Введение 4
Глава 1. Характеристика современных УМК по истории Российской
Федерации и Республики Беларусь 8
1.1 Основные УМК по истории ХХ века в Российской
Федерации 8
1.2 УМК по истории ХХ века в Республике Беларусь 11
Глава 2. Международные отношения межвоенного периода 17
2.1. Формирование версальско-вашингтонской системы 17
2.2. Лига Наций 21
2.3. Становление доктрины и политики "умиротворения" Германии 23
2.4. Попытки создания систем коллективной безопасности в 1930-е
годы 25
2.5. Причины неустойчивости Версальского порядка 27
2.6. Формирование блока агрессивных держав и гражданская война в Испании 29
Глава 3. Интерпретация международных 1930-ых годов отношений в российских и белорусских учебниках истории 32
3.1. Предметные компетенции по ФГОС 33
3.2. Анализ интерпретации международных отношений в российских
учебниках по всеобщей истории 31
3.3. Анализ интерпретации международных отношений в белорусских учебниках по всеобщей истории 35
Заключение 37
Список литературы и источников 39
Приложения 34
Актуальность. Оценка международных отношений накануне Второй мировой войны является одним из проблемных вопросов мировой истории. С приходом к власти Адольфа Гитлера в Германии международная обстановка стала стремительно меняться. Гитлеровская Германия отказалась от выполнения положений Версальского договора, выражала свою ненависть, открыто готовилась к военным конфликтам. Что в конечном итоге привело к самой страшной войне в истории человечества.
История международных отношений в Европе в межвоенный период, несмотря на увеличивающийся хронологический разрыв с современностью, продолжает привлекать значительное внимание исследователей, а также вызывать общественно-политические дискуссии в социуме. Те или иные высказывания политиков и дипломатов по вопросам причин Второй мировой войны продолжают вызывать бурную общественную дискуссию, а иногда и реакцию на официальном уровне. Государственные и политические деятели различных стран нередко упоминают отдельные события и договоры межвоенного периода, давая им свои оценки, которые могут как совпадать, так и расходиться с интерпретацией профессиональных историков.
Отношение к проблемным вопросам истории, к которым относятся и международные отношения второй половины 1930-х гг, формируется, прежде всего, на уроках истории. Современный учебник является тем навигатором, который позволяет ученику получить базовые знания и возможность их расширения.
Мы решили анализировать российские и белорусские учебники истории, в которых есть раздел по международным отношениям накануне Второй мировой войны. Как он преподносится? Какие действия описываются со стороны держав? Какие компетенции они развивают?
Степень изученности данной темы. Говоря о проработанности проблемы оценок Версальско-Вашингтонской системы, как одной из структурных причин Второй мировой войны, можно, в целом, сказать о достаточно хорошо проделанной работе отечественных историков на протяжении с 1948 года по наши дни. Как советские, так и современные историки четко выделяют все ключевые особенности и противоречия системы, отмечают этапы ее эволюции, выделяя проблемы и дискутируя по ним. Традиционалистское направление в историографии в первую очередь обращает внимание на те противоречия, которые создала новая система, а так же на факт принадлежности этой системы к капиталистическому укладу государства. А.С. Орлов развивает тезис о противодействии системы и большевизма, заявляя о стремлении всей системы противостоять большевизму, в том числе и в ущерб себе (политика «умиротворения»). Большинство традиционалистских историков сходятся во мнении, что именно опасение относительно экспансии большевизма обусловило политику «умиротворения». Критическое направление историографии представлено большим количеством позиций. Историки имеют несколько подходов к рассмотрению Версальско- Вашингтонской системы. М.И. Мельтюхов исходит из представления системы, как баланса влияния разных стран, поэтому изучает именно изменения этого баланса и попытки его восстановления. Л.А. Безыменский, напротив, концентрирует внимание на взаимоотношениях конкретных держав, разбирая систему лишь в канве этого взаимоотношения . При исследовании трудов была замечена тенденция, что основная масса историков фокусирует внимание на событиях кризисных лет (1936-1939 годы), давая лишь краткую оценку, либо вообще игнорируя, структурные причины конфликтов, которые относятся к 1919-1925 годам. Последним 3 годам перед войной (1937, 1938, 1939 годы) посвящено огромное количество монографий, напрямую связывающих кризисы, которые происходили в это время, с войной. Однако, крайне мало работ рассматривает в канве причин Второй мировой войны именно структуру послевоенного мироустройства. Говоря о степени изученности темы сравнения белорусских и российских учебников истории, можно сказать, что она слаба изучена. Историки крайне редко занимаются сравнением российских и белорусских учебников по всемирной истории. Некоторых историков интересует путь исторической науки, который выбрала Республика Беларусь после распада СССР. Например, Гронский А. Д. в своей работе «Методы национализации белорусской истории» касается курса всемирной истории в Республике Беларусь.
Цель нашей работы заключается в выявлении общего и особенного в представлении международных отношений 1930-ых годов в учебниках истории РФ и РБ.
Задачи работы: 1) Охарактеризовать современные УМК по истории ХХ века в РФ и РБ. 2) Определить основные подходы к формированию УМК по истории РФ и РБ. 3) Выявить основные темы в представлении международных отношений второй половины ХХ в учебниках двух стран.
4) Рассмотреть причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы.
Объектом исследования являются международные отношения второй половины 1930-х гг и современные УМК по истории ХХ века в Российской федерации и Республике Беларусь
Предметом нашего исследования является интерпретация международных отношений в российских и белорусских учебниках истории.
Источники, используемые в работе, можно определить в несколько групп. Первую группу составляют опубликованные документы и материалы по истории международных отношений для краткой характеристики международной ситуации в межвоенный период.
