Введение 2
1 глава. Содержание урока по религии древних греков в структуре
ФГОС 11
1.1. Анализ программы основного общего образования по истории и анализ
требований ФГОС к уроку по истории 11
1.2. Задачи, результаты урока , анализ учебных материалов, используемых
на уроке, смежные дисциплины 18
2 глава. Анализ древнегреческих мифов с исторической и педагогической
точки зрения 24
2.1. Анализ мифов о сотворении мира, титанах и олимпийских богах 26
2.2. Анализ мифов о героях 34
3 глава. Практическая: задания, уроки и внеклассные мероприятия 43
Заключение 57
Источники и литература 62
Приложение 1
Приложения 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Мифология Древней Греции в школьной программе изучается в рамках урока 5 класса «Религия древних греков» (по учебнику А.А. Вигасина), а также входит в итоговую проверку знаний учащихся на ОГЭ и ЕГЭ по истории.
И первое, что нам необходимо сделать, это ответить на вопрос: «Так какое же влияние может оказать античная мифология на развитие школьника?» Детям свойственно фантазировать, а фантазия - это и есть один из основных способов познания мира и контакта с ним. Игра воображения помогает ребёнку войти в мир социума, понять свою роль в обществе. Мифология на доступном ребенку языке и уровне дает ему систему мировосприятия и миропонимания.
Мифологическая сказочная картина мира дает ощущение гармонии и порядка, побуждает вселенское сознание, воспитывает сакральное отношение к жизни. Ведь еще с давних времён мифы являются примером и нравственным уроком для людей.
Учителю важно правильно и доступно донести древнегреческую мифологию до учеников, ведь мифы при их рациональной подаче обладают как воспитательным, так и образовательным потенциалом.
Что же мы подразумеваем под этими терминами? Образовательный потенциал в контексте нашей работы это совокупность знаний, умений, навыков, возможностей, предоставляемых образованием в рамках определённой предметной специализации.
С точки зрения И.В. Герлах, воспитательный потенциал - это способность к творчеству, обеспечивающая развитие личности в зависимости от ее возможностей и творческих способностей, а средства социально-культурной деятельности рассматриваются как инструменты достижения поставленных целей.
Исходя из вышеперечисленных терминов, стоит сделать вывод, что изучение мифов сможет приучить детей к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, сформировать их нравственную позицию, что и будет отвечать воспитательным задачам основного и среднего общего школьного образования; также поспособствует получению и усвоению знаний, умений, навыков по истории Древней Греции, что будет соответствовать образовательным задачам.
К актуальности исследования можно добавить, тот факт, что в современном мире утратилось уважение к мифу как к основе нравственности, каковым он был всегда. В дореволюционной России знание древнегреческой и древнеримской мифологии, древних языков и литературы были обязательным компонентом классического образования. В советское время этому тоже уделялось внимание, но усвоение древней истории, мифологии, античной культуры не являлось основополагающим, базовым, обязательным. Сейчас мифология постепенно возвращается в школу. В круг чтения учащихся входят древние сказания, мифы и легенды. Они помогают ребенку осмыслить законы жизни на Земле, понять особенности истории, познакомиться с системой взглядов разных народов на жизнь, и таким образом оказывают влияние на духовное развитие ребенка.
Для того, что бы понять как мифы влияют на школьника нам необходимо для начала разобраться в терминологии и выяснить, что значит "миф", а что значит "мифология", для этого стоит посмотреть научную литературу, в которой по разному преподносится понимание мифологии.
Как наука о мифах, мифология имеет богатую и продолжительную историю, еще в античности предпринимались попытки переосмысления мифологического материала. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Фрейзер, Леви-Строс, Малиновский, Леви- Брюль, Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе. Безусловно, в трудах исследователей существуют и точки соприкосновения. Отталкиваясь именно от этих точек, нам представляется возможным выделить основные свойства и признаки мифа.
Представители различных научных школ акцентируют внимание на разных сторонах мифа. Так Кассирер ( представитель символической теории) говорит о символичности мифов, Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Лосев (теория мифопоэтизма) - на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, Барт - коммуникативной системой. Существующие теории кратко изложены в книге Мелетинского «Поэтика мифа».
