Введение
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Становление борьбы «Хуреш» как учебной дисциплины
1.2. Научно-педагогические предпосылки исследования
1.3. Из истории национальной борьбы «Хуреш»
1.4. Характеристика борьбы «Хуреш»
1.5. Анализ борьбы «Хуреш» как средства передачи традиционных
культурных ценностей тувинского народа
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОРЬБЫ «ХУРЕШ» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Методика реализации содержания учебной Программы
для 10-11-х классов в учебно-воспитательном процессе школы
3.2. Результаты педагогического эксперимента
3.3. Анализ качества образования по предметам физическая культура и общеобразовательным предметам у учащихся 10-11-х классов
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современное время возник необходимость использования и популяризации национальных видов спорта, народных подвижных игр и физических упражнений среди школьников, обусловлена не только запросами и правами личности детей, национальными, региональными и возрастными особенностями их развития, но и социальным положением на формирование здорового поколения России.
Ситуация,создавшаяся в системе физического воспитания подрастающего поколения в Республике Тыва, обусловлена гуманистической направленности обучения и воспитания, определяющая приоритет направлена на общечеловеческие ценности, создание условий для всестороннего развития личности школьника.
Основные задачи учителей физической культуры, тренеров- преподавателей и работников образования в области физической культуры и спорта состоят в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения. В этом контексте приоритетной должна стать роль тувинских национальных видов спорта, народных подвижных игр и физических упражнений, направленных на подготовку всесторонне развитых, духовно богатых и физически крепких школьников, также формирование у них активной мотивации о собственном здоровье и здоровье окружающих.
В настоящее время в России отмечается о необходимости широкого и эффективного использования народных средств, традиционной физической культуры народов России, воспитания подрастающего поколения в традициях своего народа.
Роль тувинских народных средств физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (школы, ДОУ, сузы и вузы) имеет большое воспитательное, образовательное и оздоровительное значение, поскольку способствует укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию, формированию навыков здорового стиля жизни, совершенствования культуры двигательной деятельности подрастающего поколения, обеспечению психофизическую подготовку к жизнедеятельности и защите Родины.
В данном случае, предмет «Физическая культура» способен обеспечить инновационные преобразования в использовании наиболее популярных и эффективных народных видов физических упражнений в физическом воспитании в общеобразовательной школе с учетом национальных и региональных, также современных требований к здоровью и физической подготовленности детей и подростков, к уровню их физической культуры.
Развитие инновационных процессов в Республике Тыва сдерживается из-за недостаточного программно-методического обеспечения эффективных средств и форм традиционного физического воспитания, так как существующие программы сориентированы только на раздел единоборства - борьбу «Хуреш» для 1-2 классов и не рассчитаны на массовое использование в общеобразовательной школе в условиях Республики Тыва.
Несмотря на достижения спортивной науки в школьной физической культуре, концептуальные подходы не нашли своевременного продолжения в современной теории и методике физического воспитания в Республике Тыва. Это обстоятельство обусловило насущную потребность использования борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания сельских общеобразовательных школ Республики Тыва.
Актуальность темы, исследования также определяется:
- реализацией государственных документов: Закона Об образовании в России; о физической культуре и спорту; о использовании национальных видах спорта; концепции развития традиционной физической культуры и национальных видов спорта;
не разработанностью проблемы с научно-педагогической точки зрения;
- высокой теоретической, методической и практической значимостью результатов исследования в современных условиях физического воспитания школьников;
- большой популярностью борьбы «Хуреш» среди школьников Тувы.
В специальной литературе вопросы об использовании национальной борьбы «Хуреш» в целях совершенствования систем физического воспитания в общеобразовательной школе представлены лишь в общепедагогическом аспекте. Только в двадцать первом веке тувинские ученые начали разработки по использованию элементов борьбы «Хуреш» для подготовки единоборцев - в 2007-2016 гг. Ооржак Х.Д-Н., Ондар О.Ч., а в физическом воспитании школьников 2010-2015гг. работы Ооржак Х.Д-Н., Ондар О.Ч., Ооржак С.Ы. частично решают организационные и научно-методические вопросы в использовании борьбы «Хуреш» в общеобразовательной школе по предмету «Физическая культура».
