Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Работа №167792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Профессиональный стресс в рамках пенитенциарной системы. ... 7
1.1 Стресс как социальная проблема в психологии 7
1.2 Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы 18
1.3 Особенности формирования стресса в профессиональной
деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Организация экспериментальной работы по выявлению особенностей профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы 31
2.1 Этапы, методы работы, описание методик 31
2.2 Анализ полученных данных 33
2.3 Рекомендации по снижению уровня стресса 47
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А (Обязательное) 56
Приложение Б (Справочное) Методика «Прогноз» 70
Приложение В (Справочное) Шкала профессионального стресса Д.
Фонтана 73
Приложение Г (Справочное) Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин)

время проблематика психологической устойчивости к стрессу остается одной из активно изучаемых, что безусловно вызвано усложнением условий существования человека в 21 веке.
Человек в современном мире, подвержен стрессу намного больше, чем пятьдесят и даже десять лет назад. Стремительность темпа жизни, эмоциональные и информационные перегрузки в сочетании с кризисными явлениями в обществе накладывают отпечаток на общее состояние каждого отдельного человека, не зависимо от рода деятельности и стиля жизни.
Говоря о стрессе, мы придерживаемся мнения английского психолога И. Духмена, который понимал стресс как совокупность поведенческих, эмоциональных, умственных и физических реакций вызванных превосходящим, адаптационные ресурсы человека, давлением. Специфическим компонентом в нашей работе выступает и тот факт, что мы изучаем особенности профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы, деятельность которых напрямую связана с опасностью для жизни, нередко с участием в напряженных, конфликтных ситуациях, по разного рода причинам. В связи с чем неизбежно формируется как профессиональная, так и нравственная деформация. Профессия сотрудников уголовно-исполнительной системы является не просто коммуникативной, а экстремально-коммуникативной, по причине столкновения, в ходе выполнения своих служебных обязанностей с конфликтами, переживаниями и негативными чувствами, которые приводят к серьезным нарушениям психосоматического здоровья человека. [32, с. 65]
Сложность и многообразие оперативно-служебных задач, которые решаются по средствам пенитенциарной системы, в условиях социально-политической и криминогенной обстановки в стране, требуют от каждого сотрудника высокого уровня культуры, профессионального мастерства, хорошей физической и психологической подготовки, развитых морально - нравственных качеств.
Наиболее важное значение в эффективном функционировании системы «субъект-субъект», к которой относятся сотрудники уголовно-исполнительной системы, является специфический социальный, культурный, социально-психологический, эмоциональный фон, который и определяет профессиональную деятельность. В своей сфере, сотрудники неизбежно испытывают разного рода перегрузки. Таким образом, психическая напряженность, в сочетании с необходимостью постоянной оперативной реактивности предъявляют особые, жесткие требования к нейрофизиологической организации работников и качествам их психики. Стрессы во время прохождения службы, имеющие неизбежные последствия для других областей жизни, способствуют накоплению у сотрудников нерешенных проблем, что неизбежно приводит к выгоранию, профессиональным деформациям, дезадаптации, формированию специфических профессиональных и семейных отношений, особых жизненных сценариев. Подверженность такого рода перегрузкам оказывает влияние на психическое здоровье, профессиональную эффективность работников пенитенциарной системы и обусловливает необходимость дальнейшего изучения проблемы их психологической устойчивости к стресс-факторам в профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучение профессионального стресса у сотрудников уголовно исполнительной системы, сравнение уровней стресса у сотрудников вступающих в непосредственный контакт с осужденными и сотрудников работающих с документацией и делопроизводством.
Объект исследования: профессиональный стресс сотрудников уголовно-исполнительной системы
Предмет исследования: особенности профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы имеющих разные временные рамки взаимодействия с осужденными.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме профессионального стресса у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Изучение особенностей стресса у сотрудников уголовно¬
исполнительной системы по разным функциональным особенностям.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ результатов эмпирического исследования.
5. Разработка рекомендаций по снижению уровня стресса у сотрудников пенитенциарной системы.
Гипотеза: мы предполагаем, что сотрудники ежедневно вступающие в непосредственный контакт с осужденными менее подвержены стрессу и нервно-психическому напряжению, в связи с чем будут иметь более низкие показатели по выделенным параметрам: отдельные предболезненные признаки личностных нарушений и вероятность их развития в проявлении и поведении, и высокий уровень нервно-психической устойчивости, чем сотрудники в обязанности которых входит обработка документации и делопроизводство.
Теоретическая значимость: мы проанализировали, обобщили и систематизировали материал полученный нами в ходе изучения научной литературы по теме психологического стресса. Мы рассмотрели стресс, как одну из характеристик сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Практическая значимость: полученный нами опыт и практические знания по проблематике профессионального стресса среди сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяют своевременно оказывать психологическую помощь, психологическую и эмоциональную разгрузку сотрудников, снизить уровень стресса и повысить стрессоустойчивость сотрудников.
Методики:
1. Методика «Прогноз»
2. Методика «Шкала профессионального стресса» (Д. Фонтан)
3. Методика «Оценка нервно-психического напряжения»
(Немчин Т.А.)