Что касается изучения и анализа мифов, в контексте духовной и культурной жизни Древней Греции, то тут можно привести широкую литературную базу. Например книги Н.А.Дмитриева «Античное искусство» и Г.В.Щеглова «Мифологический словарь», в которых раскрывается древнегреческая мифология и ее значение для культуры. Книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Античности» относится к отечественной классике. Выразительность и ясность изложения, блестящее знание духовного наследия Древней Греции - вот основные черты книги Н.А. Куна. Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Эта книга оказала огромную помощь в рассматриваемой нами теме.
В словаре Агбунова М. «Античные мифы и легенды» были собраны сведения о множестве героев греческой и римской мифологии, а также о разных мифических вещах, народах и местах.
Также стоит отметить следующие труды по изучению мифов: Н. А. Кун "Мифы Древней Греции"; Матвеев П. Е. "Методическое пособие по хронологии истории стран и их религий. Часть 1", Мельникова Ю. В. "История и миф в творческом наследии А. Ф. Лосева"; Зелинский Ф. Ф. "Религия эллинизма"; Зелинский Ф. Ф. "Древнегреческая религия"; Грейвз Р. "Мифы Древней Греции"
Если же говорить о степени изученности не просто мифов, а мифов в школьной программе, то литературы здесь не так много. Основная литература по теме исследования это методические пособия, учебники, статьи педагогов.
Можно отметить статью О. Р. Избродиной "Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе по изучению мифов Древней Греции". Автор этой работы рассматривает мифы как вспомогательный и дополнительный материал на внеурочной деятельности по литературному чтению в 4 классе. В статье ставится следующая цель данной внеурочной деятельности: "Познакомить учеников с мифами Древней Греции, развить познавательный интерес и творческие способности младших школьников".
Полезным для нашего исследования будет являться учебно-методическое пособие Н.И.Вайсман, О.Б.Пылаевой "Мифология. Постижение в учебном процессе". Пособие, отвечающее требованиям школьных программ, рассчитано на студентов историко-филологического факультета и учителей литературы и истории. Освещает все разделы мифологии, изучаемые в основной общеобразовательной школе (5-6 кл.). Методический раздел пособия посвящен разработке уроков в 6-9 классах.
Новизна данной работы будет заключаться в том, что мы подберем и проанализируем более подходящие, интересные и полезные для учеников и школьной программы мифы, и если их адаптированная версия подходит для учебников по истории, то эти мифы, можно будет включить в разработки собственных уроков. Уже адаптированные и упрощенные версии мифов есть в работах того же Н. А. Куна или Грейвза. Соответственно, если мы берем миф конкретно из источника, то сами его переделываем под стандарты школьной программы или же находим отрывки напрямую из источника, которые будут нести наибольший образовательный и воспитательный потенциал, а также будут подходить для восприятия той или иной возрастной группы.
Исходя из всего вышеперечисленного, цель данного исследования такова: выявить воспитательный и образовательный потенциал древнегреческой мифологии в школьном курсе. А так как мифы Древней Греции в большей степени изучаются на уроках истории (в 5 классе), то и рассматривать мы их будем в контексте урока "Религия древних греков", внеклассных мероприятий для этой же возрастной группы.
Для достижения поставленной цели, необходимо будет выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи, место и роль урока по религии Древней Греции в структуре ФГОС и методических пособиях, проанализировать рабочую программу по истории для 5 класса;
2. Сформулировать понятие «мифы Древней Греции», дать общую характеристику древнегреческое мифологии
3. Проанализировать и сравнить мифы Древней Греции по 2 аспектам: образовательному и воспитательному, составить схему разбора мифов;
4. Разработать собственные уроки, внеклассные мероприятия и отдельные задания с использованием древнегреческой мифологии в соответствии с ФГОС;
5. Оценить возможности греческих мифов в образовательном и воспитательном процессе.
6. Выделить наиболее удобные и результативные способы и формы работы с мифами на уроке.
Предмет: Воспитательный и образовательный потенциал древнегреческой мифологии.
Объект исследования: Греческая мифология в школьном курсе.
