Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №167834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля у школьников в процессе их обучения математике 6
1.1. Самоконтроль как функция самоорганизации человека 6
1.2. Дидактические условия, способствующие формированию у
обучающихся навыков самоконтроля в процессе их обучения математике12 Глава 2. Методика формирования у обучающихся 5 класса навыков
самоконтроля в процессе их обучения математике 17
2.1. Конспекты уроков по математике для 5 класса 17
2.2. Педагогический эксперимент по формированию навыков самоконтроля у обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике: основные
этапы и результаты 45
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложение 57


В настоящее время перед школой стоит задача - воспитать и подготовить ответственных членов общества, способных не только осуществлять деятельность, но и контролировать её.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего полного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, среди которых владение навыками самоконтроля.
Самоконтроль является одной из основных функций самоорганизации. Рациональная самоорганизация есть умение без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции со стороны учителя, самостоятельно и рационально организовывать и проводить свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок, что представляется особенно важным в процессе обучения и итоговой государственной аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по математике.
Изучением феномена самоконтроля занимались: Б. Ананьев, В. Бехтерев, П. Гальперин, Л. Ительсон, А. Конопкин, А. Линда, Г. Никифоров, Б. Скиннер, В. Давыдов, Д. Эльконин, Н.Талызина и др.
Проблеме формирования навыков самоконтроля на уроках математики посвящены работы: П.Н. Эрдниева, С.М. Чуканцова, М.С. Манвелова и др.
Самоконтроль - это качество личности, связанное с ее активностью и самостоятельностью; структурный элемент процесса самовоспитания, функция которого заключается в управлении своей деятельностью и поведением. Выполняя контролирующую деятельность, человек осуществляет умственные и практические действия, направленные на самооценку, корректировку и совершенствование выполняемой работы, овладевает соответствующими знаниями и умениями [23].
По мнению специалистов в этой области, самоконтроль - один из важнейших факторов обеспечения самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предупреждении и выявлении уже допущенных ошибок. Формирование умений учебной деятельности целесообразнее начинать с формирования навыков самоконтроля.
Однако наблюдения за школьной практикой обучения математике показывают, что некоторые обучающиеся не обладают развитыми формами регулятивной деятельности и часто допускают ошибки при выполнении заданий вследствие отсутствия сформированных навыков самоконтроля.
Чтобы успешно осуществлять самоконтроль, нужны определённые умения, навыки и постоянная внимательность в работе. Сами по себе эти качества у обучающегося не рождаются, их надо воспитывать и формировать. Поиск результативных методик формирования навыков самоконтроля у обучающихся в процессе их обучения математике на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике постоянно и систематически использовать специальные упражнения и формы организации деятельности обучающихся, то это будет способствовать формированию у них навыков самоконтроля.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования навыков самоконтроля у обучающихся в процессе их обучения математике в 5 классе.
Цель исследования: методика обучения математике, способствующая формированию навыков самоконтроля у обучающихся 5 класса.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Охарактеризовать понятие «самоконтроль» и разработать содержательно-диагностическую карту для оценки и измерения уровня сформированности у обучающихся навыков самоконтроля.
3) Выделить и описать дидактические условия, способствующие формированию у обучающихся навыков самоконтроля в процессе их обучения математике.
4) Разработать специальную методику обучения математике обучающихся 5 класса, способствующую формированию у них навыков самоконтроля.
5) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Методы исследования: анализ литературных источников соответствующей тематики, классификация, эмпирические методы, обобщение, систематизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самоконтроль - одно из важных психологических свойств личности и неотъемлемый компонент любой сознательной деятельности, проявляется в ее способности самостоятельно следить за собственными действиями, поступками, соотносить их с требованиями определенных норм, правил.
Для успешного формирования навыков самоконтроля у обучающихся, в процессе их обучения математике, необходимо создавать специальные дидактические условия: обучение методам и приемам проведения самоконтроля, а также применение различных, специально подобранных задач. При этом работа над формированием навыков самоконтроля должна быть систематической, непрерывной, целенаправленной и специально организуемой.
На основании выделенных в работе дидактических условий, разработана и апробирована на практике специальная методика обучения математике, направленная на формирование у обучающихся 5 класса навыков самоконтроля.
Педагогический эксперимент проходил на базе Кодинской средней общеобразовательной школы № 4 в г. Кодинск.
С помощью диагностики Г.В. Репкина, Е.В. Заика «Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающихся» была доказана эффективность разработанной методики обучения математике в формировании навыков самоконтроля. Большинство обучающихся стали более активно и умело использовать навыки самоконтроля в учебном процессе.
Все основные задачи исследования выполнены и цель достигнута.



1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1981.-96 с.
2. Волявко Д.Н. Самоконтроль - важнейший компонент
продуктивной учебной деятельности, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL: http: //www. rusnauka. com/8_NND_2010/Pedagogica/60509. doc. htm
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности (Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) /Воронцов Алексей Борисович. - СПб. - 2001. - 236 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина. - В 6-ти томах. - М : Педагогика, 1983. - Т. 3 : Проблемы развития психики. - 367 с.
5. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства/ Т. В. Габай - М .: Издательство Московского университета. - 1988.-256 с.
6. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство Московского университета, 1974.-102 с.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических опытов/ В. В. Давыдов. - М .: Педагогика, 1986- 240 с.
8. Давыдов В.В., Маркова А.К, Ломпшер И. Формирование учебной деятельности школьников - М. : Педагогика, 1982. - 216 с.
9. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. Математика. 5 класс. 12-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 303 с.
10. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - Харьков: ВЦХНУ им. В.Н. Каразина, 2008. - 216 с.
11. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя/О.Б. Епишева. - М.: Просвещение, 2003.- С. 233
12. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2011. - С. 160
13. Касицина Н. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика/ Н. Касицина, С. Юсфин. - М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - С. 241
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии : учебнометодическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.
15. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков/ В. И. Кузнецов //Начальная школа №2, 1986.- №2. - С. 36-39
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