Вторую группу источников составляют нормативные акты, определяющие преподавание истории в школе. Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Третью группу источников составляют учебно-методические материалы, в первую очередь учебники, которые рекомендованы современными стандартами образования. Также используются рабочие программы по всеобщей истории.
Изучение истории в школе должно иметь большую практико-ориентированную и прикладную направленность как способ реализации компетентностного подхода, принцип связи обучения с жизнью. Решение этого вопроса возможно на основе привлечения жизненного, социального опыта учащихся и включения в процесс обучения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в действительности.
Прикладная направленность обучения истории может быть реализована через связь истории с современностью, оперирование историческими знаниями в реальных жизненных ситуациях, анализ конкретных ситуаций, проектный метод. Поэтому очень важно объяснять и показывать учащимся, для чего необходимо изучение каждой исторической темы, где могут быть использованы полученные знания.
Современные учебники по всеобщей истории подготовлены в соответствии с историко-культурным стандартом. Содержание таких учебников направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебников - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности.
Российские и белорусские учебники истории формируют умение определять причины и выявлять следствия основных событий в международных отношениях тридцатых годов. В параграфах на тему международных отношений накануне второй мировой войны даётся объективная международная обстановка в середине тридцатых годов, анализ политики умиротворения, причины краха версальско- вашингтонской системы безопасности. Прослеживается анализ политики ведущих держав в связи с изменениями на международной арене, о новых внешнеполитических задачах. Есть и неудобные вопросы, например, говорится не только о заключения договора о ненападении СССР и Германии, но и о секретном протоколе о разделе сфер влияния в Европе. Но также даются чёткие обоснования для советско-германского сближения. Хотя прямые, резкие оценки и выводы всё же избегаются. Прослеживается стремление к объективности.
Сегодня актуальность данной темы, как никогда, возросла. На Россию возложена миссия, как на страну - победителя фашизма, отстаивания исторической правды, а также использования всех методов и средств для недопущения возрождения фашизма, как бы он ни маскировался и не назывался. Союзниками России в этом трудном предназначении должны выступить наши братские государства, бывшие республики Советского Союза, с которыми мы вместе победили грозного врага в Великой Отечественной войне. Я считаю, что и российские и белорусские школьники должны получать знания о Второй мировой и Великой Отечественной войне по учебникам, которые дают одинаковую и исторически-объективную точку зрения о международных отношениях в период 30-х годов 20 века.
1. Версальский мирный договор / полный перевод с французского
подлинника под ред. Ю. В. Ключникова и Андрея Сабанина ; со вступительной статьей Ю. В. Ключникова и предметным указателем. — Москва : Изд. Литиздата НКИД, 1925. — XXXI, 198 с. — (Итоги Империалистической войны : серия мирных договоров; I). — 3000 экз.
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной
истории [Электронный ресурс]- URL:http://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf(Дата обращения: 17.06. 2021)
3. Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы. V¬XI классы / Всемирная история (История Беларуси). [Электронный ресурс]- URL: http://adu.by/(Дата обращения: 18.06. 2021)
4. Устав Лиги Наций. [Электронный ресурс]- URL:
https://diletant.media/articles/44984539/(Дата обращения: 18.06. 2021)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/(дата обращения 17.06.2021)
Учебно-методический комплекс
3. Всемирная история Новейшего времени : 1918—1945 гг. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Г. А. Космач, В. С. Кошелев, М. А. Краснова; под ред. Г. А. Космача. — Минск : Нар. асвета, 2012. — 214 с. : ил.
4. Всемирная история Новейшего времени, 1918 — начало XXI в. : учеб. Пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. С. Кошелев, М. А. Краснова, Н. В. Кошелева ; под ред. В. С. Кошелева. — Минск : Изд. Центр БГУ, 2019. — 255 с.: ил.
5. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Сороко-Цюпа, A. О. Сороко-Цюпа ; под ред. A. А. Искендерова. 304 с., 7-е изд. , доп. М. : Просвещение, 2018.
6. История. Всеобщая история. 11 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровни/ О.В. Волобуев, В.А. Рогожкин, М.В. Пономарев. 220 с., 7-е изд. , стер, М.: Дрофа, 2020
Литература
7. Безыменский Л.А. Гитлер и Сталин перед схваткой. — М.: Вече, 2000. — 512 с.
8. Галкин А. А. Германский фашизм. Изд. 2-е, доп. — М.: Наука, 1989. — 352 с., ил
9. История международных отношений и внешней политики России (1648— 2017): Учебник для студентов вузов / Под ред. А. С. Протопопова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 448 с.
10. Кризис и война: Междунар. отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах / А.Д. Богатуров, Е.Г. Капустян, В.Г. Коргун и др.; Отв. ред. А.Д. Богатуров; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 1998
11. Нольте Э. Фашизм в его эпохе: Пер. с нем. / Предисловие Л. Гинцберга. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001, 568 с.
12. Орлов А.С. Сталин: в преддверии войны. — М.: Эксмо, 2003. — 416 с.
13. Системная история международных отношений, 1918-2000 : В 4 т. / Науч.- образоват. форум по междунар. отношениям [и др.]; Под ред. А.Д. Богатурова. - М. : Моск. рабочий, 2000
14. Адольф Гитлер : Легенда, миф, реальность / Вернер Мазер; Пер. с нем. Л. И. Ясинской, Г. С. Завгородней. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 603, [1] с
15. Шубин А.В. Мир на пути к войне. СССР и мировой кризис 1933- 1940 гг. /— М.:Алгоритм, 2016. — 496 с.
16. Уткин А.И. Россия над бездной (1918 г.-декабрь 1941 г.). - Смоленск: Русич, 2000. - 480 с. - (Мир в войнах).