В работе будут использоваться различные методы исследования: частные - историко-сравнительный, историко-типологический метод. Для нас историко-сравнительный метод является основным, так как обладает обширными познавательными возможностями. Во-первых, он позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов; выявляет общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное - с другой. Тем самым заполняются пробелы, и исследование доводится до завершенного вида. Во -вторых, историко-сравнительный метод даёт возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим параллелям. В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических методов и менее описателен, чем историко-генетический метод.
Из универсальных методов исследования стоит отметить: сравнение, индукцию, классификацию. Не обойтись и без теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
Хронологические рамки исторического исследования мифов будут затрагивать несколько периодов древнегреческой истории.
Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.
Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.
В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.
Таким образом, можно выделить следующие периоды развития древнегреческой мифологии:
I - Древнейший (доолимпийский, связанный с эпохой матриархата, 3-е тыс до н.э.). К этому периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон - земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром - царством мертвых. Почему именно "доолимпийский"? Такое название этот период получил, так как его мифология предшествует заселению богами Олимпа. Доолимпийский период имеет также и другое название - матриархат, потому что во главе той эпохи стояла женщина - Гея. Сами же боги изображаются в виде животных и птиц. В это время возникают космогонические мифы - мифы о происхождении мира и богов.
II - Олимпийский (связанный теперь с патриархатом (во главе стоит Зевс - мужчина) и примитивными формами раннего рабства, переходом художественному героизму (появляются мифы про героев - полубогов). Для этого времени характерен окончательный упадок первобытнообщинных формаций, упадок ранних форм рабовладения в формах критомикенской культуры. Из мифологии вырастают утонченные формы героизма ( например, в поэмах Гомера "Одиссея" и "Иллиада"). В мифологии этого периода боги представлены не как животные, а в образе человека и поэтому другое название периода - антропомортный.
III. Поздний героизм или период самоотрицания (мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходима. Классовое рабовладельческое общество в Греции активно использует мифологию в своих целях, политических и художественных. Широко используется мифология в греческой трагедии. Афина Паллада оказалась у Эсхила богиней восходящих демократических Афин. Прометей полон современных Эсхилу передовых и даже революционных идей и нововведений. Аякс у Софокла защищает свою личную героическую честь, а Антигона борется с тираническими и несправедливыми законами государства. Мифологические герои становятся у Еврипида обыкновенными людьми, порой слабыми, неуверенными, полными противоречий и внутренних метаний. Сам же период так называется, потому что боги совершают поступки, противоречащие их сущности. Создаются мифы о гибели лучших родов Эллады, мифы о войнах (Троянской и Фиванской), мифы о катастрофах. В итоге возникают боги, противоречащие богам же.
Что касается источников, необходимых для исследования, то их следует разделить на исторические и методические. Из числа первых это: Гомер "Иллиада" и "Одиссея", Гесиод "Теогония", Овидий "Метаморфозы", Нонн "Деяния Диониса", Гигин "Мифы", Псевдо-Аполлодор "Библиотека". "Теогония" это сочинение Гесиода VIII — VII века до н. э, одно из первых ставших известным в европейской литературе. В переносном значении "теогония" - это совокупность верований и представлений о происхождении и родословной богов. Гесиод начинает своё произведение с обращения к музам, затем рассказывает о происхождении мира, титанах, богах-олимпийцах и о героях. "Илиада" Гомера будет нам полезна для анализа мифов о героях, так как описывает события Троянской войны и в её основу легли фольклорные сказания о подвигах древних героев. "Одиссея" - вторая после "Илиады" поэма, приписываемая Гомеру, была написана около VIII веке до н. э., возможно позже. В ней автор пишет о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину после Троянской войны. Мифы у Гомера представлены в виде объективного явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Другое отношение к мифологии у Гесиода, он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов.
Поэма Овидия "Метаморфозы" состоит из 15 томов, в которой говорится о различных изменениях, произошедших со времени сотворения мира, согласно греческой и римской мифологии. Данное произведение является сборником античных мифов. "Библиотека" Псевдо-Апполодора - это произведение в трёх томах, которое представляет из себя собрание греческой мифологии и легенд. Сохранилась только часть данного произведения, но не в оригинале, а переписанная в 15 веке. Эпическая поэма "Деяния Диониса" поэта Нонна содержит огромное количество мифов связанных с восхвалением бога Диониса, была написана, вероятно, между 450 и 470 годом.