Методы исследования: тестирование, наблюдение, беседа
Структура работы: обусловливается целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка используемой литературы.
База исследования: экспериментальная работа была проведена в федеральном казённом учреждении исправительной колонии, в городе Красноярск. В исследование принимали 30 испытуемых: 15 сотрудников, осуществляющих профессиональную деятельность на территории режимного объекта, 15 сотрудников осуществляющих профессиональную деятельность при работе с документацией.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, проведенной нами работы, мы обратимся к определению стресса, Ганса Селье, который рассматривал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, то есть реакция на сильное чувство или ощущения.
Стресс состоит из целого ряда физиологических сдвигов в организме человека, способствующих повышению энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий, именно поэтому стресс является механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в разнообразных сложных условиях.
Стресс в профессиональной деятельности не ограничивается событиями и условиями, происходящими непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы, то есть работников - естественно воздействуют внешние факторы, к которым относятся как изменения в в обществе, так и иные внешние условия.
В ходе проведенного нами исследования, мы изучили научную литературу по теме стресса и мы достигли поставленной цели - изучить профессиональный стресс у сотрудников уголовно исполнительной системы, сравнить уровни стресса у сотрудников вступающих в непосредственный контакт с осужденными и сотрудников работающих с документацией и делопроизводством.
Так же нами были изучены теоретические и экспериментальные работы по проблеме профессионального стресса у сотрудников федеральной службы исполнения наказаний и проведено эмпирическое исследование. Нами был проведен качественный анализ результатов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования.
В ходе исследования, мы провели рядом психологических методик, которые позволили нам выявить уровень профессионального стресса у сотрудников пенитенциарной системы. В нашем исследовании приняли участие 30 сотрудников, 11 сотрудников женского пола и 19 сотрудников мужского пола в возрасте от 26 до 45 лет. Мы провели анализ проделанной нами работы, представили данные в виде таблиц и графиков, в которых наглядно показали различия между выборками. Сравнение данных представленных в таблицах предоставлено в контрасте, а именно наименьшие результаты испытуемых первой выборки сравниваются с наименьшими результатами испытуемых второй выборки и далее по возрастающей. Так же мы подвели итоги по проделанной нами работе, описав полученные нами данные и сделав вывод по результатам исследования.
Проведенное нами исследование имеет высокий уровень значимости для психологов, осуществляющих свою деятельность в учреждения закрытого типа, в разработке рекомендаций для работников пенитенциарных учреждений, которые помогают сменить стиль взаимодействия с коллегами по работе и другими людьми во избежание негативных последствий, и снижении уровня стресса, а также предотвращения развития профессиональной деформации, профессионального выгорания на ранних сроках службы в пенитенциарных учреждениях.
Мы разработали рекомендации для повышения стрессоустойчивости сотрудников и понижения уровня стресса.
Гипотеза нашей дипломной работы, о том что сотрудники ежедневно вступающие в непосредственный контакт с осужденными менее подвержены стрессу и нервно-психическому напряжению, в связи с чем будут иметь более низкие показатели по выделенным параметрам: отдельные предболезненные признаки личностных нарушений и вероятность их развития в проявлении и поведении, и высокий уровень нервно-психической устойчивости, чем сотрудники в обязанности которых входит обработка документации и делопроизводство, подтвердилась что доказывает проведенная нами экспериментальная часть дипломной работы, в которой использовались методики на выявление особенностей стресса.
Таким образом поставленные нами цели дипломного исследования достигнуты, проведено эмпирическое исследование, анализ и интерпретация полученных результатов, выдвинутая нами гипотеза доказана на основании опробации методик и анализе полученных в ходе проведения исследования данных.



1. Апчел, В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] /
B. Я. Апчел, В. Н. Цыган - СПб.: Питер, 1999. - 86 с.
2. Батурин, Н. А. Оценочная функция психики [Текст] / Н. А. Батурин
- СПб.: «Академия», 1998. - 361 с.
3. Бодров, В. А. Информационный стресс [Текст] / В. А. Бодров - М.: «ПЕР-СЭ», 2000. - 352 с.
4. Бутов, Ю. В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: Оценка и прогноз. [Текст] / Ю. В. Бутов - Томск: Изд-во Томского университета, 1992. - 177 с.
5. Горбунов, С. А. Совершенствование умственной готовности
курсантов военных вузов к профессиональной деятельности средствами физической подготовки: Автореф. дис. канн. пед. наук. : 10.02.2002/
C. А., Горбунов, 2002. - 23 с.
6. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг, - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
7. Данилова, Н. Н.Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. - 399 с.
8. Заболотский, И. Б. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека [Текст] / И. Б. Заболотский, В. А. Илюхина, - Краснодар: «Кубанская медицинская академия», 1995. - 100 с.
9. Ильин, Е. П. Психология: Учебник для средних учебных заведений [Текст] / Е. П. Ильин - СПб.: 2004. - 560 с.
10. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей[Текст] /Д. Н. Исаев, - СПб.: «Речь», 2005. - 400 с.
11. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык
- М.: «Наука», 1983 - 341 с.
12. Копонев, С. Влияние стресса на здоровье [Текст] / С. Копонев// Московский психологический журнал - 2004. - №2. - с. 54- 67
13. Корепанова, Ю. Н. Психологические особенности
профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД. Законодательство России: проблемы теории и практики применения: сб. науч. ст.[Текст] /
Ю.Н. Корепанова Саратов: Саратовский юридический институт МВД России,
2006. Вып. 3. - с. 89 - 101.
14. Кузнецова, А. С. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния [Текст] /
А. С. Кузнецова, Т. А. Злоказова, №1 - 2008 - с. 130
15. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст] / Л.В. Куликов, - СПб.: «Питер», 2004. - 464 с.
16. Лебедев, В. И. Личность в экстремальных условиях [Текст]/
В. И Лебедев . - М.: Политиздат, 1989 -304 с.
17. Линдеман, X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности [Текст] / X. Линдеман -М.: ФиС, 1985. - 133 с.
18. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых, - М.: Эксмо, 2005. - 896 с.
19. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, «Московский психологический журнал», №12 - 2005. - 83 с.
20. Маршцук, В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст]/ В. Л. Маршцук, В. И. Евдокимов, СПб.: 2001. - 260 с.
21. Мельник, Б. Е. Медико-биологические формы стресса [Текст] / Б. Е. Мельник, М.С. Кахана, - Кишинев: «Штиинца», 1981. - 176 с.
22. Мельник, С. Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Текст]/ Мельник, С. Н. Владивосток. : Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 74 с.
23. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) [Текст] / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова, - Казань: «ИП Тухтаров В. Н.», 2003. - 94 с.
24. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Немчин Т. А., JL: Изд-во ЛГУ, 1983. - 166 с.
25. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики : пособие для студентов психологических факультетов [Текст] / А. Б. Орлов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1995. - 136 с.
26. Панин, Л. Е. Биологические механизмы стресса [Текст] / Панин Л. Е., Новосибирск: Наука, 1983. - 232 с.
27. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Петровская, Л.А. -М. : Изд-во МГУ, 1989 - 216 с.
28. Петровская, Л. A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л. A. Петровская, - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
29. Панин, Л. Е. Биологические механизмы стресса [Текст] / Л. Е. Панин - Новосибирск: Наука, 1983. - 232 с.
30. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л. А. Петровская -М. : Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
31. Пономаренко, А. С. Фактор стресса [Текст] / А. С. Пономаренко, «Московский психологический журнал», №7 - 2004. - 76 с.
32. Психодиагностика стресса: практикум [Текст] / сост.
Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун- т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
33. Психология профессионального здоровья : учебное пособие [Текст] / под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб : Речь, 2006. - 480 с.
34. Психология стресса : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. - 299 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
35. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: «Питер», 2002. - 1024 с.
36. Рудик, П. А. Психологические характеристики деятельности и ее основных видов [Текст] / П. А. Рудик, Психология: Сб. статей. — М.: Воениздат, 1976. - 140 с.
37. Сандомирский, М. Е. Защита от стресса [Текст] / М. Е. Сандомирский, - М.: «Институт Психотерапии», 2001. - 316 с..
38. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г анс Селье - М.: «Прогресс», 1979 - 123 с.
39. Социальная психология : учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. А.Н. Сухова, A.A. Деркача. 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 600 с.
40. Стурова, М. П. Гуманное отношение к осужденным в исправительных учреждениях [Текст] / М. П. Стурова цикл лекций для проведения занятий с личным составом УИС Минюста РФ / под общ. ред. О.Г. Ковалева. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 134 с.
41. Суворова, В. В. Психофизиология стресса [Текст] / В. В. Суворова - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
42. Сухов, А. Н. Социальная психология : учебное пособие [Текст] / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина, А. М. Лафуткин, А. В. Чечкова. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 616 с.
43. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / Л. Фестингер - под ред. - СПб.: Речь, 2000. - 317 с.
44. Унесталь, Л. Э. Основы ментального тренинга (психотренинг для всех и для каждого) [Текст] / Л. Э. Унесталь - СПб., 1992. - 25 с.
45. Ухтомский, А. А. Доминанта. Статьи разных лет [Текст]/ А. А. Ухтомский 1887-1939. - СПб.: Питер, 2002. - 448с.
46. Хессет, Дж. Введение в психофизиологию [Текст] / Дж. Хессет - М.: Мир, 1981. - 248 с.
47. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку [Текст] / Е. М. Черепанова, - М.: «Академия», 1997. - 264 с.
48. Шабанов, А. Г. Педагогические основы учебного моделирования военно-профессиональной деятельности в процессе обучения курсантов высших военно-политических училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст] / А. Г. Шабанов .: М, 1991. - 24 с.
49. Шульц, И. Аутогенная тренировка [Текст] / И. Шульц - М.: Медицина, 1995. - 130 с.
50. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых, - СПб.: «Питер», 2006. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