Введение 8
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования универсальных учебных действий при помощи учебника биологии
1.1. Универсальные учебные действия как компонент содержания
школьного образования 12
1.2. История развития школьного учебника по биологии 16
1.3. Структура современного школьного учебника биологии и
методические приемы работы с ним 24
Глава 2. Методические условия формирования универсальных учебных действий при помощи учебника биологии.
2.1. Анализ практики работы учителей биологии по формированию
универсальных учебных действий при помощи учебника биологии 37
2.2. Экспериментальное обучение обучающихся 5-х классов универсальным учебным действиям при помощи учебника биологии.. ..44
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения по формированию универсальных учебных действий при помощи учебника..58
Заключение 63
Список используемой литературы 64
Приложения 66
Приоритетная цель современного российского образования заключается в формировании и развитии способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Одной из функций нового федерального государственного образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала общего образования.
Сегодня важно не столько дать ребенку больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Умение учиться - значимый фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [5]
Основным источником предметного материала является школьный учебник. Поэтому при формировании, как предметных знаний, так и метапредметных результатов ему отводится значительное место. В настоящий момент идет активное обновление школьных учебников и методических рекомендаций, соответствующих требованиям ФГОС общего образования.
Для формирования предметных знаний и метапредметных результатов используется внетекстовые компоненты, которые призваны по своей доминирующей функции обслуживать текст, способствуя более полному усвоению научных знаний и способов деятельности, заложенных в содержании учебника, побуждать школьников к учению, помогают выработать умения и навыки самостоятельного поиска знаний и практического их применения. Методический аппарат учебника должен быть таким, чтобы он давал возможность учителю на уроке организовать разнообразные виды деятельности. Чем больше видов деятельности на уроке, тем продуктивнее урок, тем больше отдача. Ученик может просто пересказывать прочитанный материал, а может быть активным участником в ролевой игре, в диспуте. Смена видов деятельности - чтение текста, работа с документом, работа с иллюстрацией, работа в парах, группах - все это способно удерживать высокую активность детей на уроке. В учебнике приведено множество вопросов и заданий для актуализации знаний обучающихся, но в настоящее время проблема заключается в отсутствие методических рекомендаций по выполнению заданий, в связи с этим, возникает необходимость дополнения школьного учебника инструкциями, дидактическими карточками.
Все выше сказанное определило выбор темы исследования: «Формирование универсальных учебных действий с помощью учебника биологии (5 класс)».
Цель исследования: выявить методические условия формирования универсальных учебных действий с помощью учебника биологии.
Объект исследования: образовательный процесс по биологии, включающий работу над формированием универсальных учебных действий.
Предмет исследования: методические условия использования учебника биологии при формировании универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: учебник по биологии будет являться эффективным средством формирования универсальных учебных действий если:
- тип предметного содержания сочетается с универсальными учебными действиями по способу выполнения и характеру познавательной деятельности обучающихся;
- аппарат организации и усвоения знаний учебника содержит алгоритмы выполнения универсальных учебных действий.
Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические и методические основы
формирования универсальных учебных действий.
2. Изучить историю развития структуры современного школьного учебника биологии.
3. Проанализировать практику работы учителей биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий.
4. Экспериментально выявить эффективность методических условий, необходимых для формирования универсальных учебных действий при помощи аппарата организации и усвоения знаний в учебнике биологии.
Методы исследования.
В выпускной квалификационной работе использовались различные методы исследования: наблюдение (посещение уроков других учителей), анкетирование учителей, изучалась школьная документация: ФГОС ОО, нормативные документы и санитарно-гигиенические нормы. Был поставлен педагогический эксперимент, который сопровождался тестированием учащихся, проводились контрольные работы, измерялись показатели результатов при помощи математических и статистических методов обработки и представления экспериментальных данных.
Этапы исследования:
1 этап. Изучение литературы и опыта других учителей, изучение нормативно-правовой документации по теме исследования.
2 этап. Постановка педагогического эксперимента, включающая, констатирующий эксперимент и обучающий эксперимент в «Гимназии №8» города Красноярска и Покатеевская СОШ.
3 этап. Обработка данных, анализ и обобщение полученных результатов исследования. Оформление выпускной квалификационной работы и составление методических рекомендаций по использованию аппарата организации усвоения знаний на уроках биологии.
Достоверность результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала, апробацией результатов исследований в практике, публикацией статей:
- Морозова О.В. Формирование универсальных учебных действий при помощи учебников биологии // « Молодежь и наука XXI века», XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых, Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы»
- Морозова О.В. Использование различных видов заданий с учебником при обучении биологии // « Молодежь и наука XXI века», XVIII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых, Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы»
Участие в научно-практических и методических конференциях:
- IV Международного научно-образовательного форума КГПУ им. В.П. Астафьева «Человек, семья и общество: история и перспективы развития»
- XVIII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых, «Молодежь и наука XXI века», посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы»
Педагогический эксперимент осуществляется на базе двух школ МБОУ «Гимназия №8» города Красноярска и МКОУ Покатеевская СОШ. Количество учителей, участвующих в эксперименте - 13, количество учащихся - 20.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В работе представлено 6 рисунков, 10 таблицы, 5 приложений. Список литературы включает в себя 35 источников.