В качестве источников для методической и педагогической части, будут использоваться: ФГОС; различные методические пособия; рабочая программа по истории, 5 класс; уже готовые разработки уроков по религии древних греков.
Подведём итоги нашей работы по методической части. Для того что бы понять на что нам опираться в ходе дальнейшего исследования, мы проанализировали сначала ФГОС по истории, затем опираясь на его требования, составили требования к уроку конкретной темы "Религия Древних Греков", так как именно в этом уроке можно в полной мере проследить образовательный и воспитательный потенциал древнегреческой мифологии.
Составить конспект урока с различными вариациями заданий и план внеклассного мероприятия было недостаточно для того что бы выявить необходимый нам образовательный и воспитательный аспект мифологии, поэтому необходима была практическая часть.
В результате воплощения урока на практике мы получили следующие результаты: дети успешно прошли контрольное тестирование по данной теме, получив таким образом соответствующие компетентности. Ученики сформировали образное представление о божественном пантеоне Древней Греции, познакомились с основными героями, поняли в чём их отличия от олимпийских богов, проследили взаимосвязь сил природы и деятельности древних греков с античными богами. Благодаря мифам ученик смог сформировать понятийный аппарат, связанный с верованиями древних людей, научился работать с источниками (анализировать их, выделять основное, пересказывать), давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Из воспитательного потенциала следует отметить, что мифы сформировали у учеников интерес к античной культуре, познакомили их с понятие "гражданского долга". Благодаря древнегреческим мифам дети смогут развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, сформируют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Содержание изучаемого материала различается в зависимости от программы и количества часов, которые предоставлены на изучение. Из основной информации по мифам Древней Греции, которая есть в школьной программе, можно отметить следующее - детям даётся понятие "миф", его общее отличие от сказок, классификация мифов, рассматриваются всего три, четыре мифа (половина из которых про подвиги Геракла), знакомятся с основными понятиями мифологи: "миф", "героический эпос", "пантеон богов", "титаны".
Внеклассное мероприятие было направлено больше на воспитательный потенциал мифов. После его проведения дети познакомились с такими понятиями как "нравственность", "личностный выбор", "мораль", "гражданский долг", "личная ответственность", "семейные ценности", "личностные качества", "характер". Ученики также научились работать с источниками, смогли высказать своё отношения к событиям и героям истории, оценив их поступки и внутренние качества.
Получается, что изучение мифов может приучить детей к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, сформировать их нравственную позицию (ведь именно в 5 классе происходит активное формирование духовных ценностей ребёнка), что и будет отвечать воспитательным задачам основного и среднего общего школьного образования; также поспособствует получению и усвоению знаний, умений, навыков по истории Древней Греции, что будет соответствовать образовательным задачам.
Что касается более удобной формы работы с мифами на уроке, то это конечно групповая работа. Во-первых, происходит непосредственное взаимодействие между учениками, работа учителя здесь составляет 30% от урока. Во-вторых, дети учатся сами видеть проблемы и находить варианты их решения. Также такая форма работы возможна для применения к ученикам различных уровней развития, так как задание для каждой группы можно дифференцировать по сложности, разделив учеников по уровню успеваемости, их образовательным возможностям; слабые ребята также получают больше возможностей, чем при индивидуальной, фронтальной форме работы.
Особенно, если предоставлять ученикам работать с мифами напрямую из источника, то проще детям проанализировать и понять содержание материала будет в группе, так как объём информации может быть достаточно большим, если один ученик будет работать со всеми мифами сразу. Подойдёт еще и парная форма работы, игровое обучение, так как игровая деятельность обладает наибольшей мотивированностью на образовательный процесс, позволяет быстро увлечь ребёнка, сформировать интерес на изучение нового материала, развивает внимание, память, мышление. К тому же сами мифы имеют красочный, сказочный, яркий сюжет, располагающий на игровую форму учебного процесса.
