Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы.
1.1. Сущность понятий «готовность» и «социальная готовность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2.Особенности социальной готовности детей в возрасте 6-7 лет 12
1.3 Приемы, методы, способствующие формированию социальной готовности у первоклассника 21
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Экспериментальная работа по формированию социальной готовности первоклассников.
2.1. Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их
обсуждение 33
2.2.Организация и проведение формирующего эксперимента
.••••••••••• .••••••••... .••••••••••• .••••••••... .••••••••••• .••••••••... .••••••••••• .••••••••....
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 49
Выводы по Главе II 59
Заключение 61
Список используемых источников 63
Приложение 68
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Насколько успешным будет начало обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и благополучие в его школьной и взрослой жизни. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Далеко не все занятия с ребенком предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств. Уровень развития учебно¬важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения, именно эти качества ребенка следует иметь в виду при формировании и диагностике готовности к школе. Иногда родители действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребенка.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно-трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...
Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы социально неготовыми. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду социальную готовность, включающая в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «социальная готовность», особенности «социальной готовности». Так же были рассмотрены приемы, методы, способствующие готовности ребенка к школе.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены критерии социальной готовности: умение строить взаимоотношения в коллективе сверстников, умение строить взаимоотношения с взрослыми, отношение ребенка к себе (самооценка).
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления уровня сформированности социальной готовности у детей 6-7 лет.
В ходе исследования среди младших школьников было выявлено 37% социально неготовых к обучению детей. Было установлено, что социально неготовым детям свойственно полное отсутствие сотрудничества. Они не способны к диалогу, не умеют слушать и договариваться. Все это может привести к трудностям и проблемам в адаптации к школе.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на повышения уровня социальной готовности у первоклассника.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в направлении повышения уровня социальной готовности у детей 6-7 лет.
Таким образом, мы экспериментально подтвердили, что проведение занятий на основе работы со сказами является эффективным средством повышения социальной готовности у первоклассников.
Материалы исследования могут быть использованы студентами, учителями и психологами, работающими по данной проблеме.
1. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. 34-е издание, стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1998 240 с.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула: Арктоус, - 1997. 100 с.: ил. (Библиотека поможем детям учиться).
4. Божович Л.И. Личность и ее воспитание в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.
5. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995
6. Венгер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1992.
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с.
8. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 1008 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М., 1996
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 1984. - 432 с.
11. Гордиенко Е.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П. Астафьева, 2003. - 240 с.
12. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной М.: Наука, 1995 119 с.
13. Гуманитарный портал [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psyera.ru/2359/problema-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996. -160с.
15. Диагностика готовности ребенка к школе./ Под ред. Т.А. Павлова, М., 2007, с.12...55