1. В современной психолого-педагогической и методической литературе представлены различные теоретические, методические и практические исследования в области формирования универсальных учебных действий, в том числе при помощи учебника и рабочей тетради. Однако вопрос формирования предметных знаний и метапредметных результатов как целостной системы содержания образования рассмотрен недостаточно.
2. Современная структура учебника биологии за последние десять лет претерпела значительные изменения: аппарат организации и усвоения знаний ориентирован на различные дидактические задачи, а также на выполнение предметных и метапредметных действий обучающимися; иллюстративный материал в большей степени представлен фотографиями, а также стали появляться задания на мыслительную работу с ними.
3. Анализ практики работы учителей биологии по формированию универсальных учебных действий при помощи учебника показал, что педагоги используют достаточно разнообразные задания для достижения результатов. Однако не прослеживается системность и целостность при формировании УУД средствами школьного учебника.
4. Аппарат организации и усвоения знаний, ориентированный на формирование УУД, должен соответствовать типу учебного содержания и согласовываться с этапом урока и приемом работы с ним. Задания особого характера или повышенного уровня сложности должны содержать алгоритм выполнения.
1. Андреева Н.Д. «Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии». Журнал «Биология в школе», №4, 2014
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др. - М., 2011.
3. Баранова В. А. История преподавания биологии в русской
школе: прошлое, настоящее и будущее». URL:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/07/30/statya-istoriya- prepodavaniya-biologii-v-russkoy-shkole-proshloe[электронный ресурс] дата обращения 02.02.2016
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 292 с.
5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
6. Горленко Н.М., Голикова Т.В., Зорков И.А., Ушева Т.Ф. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении биологии. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. 214 с.
7. Горленко Н.М. Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии. Волгоград: Учитель, 2013. 76 с.
8. Горленко Н.М. Формирование коммуникативных умений при обучении биологии: методическое пособие для учителя биологии. - Красноярск, 2011. - 104 с.
9. Горленко Н.М., Голикова Т.В., Зорков И.А., Ушева Т.Ф. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении биологии. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. 214 с.
10. Демьянков Е.Н. «Учебные познавательные задачи». Журнал «Биология в школе», №6,2013
11. Журавлева О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания. - СПбАППО, 2009. - 173с.
12. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся [Текст]: методическое пособие / О.В. Запятая. - Крас ноярск, 2007. - 136 с.
13. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 240 с.
14. Издательство Бином. Лаборатория знаний. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/biology/1/pz7kl.php[электронный ресурс] дата обращения 04.02.2016
15. Калинова ГС. «Федеральный государственный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии». Журнал «Биология в школе», №5, 2012
16. Кыверялгин А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч.1. Таллин.: Валгус, 1971. 134 с.
17. Лернер Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
18. Линия УМК И. Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая)
(5-9). URL: https://drofa-ventana.ru/kompleks/umk-liniya-umk-i-n-
ponomarevoy-biologiya-kontsentricheskaya-5-9/ [электронный ресурс] дата обращения 10.03.2017
19. Макова З. Ф. Методическая разработка "Различные приемы ра боты с учебником по биологии"иКБ: http://www.openclass.ru/node/415361[электронный ресурс] дата обращения 05.02.201
20. Мишакова В.Н. «Организация работы с текстом на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС». Журнал «биология в школе», №1, 2015
21. Мишакова В.Н. «Система оценивания достижений планируемых результатов по биологии при реализации ФГОС. Журнал «Биология в школе», №6,2013
22. Морозова О.В. Формирование универсальных учебных действий с помощью учебно-методических комплектов. Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.М. Горленко; ред. кол. - Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
23. ГА.Павлова «Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации». Журнал «Биология в школе», №4, 2013
24. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
25. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012 - 128.: ил.
26. Проблемы школьного учебника биологии в средней школе (сборник статей). Под редакцией статей профессора Д.И. Трайтака. М.: Просвещение, 1975. - 143с.
27. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования. URL:https://docviewer.yandex.ru/? url=http%3A%2F%2Fmoysosh3.ucoz.ru%2FFGOS%2Fprogramma %2Fprogramma_uud_gotovo .pdf&name=programma_uud_gotovo .pdf&lang=ru &c=581daa4d4619[электронный ресурс] дата обращения 05.02.2016 дата обращения 05.11.2016
28. Прохорчук Е. Н. Школьный учебник по биологии. Приемы работы с ним: учебное пособие / Е. Н. Прохорчук; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2007. - 188 с.
29. Райков, Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения/ Б.Е. Райков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 488с.
30. Скрипунова Е.А. «Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии». URL: https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah- biologii-1105205.html
31. Смирнова Н.З. Инновации естественно-научного образования: монография/ Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина, Т.В. Голикова, Н.М. Горленко, Н.Б. Чмиль. Красноярск. 2014 - 356 с.
32. Студопедия Ваша школопедия. Структура школьного учебника.
URL: http:// studopedia.ru/3_72359_struktura-shkolnogo-uchebnika.html
[электронный ресурс] дата обращения 02.02.2016
33. Суматохин С.В. «Требования ФГОС к учебно - исследовательской проектной деятельности». Журнал «Биология в школе», №5, 2013
34. Устюгова А. И. Организация работы с учебником как способ формирования информационных умений учащихся на уроках биологии URL: http://metodisty.ru/modules/boonex/files/data/files/48422.pdf
35. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Основного Общего Образования:
http://moysosh3.ucoz.ru/FGOS/programma/programma_uud_gotovo.pdf[элек тронный ресурс] дата обращения 23.04.2015