Мифы о героях соответствую больше воспитательным задачам, так как способствуют формированию духовных ценностей, положительных личностных качеств на примере подвигов, мотивов и черт характера главных героев. Из образовательного потенциала здесь можно найти описание жизни и быта обычных людей, характеристику государственного строя, стратификации общества, культурных памятников (в основном из произведений "Илиады" и "Одиссеи"). А также можно проследить за обрядами и религиозными традициями населения Древней Греции, взаимоотношениями богов и героев ( миф про Тантала)
Божественная же мифология подойдёт для раскрытия образовательных аспектов, так как там можно найти информацию про зарождение вселенной (мифологическая теория происхождения мира), структуру пантеона олимпийских богов, их связь с силами природы и деятельностью обычных людей. То есть благодаря мифам о богах у школьников формируется полноценная картина религиозных верований и воззрений античного человека.
Что касается выводов по исторической части, то мы рассмотрели в общих чертах мифы, обращаясь конкретно к источникам, а не только научной литературе. Проанализировали главные события и некоторые центральные образы древнегреческой мифологии. Иногда мы употребляли термин "античная мифология" вместо "древнегреческая", имея ввиду, что "античная мифология" - термин более широкий, так как включает в себя образы римской мифологии (заимствование римлянами греческих богов).
Не стоит недооценивать потенциал древнегреческой мифологии, ведь миф это не сказка, а способ объяснения мира. Именно из мифов появляется научное знание, религия, искусство и вся культура в целом. Кстати и вся европейская культура выросла на античной мифологии. Нельзя переоценить и их эстетическое назначение, практически нет ни одного вида искусств, где бы не затрагивались сюжеты основанные на древнегреческой мифологии (поэзия, скульптура, проза, живопись, театр, кинематограф и т.д.).
Последнее, что хочется сказать, мы много говорили о греческих героях и их подвигах, а ведь они вдохновляли многих героев более поздних времён, и таких параллелей в жизни общества множество, что доказывает тот факт, что античная мифология подарила миру не просто образы, а целый культурный пласт во всех его проявлениях (правила поведения, нормы морали и т.д.).
Можно сделать вывод, что мифы это сложная и тонкая структура, куда невозможно проникнуть с лёгкостью, как в другие культурные наследия, но если это проникновение будет осуществлено, оно обещает поразительные результаты.
Материалы и итоги данного исследования могут использоваться в профессиональной деятельности педагога истории в 5, 6 классах.
1. Гесиод Работы и дни. Теогония. Щит Геракла / Гесиод. - М.: Ленанд, 2015. - 284 с.
2. Овидий. Метаморфозы / Овидий. - М.: ГИХЛ, 1995. - 220 с.
3. Овидий Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Овидий. - Москва: СИНТЕГ, 1983. - 512 с.
4. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Аполлодор. - М.: Ладомир, Наука, 1993. - 216 с.
5. Гомер Илиада. Одиссея / Гомер. - М.: Эксмо, 2008. - 896 с.
Нонн, Панополитански Деяния Диониса / Панополитански Нонн. - М.: Алетейя, 2017. - 165 с.
Источники: нормативно - правовые
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС Консультант - Плюс.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) //https://fgos.ru.
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории //http://imk.shpl.rU/moodle/file.php/2/2015 vsemir ist/conceptvsemithist2.pdf
Учебники:
4. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 303 с.
5. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В. О. Никишин, А. В. Стрелков, О. В. Томашевич, Ф. А. Михайловский. - «Русское слово» Москва, 2017. - 300 с.
6. Герлах И.В. Воспитательный потенциал молодёжных ощественных организаций: сущность, средства и условия развития в контексте ролевого движения молодёжи. - М.: МАНПО, 2008. - 16 с.
7. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Уколова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
Научная литература:
1. Антонов А.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе: типовые задачи // Открытый урок // https://open- lesson.net/3343/.
2. Байбородова Л.В. Повышение воспитательных возможностей уроков истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010.- № 1.
3. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. -М.: Просвещение,1984. - 342 с.
