Введение 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Теоретические основы вербальной креативности 6
1.2 Узуальное и окказиональное словообразование русского
языка 9
1.3 Графодеревация как один из продуктивных способов словообразования
современного русского языка 18
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ
КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1 Программа диагностики выявления уровня развития вербальной
креативности младших школьников 29
2.2 Анализ результатов выявления уровня развития вербальной креативности
младших школьников 32
2.3 Методические рекомендации для педагогов по повышению уровня
развития вербальной креативности младших школьников 37
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Перед современной школой в настоящее время стоит задача не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и развить мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности учащихся, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности [22]. Учащиеся должны овладеть русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности.
Освоение языковых средств и существующих в культуре форм речи предполагает проявление ребенком творчества, игры со звуками, рифмами, смыслами, речевого эксперимента и конструирования, создания своих оригинальных слов, словосочетаний, грамматических конструкций, текстов. В такой форме проявляется познание детьми языковых закономерностей и, как следствие, свободное владение языком, проявление языкового чутья через простое осознание языковой действительности.
Все больше привлекает внимание ученых проблема развития речевого творчества младших школьников. Изучением этого вопроса занимались такие ученые, как Т. В. Галкина, А. Н. Воронин, И. В. Граборская, М. Р. Львова и др.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию креативности...
Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса (в 6—7 лет запас слов ребенка от 3 до 7 тысяч), совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка [23]. Перед учителем стоит важная задача - помогать ребенку в его словесном творчестве.
Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
Особое место в словоообразовании занимает окказиональный способ словообразования.
Создание графодериватов в целом отражает тенденцию современного словотворчества к размыванию четких границ морфемы в структуре слова
Характерной чертой данного способа словообразования (как и других окказиональных словообразовательных способов) является обязательная экспрессивность.
В настоящее время выделено множество разновидностей этого способа словообразования. Например, дефиксация (по-кон- чить с собой), апостро- физация («О’светитель»), экскламация («Во!да!») и др.
Мы заметили, что они встречаются не только в специальных рекламных текстах и языке электронных ресурсов, но и литературе, предназначенной для младших школьников.
Таким образом, графодеривация является продуктивным способом образования новых слов русского языка, обладающих значительным текстопорождающим потенциалом.
Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития вербальной креативности детей.
Мы провели две методики, предложенные Т.А. Гридиной: «Что означает это слово?» и «Придумай слово». Которые оценивали, опираясь на критерии, выделенные Э.Торренсом (оригинальность, соответствие, приемлемость и результативность)
Результаты данного этапа показали, что большинство детей обладают средним уровнем вербальной креативности. А именно: детям либо с трудом удается достичь высокого показателя оригинальности, но при этом показывают высокий уровень соответствия, либо оформляют высказывание довольно оригинально, но при этом возникают трудности с соотнесением значения, заложенным в предложенный окказионализм...
1. Аксенова,О.А. Теоретические вопросы окказионального
словообразования [Электронный ресурс] / О.А. Аксенова. - Режим доступа: http://www.levin.rinet.ru, свободный. - Загл. c экрана.
2. Акулинушкина, Т.И. .Деятельностный подход, как условие развития орфографической зоркости при работе со словарными словами [Электронный ресурс] / Т.И. Акулинушкина. - Режим доступа: http://region56.ucoz.ru, свободный . - Загл. с экрана.
3. Анисимова, Е.А. Морфемика. Словообразование : учеб. пособие для студентов / Е.А. Анисимова, И.Н. Кавинкина, Е.П. Пустошило. - Гродно :ГрГУ, 2012. - 47 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] / О.С. Ахманова. - М.: Советская Энциклопедия, 1969. - С.284.
5. Виноградова, Т.И. Гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scirep.ru/jsrp/JSRP_4_2014.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
6. Викисловарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/дух, свободный. - Загл. с экрана.
7. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива : коллективная монография / отв. ред. Т. А. Гридина. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. - С. 5-59
8. Изотов, В.П. Параметры описания системы способов русского словообразования: монография / В.П. Изотов. - Орёл: Орловский гос. ун-т, 1998. - 149 с.
9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности,
одаренности./Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 390 с.
10. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. - М. : Флинта, 2009. - 296 с.
11. Информация о журнале «Смешарики» [Электорнный ресурс]. - Режим доступа: http://www.egmont.ru, свободный. - Загл. с экрана.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия / Ю.Н. Караулов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1997. - 721 с.
13. Ковынева, И.А. Голофразис как способ словообразования в русском
языке: автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.02.01 / И.А. Ковынева ;
Орловский гос. ун-т. - Орел, 2007. - 169 с.
14. Лачимова, Л.Я. Современный русский язык. Практическое пособие / Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева [и др.]. - М. : Экзамен, 2005.
15. Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В. Н. Ярцева.
— М.: Сов. энциклопедия, 1990.- 685 c...32