ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПЕРИОД ЮНОСТИ ПРИ АКТИВНОМ ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Виртуальное пространство как новое пространство развития и
самоосуществления человека 18
1.2 Психологические особенности юношеского возраста в контексте
информатизации социальной сферы 30
1.3. Виртуальное общение как новый аспект общения в
юности 38
1.4. Одиночество как феномен современного информационного
общества 48
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 67
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПЕРИОД ЮНОСТИ ПРИ АКТИВНОМ ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования, выборка 69
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.2.1. Исследование представлений юношей и девушек о виртуальном
общении, виртуальном друге, одиночестве 74
2.2.2. Исследование субъективного отношения юношей и девушек к
виртуальному общению 80
2.2.3. Исследование видов одиночества, переживаемых юношами и
девушками при активном виртуальном общении и их связи с психологическими
характеристиками личности 88
2.2.4 Исследование взаимосвязи уровней вовлеченности молодых людей в виртуальное общение и переживаемых ими видов одиночества 123
2.2.5. Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для предупреждения одиночества обучающихся на этапе активного использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных
технологий 131
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
Актуальность исследования обусловлена интенсивным развитием информационных и сетевых технологий, проникновением их во все сферы жизни человека, активным использованием социальных сетей. Юношеский возраст период самоопределения, выстраивания жизненных планов, проявления интереса ко всему новому в т.ч. к информационно-коммуникационным технологиям. Включение в виртуальное общение происходит по разным причинам. Эти причины как субъективного характера, связанные с интересами, мотивами личностными характеристиками человека так и связанные с внешними условиями, требованиями социальной среды, в т.ч. требованиями, складывающимися в образовании. В юности наряду с формированием самоидентичности встает проблема возникающего чувства одиночества в условиях интенсивного виртуального общения.
Одиночество - это понятие, изучаемое различными науками: философией, социологией, психологией и другими.
Одиночество как одно из самых значимых переживаемых человеком состояний изучали представители различных научных школ и направлений (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни,Э. Пепло, А. Перлман). В научных исследованиях данного феномена описаны различные причины и особенности протекания одиночества.
В современных исследованиях (С.В.Куртиян, О.Б. Долгинова, С.Л. Вербицкая, Е.В. Неумоева, С.В. Бакалдин, Е.Е.Рогова, Е.В Филиндаш) одиночество рассматривается: как социальное явление, сущность которого состоит в неудовлетворенности человека социальными отношениями и коммуникациями (С.В. Куртиян); в подростковом и юношеском возрасте, когда переживание одиночества проявляется в наиболее заостренной форме, состояние одиночества рассматривается во взаимосвязи с отчужденностью. (О.Б.Долгинова); социальная ситуация развития каждого возрастного этапа определяет характер переживания одиночества, частота и острота переживания снижается в период позднего юношества (С.Л. Вербицкая). В исследовании Неумоевой Е.В. одиночество в юношеском возрасте рассматривается как психический феномен и ресурс развития личности. Предметом научного исследования Филиндаш Е.В является социально-психологическое одиночество студенческой молодежи. В исследовании Бакалдина С.В. обнаружена взаимосвязь между одиночеством и функциями «Я», агрессивностью, тревогой, нарциссизмом, сексуальностью и др.
Одиночество - это сложный противоречивый процесс взаимоотношений человека с окружающим миром. Современный мир изобилует техническими средствами, информационными технологиями, которые во многом помогают человеку, но и дают основания считать себя вытесненным, заменяемым, одиноким. «Одинокая толпа», которую описывал Д.Рисман, существовавшая все же в едином реальном пространстве, сегодня растворяется во всемирной паутине виртуального пространства.
Виртуальная реальность, ее влияние на личность, информационное общество и экзистенциальные риски информационной эпохи - то, что представляет интерес для современной науки. Реальность, опосредованная развитием компьютерных технологий, представляет собой альтернативу сложившегося, устойчивого социального мира. В этой новой реальности формируются свои особенности выстраивания идентичности человека при его взаимодействии с сетью Интернет (Е.П.Белинская, Л.В.Баева, Е.М. Куликов, О.В. Тихонов, А.Г.Черемисин).
«Интернет играет важную роль в жизни современной молодежи. Это подтверждается каждодневным посещением ими глобальной сети, пренебрежением личными делами в связи с пребыванием в Интернете» [88, С.12]. Рогова Е.Е. называет виртуальную коммуникацию псевдозаменителем реального общения...
Обобщенные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Юноши и девушки активно используют для общения социальные сети. На активность указывает количество времени, проводимое в сети. 84% респондентов в течении дня всегда on-line или проводят в социальных сетях более двух часов в день. 38,5% опрошенных имеет в сети от 100 до 300 виртуальных друзей.
