использовать множество стратегий для достижения результата с каждым сотрудником.
Высокий уровень мотивации персонала является важнейшим условием достижения целей предприятия. Именно поэтому исследователи настолько заинтересованы в изучении мотивов, которые побуждают персонал работать с полной отдачей от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет улучшить общую эффективность экономической деятельности.
Таким образом, можно выделить проблему исследования, какие же мотивы побуждают сотрудников организации? Какие ценности они реализуют в работе?
С учетом актуальности проблемы, была определена следующая цель исследования.
Цель: исследование мотивационно-ценностных установок сотрудников организации.
Объект: мотивационно-ценностные установки.
Предмет: особенности мотивов и ценностей сотрудников организации.
Гипотеза: мы предполагаем, что мотивационно-ценностные установки не зависят от типа деятельности сотрудника в организации.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «мотивационно-ценностные установки» в психологической литературе;
2. Изучить структурную составляющую мотивационно-ценностных установок сотрудников организации;
3. Выявить и провести анализ особенностей формирования
мотивационно-ценностных установок сотрудников организации;
4. Провести эмпирическое исследование мотивационно-ценностных установок сотрудников организации;
5. Разработать методические рекомендации с учетом выявленных особенностей мотивационно-ценностных установок.
Методы:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психологической литературы, применявшейся для описания категориального поля проблемы.
Эмпирические: тестирование
а) главные мотивирующие факторы в работе;
б) тест Потемкиной. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере;
в) методика М. Рокича;
г) методы математической и статистической обработки результатов исследования - U-критерий Манна-Уитни.
База: Все вышеперечисленные методы исследования применялись на работниках муниципального предприятия г. Красноярска «Дорожное ремонтно-строительное предприятие Ленинского района» в мае 2018 года. Количество респондентов - 30 человек.
Этапы исследования.
Первый этап - теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в психологической науке.
Второй этап - эмпирический - включал определение программы эмпирического исследования, исследование показателей мотивационно-ценностных установок сотрудников организации.
Третий этап - аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты эмпирического исследования. На этом этапе были сформулированы основные теоретические выводы эмпирического исследования.
Практическая значимость: результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы руководителями организаций, в том числе специалистами по работе с персоналом, для разработки планов повышения производительности через мотивацию сотрудников.
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций, списка используемых источников, содержит таблицы и гистограммы, приложения.
Проведенное исследование мотивационно-ценностных установок сотрудников организации позволяет сделать следующие выводы.
В проведенном исследовании было рассмотрено понятие «мотивационно- ценностных установок» в психологии. Как показал анализ литературы - нет точной формулировки данного понятия. Исходя из понятий «мотив», «ценность» и «установка», мы можем раскрыть понятие мотивационно¬ценностных установок как «побуждение к действию для достижения наиболее значимых для нас целей и идеалов».
В контексте нашего исследования мы соотносили понятия «мотивационно-ценностные установки» со следующими: «ценностные ориентации», «мотивирование», «мотивы» и «ценности».
В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты: сотрудники организации выделяют здоровье, эффективность в деле, интересная работа и широта взглядов - как самые важные для себя ценности. В рабочей же сфере сотрудники определяют для себя денежные поощрения наиболее подходящими мотиваторами.
По итогу практического исследования мы разработали рекомендации для мотивирования сотрудников организации. Во всем мире существуют инновационные методы мотивации персонала.
Однако, многие люди боятся изменений, особенно, если это касается их рабочей сферы. Поэтому специалисты по работе с кадрами и руководство организаций часто используют старые способы (например, денежные вознаграждения), которые уже потеряли свою актуальность и не выполняют свою функцию в полной мере.
Гипотеза исследования подтверждена.
1. Алексеева, Е. М. Влияние личностных смыслов и смысловых установок на психологические состояния [Текст]: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2007. — 23 с.
2. Антиголова, Л. Н. Ценности и ценностные ориентации как интегративные элементы нравственного сознания личности [Текст] / Л. Н. Антиголова // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. - Кемерово: Комплекс «Графика», 2002. - 308 с.; Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. - М.: МПА, 1994. - 192 с.
3. Бондаренко, В. В. Влияние мотивационной структуры и ценностных ориентаций на результативность трудовой деятельности персонала в некоммерческих организациях [Текст] / В. В. Бондаренко, А. А. Назарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 65-70.
4. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности [Текст]: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Саратов, 2005. - 19 с.
5. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности [Текст] // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. № 2. — С. 46 56.
6. Бринк П. Дж. Ценностные ориентации как инструмент оценки культурного разнообразия [Текст]: Исследование сестринского дела. - 1984. - С. 198-203.
7. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта [Текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопр. психол. - 1993. - №5. - С. 99.
8. Васильев И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности [Текст]: Дис. доктора психол. наук. М., 1998.
9. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения [Текст] // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. С. 58—78.
10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. [Текст] — М.: Изд-во МГУ, 1990.-312 с.
11. Винокурова A. JL, Коростылева Л. А. Ценностные ориентации практических психологов [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 8 / Под ред. Л. А. Коростылевой. — СПб., 2004. — С. 62-75.
12. Винокурова A. JL, Коростылева JI. А. Мотивационно-смысловые ориентации работников государственных и коммерческих организаций [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 9 / Под ред. JI. А. Коростылевой. — СПб., 2005. — С. 70-83.
13. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности [Текст] // Психологический журнал. 2004. Том 25. №2. С. 17-33.
14. Герчиков В. И. Мотивация и стимулирование труда в современных условиях. [Текст] // Экономика и организация промышленного производства, 1996, № 6.
15. Горохов А. Ю. Ценностно-смысловые детерминанты участия личности в политической организации [Текст]: Автореф. на соискание уч.ст. канд. гсихол. наук. СПб, 2008. - 23 с.
16. Гришина Н. В. Жизненные модели адаптации, самореализации, самотрансценденции онтологический выбор [Текст] // Ананьевские чтения - 2008 / под ред. JI. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой. - СПб, 2008. С. 681-683.
17. Гусева Г. А. Формирование ценностных ориентаций госслужащих [Текст]: Автореф. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. 1999. 23 с.
18. Дьячков В. М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления [Текст]: Автореф. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. М., 1997. - 19 с.
19. Забродин Ю. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности [Текст] // Забродин Ю. М., Сосновский Б.А. Вопросы психологии. № 6. 1989. — С. 100-112.
20. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. [Текст] М.,1986. - 222 с.
21. Кладько, С. С. К концепции культуры как системы интеграции нормативно-ценностных пространств [Текст] / С. С. Кладько // Мир психологии. - 2000. - №3. - С.49-59.
22. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение [Текст]: Указ. соч.
23. Латфуллина О. Н. Организационное поведение [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с. - БВЫ 5-94723-872-1. - С. 111.
24. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
25. Макклелланд Д. Мотивация человека. [Текст] СПб.: Питер, 2007. - 703 с.
26. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности [Текст]: Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. Учебное пособие. — М.: изд-во МГУ, 1988.
27. Немов Р. С. Общие основы психологии, 4-е изд. [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
28. Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности [Текст] // Психологический журнал. Том 26. №3.2005.-С. 25-37.
29. Низовских, Н. А. Человек как автор жизни: психосемантика жизненных ориентаций [Текст] / Н. А. Низовских. - Киров: Изд-во ВятГПУ, 2000. - 116 с.
30. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. №4. С. 69-75.
31. Серый А. В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст]: учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.-92 с.
32. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов [Текст]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 186 с.
33. Сунцова, Я. С. Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности (на материале исследования удмуртского этноса) [Текст]: дисс... канд. психол. наук: 19.00.01. / Сунцова Яна Сергеевна. - Ижевск, 2005. -182 с.
34. Толочек В. А Современная психология труда [Текст]: Учебное пособие. 2-е изд.-СПб., 2008. Шаталова Н. И. Управление персоналом на производстве / под ред. проф. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 381 с.
35. Хеккхаузен X. Мотивация и деятельность [Текст]. 2-е, перераб. изд. / под ред. Д. А. Леонтьева, Б. М. Величковского. СПб: Питер-пресс; М.: Смысл, 2003.
36. Хьелл Л. Теории личности. [Текст] 3-е изд. Хьелл., Зиглер Д. СПб.: Питер, 2003. - 678 с.
37. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М.: МПА, 1994. - 192 .
38. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию [Текст]
39. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. [Текст] -Кемерово, 2000.
40. Яницкий М. С. Смысложизненные аспекты процесса профессионального самоопределения студентов вуза [Текст] // Ползуновский вестник. № 3-4. -Кемерово, 2003. С. 80-85.
41. Emans, B.J.M. - Kersten, W.: Motivational Consequences of Procedural (In)justice Individual Ppay-for-perfomance Systems. [Текст] Praha. Tenth European Congress on Work and Organizational Psychology, 2001
42. Smith M. B. Social Psychology and Human Values. Chicago, 1969.
43. Helou S. How Culture and Motivatio Interacts? A cross-Cultural Study.
Helou S., Viitala T. [Электронный ресурс] http://www.diva-
portal.org/smash/get/diva2:140469/FULLTEXT01.pdfSupervisor
44. Kozinets A. Formation Motivation Mechanism of Labor Management
for Modern Enterprises [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/v/formation-motivational-mechanism-of-labor-management-for-the-modern-enterprises
45. Ulanov K. Digital Marketing [Текст]: Motivation of Personal, 2017