Поэтому, наиболее актуальным на наш взгляд является поиск возможностей повышения эффективности физической подготовленности школьников на основе использования национальной борьбы «Хуреш», это и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Несмотря на достижения спортивной науки в школьной физической культуре, концептуальные подходы не нашли своевременного продолжения в современной теории и методике физического воспитания в Туве. Это обстоятельство обусловило насущную потребность использования национальной борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания общеобразовательных школ Республики Тыва.
Цель и задачи учебной программы должны базироваться на требованиях содержания образования по физической культуре, точно и ясно отражать
главные направления учебно-воспитательного процесса по формированию физической культуры личности школьника, направлены на интеллектуальную, физическую, координационную, психическую и психологическую подготовку старшеклассников. Чтобы подобные усилия приводили к достаточно планомерным результатам и отличались компактностью, целесообразно составлять особые рабочие модели учебно¬воспитательного процесса для каждого отдельно взятого класса в старшей школе. Необходимо планировать прохождение учебного материала, соответствующего республиканскому компоненту, можно, в зависимости от национально-региональных особенностей физического упражнения, как в различных частях урока, так и по отдельному секционному занятию.
Актуальность темы, исследования также определяется большой популярностью национальной борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания подрастающего поколения Республики Тыва.
Гипотеза исследования. Если использовать технико-тактические действия и основные движения национальной борьбы «Хуреш» как средство улучшения физической подготовленности старших школьников, то это может существенно улучшить не только физическую подготовленность, но и физическое развитие. Также борьба «Хуреш», будет активизировать учащихся старших классов к систематическим занятиям физической культурой, снизит уровень заболеваемости и значительно повысит эффективность физического воспитания старшеклассников.
Объект исследования - процесс физического воспитания старшеклассников в общеобразовательных школах Республики Тыва.
Предмет исследования - содержание и организация физического воспитания старшеклассников на основе использования национальной борьбы «Хуреш».
Цель исследования - научно-методическое и экспериментальное обоснование содержания и организации физического воспитания старшеклассников на основе использования национальной борьбы «Хуреш».
Теоретическую основу исследования составили основополагающие педагогические положения и концепции: теоретические основы личностно-ориентированного физического воспитания; теория развития двигательных качеств (Ооржак Х.Д-Н., Ондар О.Ч., Ооржак С.Ы., Кара-Тоннуг В.М, Кыргыс Э.К., Аг-оол Е.М., Мендот Э.Э. и др.); современные концепции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ; концепция контроля эффективности педагогического процесса (Ооражк Х.Д-Н., Аг-оол Е.М.); - по общей теории борьбы: Алиханов И. И., Галковский Н. М., Катулин А. 3. Миндиашвили Д.Г, Завьялов А.И., Туманян Г. С, Мартиросов Э. Г. Чумаков Е. М. и др.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Разработать учебную программу физической культуры для учащихся 10-11 классов на основе использования национальной борьбы «Хуреш».
3. Экспериментально обосновать программу и методику организации физического воспитания старшеклассников на основе использования борьбы «Хуреш».
Теоретическая значимость исследования состоит в научно-методическом обосновании педагогических представлений о необходимости использования в учебном и научно-воспитательном процессе физического воспитания национальную борьбу «Хуреш» для повышения уровня физической подготовленности, улучшения здоровья и формирования потребности учащихся старших классов к систематическим занятиям физической культурой и навыков, а также привитие навыков здорового образа жизни.
А результаты проведенного исследования могут расширить теорию и методику физического воспитания знаниями, умениями и навыками о возможностях оптимизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Республики Тыва на основе использования национальной борьбы «Хуреш».
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация разработанной нами учебной программы по физической культуре для старшеклассников со спортивно ориентированным физическим воспитанием на национальную борьбу «Хуреш», позволяет существенно повысить эффективность физической подготовленности старшеклассников Республики Тыва; позволяет повысить уровень физического здоровья, формирование интереса к адаптивным занятиям физическими упражнениями. Результаты исследований могут быть использованы при подготовке учителей к урокам физической культуры и в курсах повышения квалификации учителей и специалистов в области физической культуры. Также, как помощь в написании реферативных, курсовых и дипломных работ для студентов специальности «Физическая культура и спорт» ТувГУ, Училища Олимпийского резерва, и как дополняющий материал по предметам: история и теория физической культуры.