2. Выбор молодыми людьми социальных сетей основным средством общения связан с поиском возможностей расширить круг общения для преодоления чувства одиночества, испытываемого в юности, неудовлетворенностью своим положением в среде сверстников и сверстников противоположного пола в том числе, неудовлетворенностью своей внешностью, желанием приблизить свое реальное «Я» к идеальному «Я».
3. Социальные сети, являясь неотъемлемой частью жизни современных молодых людей, открывают новые стороны и возможности общения. Виртуальный друг для них с одной стороны - это тот, с кем можно обсуждать интересные темы, просто пообщаться, если рядом никого нет, а с другой стороны - это «несуществующий друг», который ассоциируется с пустотой, роботом, обманом. Виртуальное общение может способствовать восстановлению потерянных дружеских связей, а может свести отношения к переписке и лайкам.
4. Если в реальной жизни нет друга или подруги, молодые люди стремятся к расширению круга общения в социальных сетях.
5. Юношам больше свойственно добавлять в друзья всех, кто их об этом просит, также именно юноши считают, что при виртуальном общении можно понять, что нравишься виртуальному другу противоположного пола Юноши считают, что виртуальное общение способствует развитию общительности и коммуникабельности, а вот девушки отмечают, что виртуальное общение никак не способствует развитию общительности, а , наоборот, человек может «уйти в себя» и перестать общаться в реальном мире. Юношам больше свойственно при виртуальном общении писать быстро, что пришло в голову, не задумываясь о стиле речи, девушки более тщательно подбирают слова, несколько раз меняют формулировки, стирают и пишут снова.
6. Респондентам, которые не удовлетворены своим положение среди сверстников противоположного пола проще высказать свое несогласие с человеком через социальную сеть, и знакомиться им проще также в сети. Но эти знакомства чаще не приводят к отношениям и на момент опроса респонденты не влюблены и нет человека, с которым бы хотелось развивать отношения. Эти юноши и девушки также считают, что виртуальное общение помогает и в жизни быть более активными, но при этом, все же, объясниться в своих чувствах человеку противоположного пола предпочтут через сеть. Из этого следует, что активности в жизни не добавляется. Тип отношений у этих респондентов - подчиняемый, такие люди скромные, робкие, застенчивые, склонны уступать всем и во всем (методика Т. Лири), обладают эмоциональной неустойчивостью, им присуще робость, осторожность, сдержанность и, в тоже время хитрость, расчетливость, проницательность (тест Кеттела). На момент опроса переживают чувство одиночества.
7. Неудовлетворенность положением среди сверстников противоположного пола является одной из причин, того, что на странице в социальной сети размещают не свое фото или созданный образ.
8. При активном виртуальном общении молодые люди переживают разные виды одиночества, в т.ч., позитивное одиночество. Между всем видами одиночества существует корреляционная связь...
1. Аверкиева, Т.А, Швецова, Е.В. Одиночество в подростковом возрасте. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №4. С.121 - 125.
2. Александрова, Л.Д. Культура виртуальной коммуникации:дис. ...
канд.филос.наук: 09.00.13 / Александрова Людмила Дмитриевна. -
Челябинск, - 2009. - 160 с.
3. Алексеенко, Л.Л. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве [Электронный ресурс] / Л.Л.Алексеенко // Журнал Практической психологии и психоанализа.- 2000. - №3. Режим доступа: http: //mexalib.com/view/57671
4. Антипов, А.Г, Краснова, И.В. Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов // Вестник томского государственного университета. 2012. № 357. С.7-10.
5. Артамонова, А.А. Переживание одиночества как фактор развития
личностного потенциала студентов-первокурсников. дис.
.. .канд.психол.наук: 19.00.01 / Артамонова Алла Анатолиевна. - Москва. 2008 г. 167 с.
6. Асмолов, А. Г., Асмолов Г. А.От Мы-медиа к Я-медиа: поиск себя в мире информации.Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: МГУ имени М. В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 86-104.
7. Бабаева, Ю. Д. Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации //Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №. 1. - С. 89-100.
8. Баева, Л. В. Экзистенциальные риски информационной эпохи //Информационное общество. - 2013. - №. 3. - С. 18-28.
9. Баранов, А.Е. Интернет-психология. Практическая психология - М.: РИОР. 2012. - 264 с.
10. Баранова, Ю. М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации / Ю.М.Баранова //Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - №. 4.C.105-110.
11. Барлас, Т.В.О «параллельных реальностях»: размышления психолога и
Интернет-пользователя [Электронный ресурс] / Т.В.Барлас// Журнал
Практической психологии и психоанализа.- 2008. - .№ 4. Режим доступа: http://mexalib.com/view/57690
12. Бердникова, Э.Н. Культурно-творческий потенциал виртуальных
коммуникаций автореф. дис. ...канд культурол.: 24.00.01 / Бердникова Элина Николаевна. - С-Петербург, 2009. 23 с.
13. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов. - Режим доступа: http://royallib.Com/read/berdyaev nikolay/ya i mir obektov.html#221141
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И.
Фельдштейна, 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. 352 с.
15. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с...160