4. Вайсман Н.И. Мифология. Постижение в учебном процессе: Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета педагогического университета и учителей литературы и истории / Н.И. Вайсман, О.Б. Пылаева. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 1999. - 32 с.
5. Вяземский Е.Е., Синельников И.Ю. Воспитательный потенциал школьного исторического образования: основные подходы к пониманию и реализации // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. № 9 - 10.
6. Горшенина Н.М. Нравственное воспитание школьников на уроках истории / Н.М. Горшенина // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 133 - 134.
7. Грошек, И. Занимательная мифология. Древняя Греция / И. Грошек. - М.: Амрита-Русь, 2011. - 544 с.
8. Гусманов, И. Г. Греческая мифология. Боги. Учебное пособие / И.Г. Гусманов. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 328 с.
9. Зевако Ю. Воспитательный потенциал школьных курсов истории и обществознания // https://ru.calameo.com/books/004946058bd4affa3bcbf.
10. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады / Ф.Ф. Зелинский.
- М.: Моск. рабочий, 1992 г. - 456с.
11. Зыков М.А. Воспитательный потенциал истории как учебной дисциплины // Студенческая наука XXI века. - 2017. №1. - С. 90 - 91.
12. Избродина О. Р. Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе по изучению мифов Древней Греции // Социосфера. - 2016. - № 2. - С. 63 - 66.
13. Интеграция учебной и внеучебной деятельности. Воспитательные задачи на уроках истории. Методическое пособие / Е.В. Астраханцева, П.П. Родионова, Е.А. Харламова и др. - Томск: Томский государственный университет, 2005.
14. Ключникова Н.В. Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО / Н.В.Ключникова, И.И.Казимирова // Человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 16. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. педагогического ун-та (ВГПУ), 2017. - С. 23 - 27.
15. Колпинский, Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. - М.: Искусство, 2018. - 446 с.
16. Крутова И.В., Разбегаев Л.П. Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания // Преподавание истории в школе. - 2016. - №6. - С. 10 - 16.
17. Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко¬культурного стандарта // Современная наука. - 2016. - №1. - С. 84 - 87.
18. Крючкова Е. Работа с письменными историческими источниками в курсе истории Древнего мира в 5 классе / Е.А.Крючкова // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 10. - С. 46-51.
19. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. - М.: АСТ, Олимп, 2003. - 544 с.
20. Лисовый, И.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции / И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. - М.: Мн: Беларусь, 1996. - 253 с.
21. Лосев, А. Ф. Боги и герои Древней Греции / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - М.: СЛОВО, 2002. - 280 с.
22. Мирошенкова, В.И. Античная литература. Греция. Антология / ред. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Высшая школа, 1989. - 870 с.
23. Набиев В.Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. - 2015. - №5-2. - С. 3 - 17.
24. Надь, Грегори. Греческая мифология и поэтика / Грегори Надь. - М.: Прогресс-традиция, 2002. - 432 с.
25. Новиков, С. В. Древняя Греция / С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. - 576 с.
26. Петискус, А.-Г. Боги и легенды Олимпа / А.-Г. Петискус. - М.: Современник, 2000. - 304 с.
27. Путилин С.В. Историко - антропологический подход к преподаванию истории в контексте реализации историко - культурного стандарта // Историко - культурный стандарт в системе ФГОС: системный подход к преподаванию истории в школе и ВУЗе (сборник материалов всероссийского семинара). - 2016. - С. 31 - 35.
28. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / авт. -сост. Ф.А. Михайловский. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 56 с.
29. Скрябина Т.О. Новые подходы в методике обучения истории // BLACK SEA SCIENTIFIC JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH. - 2015. - №8. - С. 9-10.
30. Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. - М.: Искусство, 1989. - 304 с.
31. Уколова И.Е. Всеобщая история. Древний мир. Поурочные методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 344 с.
32. Францев Ю. П. Мистерии Древнего Востока // Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия.М.:АНСССР,1959.С.35-88.
33. Христу, Панагиотис Греческая мифология. Божества и герои античной Греции. Троянская война. Одиссея. Энеида / Панагиотис Христу , Катарини Папастаматис. - М.: Bonechi, 2015. - 144 c.