Научная новизна исследования в том, что на основе работ ведущих специалистов Тувы - составлена экспериментальная программа для апробации:
- учебная программа для 10 - 11 классов со спортивно ориентированным физическим воспитанием на национальную борьбу «Хуреш», позволяющая существенно повысить не только объем двигательных действий, но и физическую подготовленность старшеклассников, что очень важно в формировании жизненно важных физических качеств, которые улучшают состояние здоровья, повышает интерес к предмету «физическая культура».
1. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев в начальной школе. - Кызыл, 2004. - 55с.
2. Аг-оол Е.М. Элементы тувинских национальных танцев на уроках физической культуры // Тез. науч. методич. конференции «100 -летию со дня рождения А.А.Пальмбаха». - Кызыл, 1998. - С.3-5.
3. Алиханов И. И. Методические рекомендации по дальнейшему совершенствованию тактического мастерства борцов вольного стиля. — М., 1982.
4. Алиханов И. И. Техника и тактика борьбы. — М., 1986.
5. Алиханов И.И. Техника вольной борьбы. М., «ФиС»., 1977. - С. 34-39.
6. Алиханов И.И. Техника вольной борьбы. М., «ФиС»., 1977. - С. 34-39.
7. Андреев В.М., Матвеева Э.А., Сытник В.И., Ратишвили Г.Г. /Определение интенсивности тренировочной нагрузки в борьбе дзюдо //Спортивная борьба: Ежегодник. - 1974. - С. 13-16.
8. Андреев В. М., Чумаков Е. М. Борьба самбо. М., «ФиС», 1967.
9. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем //Принципы системной организации функций. - М., 1973. - С. 5-61.
10. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для факультетов физвоспитания. - М: Просвещение, 1990.
1 1 .Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. — М., 1980.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М, 1988.с- 245с.
13. Вольная борьба. Программа для секций коллективов физкультуры. М., «Физкультура и спорт», 1961.
14. Вольная борьба. Программа для секций коллективов физкультуры. М., «Физкультура и спорт», 1961.
15. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.
16. Галковский Н. М., Катулин А. 3. (общая редакция). Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо). М., «Физкультура и спорт», 1968. - Выпуск 2.
17. Галковский Н.М. Определение и классификация видов борьбы // Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) /под ред. Н. М.Галковского, А.З. Катулина. — М., 1968.
18. Галковский Н.М., Катулин А.З., Спортивная борьба.- М.: Физкультура и спорт, 1967 - выпуск 1.
19. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.-202с.
20. Единая Всероссийская спортивная классификация по национальным видам спорта (поел, изд.)
21.Завьялов А.И. Энциклопедия вольной борьбы. -Красноярск: '"Русская энциклопедия", 1998.- 134с.
22. Карпинский А.А., Ялтырян А. В. Вольная борьба. М., «Физкультура и спорт», 1959.С.27-30.
23. Карпинский А.А., Ялтырян А. В. Вольная борьба. М., «Физкультура и спорт», 1959. - С.57-59.
24. Катулин А.З. Вольная борьба. М., «ФиС», 1970. С. 23-25.
25. Классическая и вольная борьба. Правила соревнований. М., «Физкультура и спорт», 1971.
26. Кривдик В. Эзир самы "Танец орла". -Кызыл, 1992.
27. Купцов А.П. М. Спортивная борьба. М. - «ФиС», 1978. - С.146-165.
28. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. — М., 1993. - 109с.
29. Ленц А. Н. (общая редакция). Спортивная борьба. М., «Физкультура и спорт», 1964.
30. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин- тов физ. культуры. — М., 2008. - 230с.
31. Матвеев Л.П. Общая характеристика закономерностей спортивной тренировки // Теория и методика физического воспитания. — М., 1976.
32. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. - Красноярск, 1995.
33 . Миндиашвили Д.Г., Завьялова А.И. Энциплопедия / Приемы борьбы. - Красноярск, 1998. 350 с.
34. Миндиашвили Д.Г., Завьялова А.И. Энциплопедия / Приемы борьбы. - Красноярск, 1998. - 350 с.
35. Мягченков Н.И. Судейство соревнований по борьбе. М., «Физкультура и спорт», 1963.- 124с.
36.Ондар О.Ч. 11рограмма по борьбе "Хуреш' для национальных школ Республики Тыва. -Кызыл. 1999.
37.Ондар О.Ч. Исследование интереса населения Тувы к национальным и международным видам борьбы. //Теория и практика физической культуры. - 1985.-№ 1.-С.33-55.
38.Ондар О.Ч. Программа по борьбе «Хуреш» для общеобразовательных школ Республики Тыва.-Кызыл;1982.- С.3-18.
39.Ондар О.Ч. Роль и значение ритуалов для борца в национальных видах борьбы: Тезисы. -Кызыл; 1989.-С.13.
40.Ондар О.Ч. Тувинско-русский, русско-тувинский словарь терминов по спортивной борьбе. -Кызыл, 1999.
41.Ондар О.Ч. Тыва национал хурештин дурумнери. - Кызыл;1991.-С.4-6.
42.Ооржак С.Ы, Шуглуп верен.-Кызыл, 1990.
43.Ооржак С.Ы. Хуреш. Программа для борцов - хурешистов. - Кызыл 2005. - С.12-17.
44.Ооржак С.Ы. «Тыва Хуреш». - Кызыл, 2005. - С.25-30.
45.Ооржак С.Ы. «Хуреш» Философия победы. - Кызыл, 2006. С5-7.
46.Ооржак Х.Д.-Н,, Ондар О.Ч. Программа для коллективов физической культуры и физкультурно-спортивных клубов по национальной борьбе "Хуреш".-Кызыл, 1985.
47.Ооржак Х.Д.-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 года- Кызыл, 1994.
48.Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири //Физкультурное образование Сибири.-1995.-№2.-С.58-59,62.
49.Ооржак Х.Д-Н. Тувинская национальная борьба «Хуреш» для общеобразо-вательных школ Республики Тыва - Кызыл, 2005. - 132с.
50.Ооржак Х.Д-Н. Тувинские народные подвижные игры. - Кызыл, 1995.- С.10-22.
51.Ооржак Х.Д.-Н, Ооражак С.Ы. Программа для хурешистов 1-3 годов обучения в группах начальной подготовки (НП) в общеобразовательных школах РТ. - Кызыл, 2005. - 51 с.
52. Преображенский С.А. Вольная борьба. М., ВИМО СССР.-1967, С.45-50.
53. Самбу И.У. Тувинские народные игры. (Историко-этнографический очерк). - Кызыл, 1978. С.137
54. Спортивная борьба. Иод общей редакцией Н.М. Галковского, А 3. Калинина. - М., "ФиС", 1968.
55. Спортивная борьба: Программа для слушателей факультета повышения квалификации и усовершенствования кадров ГЦОЛИФК / Г.С.Туманян, В. М. Игуменов, А.Ф. Каращук, Х.А.Тоноян. — М., 1991.
56. Туманян Г. С, Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. — М., 1976.
57. Туманян Г. С. Спортивная борьба : учеб, пособие. — М., 1985.
58. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация спортивной тренировки : учеб, пособие : в 4 кн. — М., 1997 — 2000.
59. Туманян Г. С., Гожин В. В. Библиотека единоборца: теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной де-ятельности : учеб пособие. С. 220-230.
60. Туманян Г. С., Коблев Я. К. Основы преподавания практического курса // Спортивная борьба : учеб, пособие. — М., 1985.
61. Харре Д. Учение о тренировке / Пер. с нем. — М., 1971. -160с.
62. Чумаков Е. М. Моделирование спортивной деятельности борца. — М., 1986.
63. Щулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки: учеб, пособие. — Краснодар, 1988.
64. Ярыгин И. С. Ты выходишь на ковер. Воспоминания борца вольного стиля. — М., 1989.