Введение 4
Глава 1. Влияние физических упражнений на организм учащихся
с ослабленным здоровьем 8
1.1. Двигательный режим как фактор укрепления здоровья 8
1.2. Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм 15
Глава 2. Организация физического воспитания школьников
с ослабленным здоровьем 19
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика учащихся 19
2.2. Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой 25
2.3. Принципы комплектования медицинских групп 32
2.4. Урок - основная форма организации занятий с учащимися,
отнесенными к специальной медицинской группе 36
2.4.1. Содержание уроков в специальной медицинской группе 36
2.4.2. Особенности структуры урока в специальной медицинской группе 38
2.4.3. Требования к уроку физической культуры в специальной медицинской группе 41
Глава 3. Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях 44
3.1. Задачи физического воспитания и периодизация занятий в
специальных медицинских группах 44
3.2. Особенности проведения занятий после заболеваний сердечно-сосудистой системы 47
3.3. Особенности проведения занятий при заболеваниях органов дыхания 49
3.4. Особенности проведения занятий при деформации
опорно-двигательного аппарата 51
3.5. Особенности проведения занятий при заболеваниях
центральной и периферической нервной системы 53
3.6. Особенности проведения занятий при эндокринных заболеваниях 55
Выводы 57
Список использованной литературы 58
Актуальность. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной активности, и увеличиваются статические напряжения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний (С.В. Попов, 1997; А. Туманова, 2001 и др.).
Наиболее распространены среди школьников такие заболевания как неврозоподобный и церебрастенический синдромы, вегето-сосудистая дистония, функциональная кардиопатия. Проведенные исследования показали, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми (С.В. Попов, 1997).
По данным областного министерства здравоохранения, число здоровых дошкольников по Пензенскому региону за последние пять лет уменьшилось в пять раз, а при поступлении в школу их количество не превышает 10%.
Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в 2000 году составил 170065,6 на 100 тысяч детей, а подростков (15-17 лет) - 183 431,3 (по России - 146 283).
В последние годы наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению, наркомании (А. Туманова, 2001). Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7-8 лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10-14 лет - 4 диагноза, а старшеклассники - в среднем шесть и более функциональных отклонений и хронических заболеваний.
Причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков могут носить как объективный, так и субъективный характер. Действительно, в школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников (С.В. Попов, 1997). В то время как состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни (то есть занятия физической культурой и спортом, ведения ЗОЖ), остальные 50% приходятся: на экологию - 20%, наследственность - 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины (Н.Н. Пирогов, 2001).
По данным статистики можно утверждать, что оздоровительная работа в школе не привлекает должного внимания ни руководителей школ, ни самих учителей. Физическое воспитание учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность, требуют совместных усилий педагогов и врачей. Физиологически доказано, что двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у детей и подростков. «Движение» способствует не только физическому развитию человека, но и является средством становления личности и ее особенностей. Для детей с ослабленным здоровьем, в большинстве случаев, активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дефицит в удовлетворении данной потребности. При этом гиподинамия вызывает еще большие функциональные и морфологические изменения в организме. Сочетаемость симптомов заболеваний особенно наглядно проявляется у детей, у которых отмечались одновременно нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, заболевания органов дыхания. Выявить первичность заболевания (первое звено среди других звеньев патологии) у больного ребенка в ряде случаев затрудненно: эти сочетанные заболевания связаны между собой и отягощают друг друга ( С.Ф.Бурухин, 2000).
Поэтому, во избежание дальнейших негативных изменений, двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима. Но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок. Правильное физическое воспитания детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития (Э.И. Аухадеев и др., 1986; М.Я. Студеникин, 1982).
Объект исследования: система физического воспитания детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
Предмет исследования: особенности организации и содержание занятий физическими упражнениями с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать совокупность средств и методических условий, позволяющих успешно проводить уроки физической культуры с детьми с ослабленным состоянием здоровья.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что готовность учителя физической культуры к работе с детьми с ослабленным состоянием здоровья будет успешной если:
- раскрыты содержание и средства физического воспитания с учетом состояния здоровья занимающихся;
- разработаны методические требования к уроку физической культуры в специальных медицинских группах;
- разработана методика проведения занятий при распространенных заболеваниях.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа физиолого-педагогической и методической литературы выявить влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем.
2. Определить содержание занятий физической культурой в специальных медицинских группах.
3. Представить методику проведения занятий при распространенных заболеваниях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- беседы с учителями и родителями;
- анализ собственной педагогической деятельности.
Практическая значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.
Теоретическая значимость заключается в пополнении специальными положениями, знаниями теорию физического воспитания детей младшего школьного возраста. Возможно будет выпущена в свет методические рекомендации по использованию подвижных игр в начальной школе, которая будет внедрена в систему физического воспитания. В настоящее время не хватает специальной литературы в Республике Тыва.
Структура и объём работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа выполнена на 60 страницах машинописного текста. Содержит в себе 7 таблиц. Список литературы включает 33 источника, приложение.
1. Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья школьников, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера.
При длительном ограничении двигательной активности у детей наблюдается снижение уровня всех жизненных функций, ухудшение или извращение пластических процессов, сопровождающихся развитием атрофии и дегенеративных изменений в тканях и органах, ухудшение гомеостаза и реактивности, снижение сопротивляемости и неспецифической устойчивости организма.
2. В последнее время наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств школьников, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению и наркомании. Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами.
3. Изучение научно-методической литературы, анализ практического опыта использования средств физической культуры в занятиях с детьми с отклонениями в состоянии здоровья позволили установить, что двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима, но со своими особенностями организации занятий, особенностями их проведения, особенностями дозирования нагрузок.
Комплексное использование средств, методов и форм организации занятий с детьми с ослабленным состоянием здоровья не только способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, но и содействует формированию здоровья личности.
1. Аухадеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах: Метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1986
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208с
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - М.: 1987
4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М: Высшая школа Д986г-255с
5. Бурухин С.Ф.Гимнастика - это очень важно//Физическая культура в школе. 2000г, №8. - с.10-12
6. Вайнбаун Я.С.и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений//Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова - М: Издательский центр «Академия»,2002г-240с
7. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.60-66
8. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989
9. Детская спортивная медицина / Под ред.С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева - руководство для врачей, 2-е изд.перераб.и доп. - М: Медицина, 1991г - 50-60с
10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985
11. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студентов педагогических вузов - М.: Высш.шк., 1985
13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений - М: Издательский центр «Академия»,2002г,264с
14.Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе-2000-№6-с22-25
15. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989
16. Луткова И.Н. Лечебная физическая культура для студентов специальных медицинских групп: Учеб.пособие (ПГПУ им. В.Г.Белинского) - Пенза, 998г -39с.
17. Лечебная физическая культура. Учеб. для институтов физической культуры/ Под ред. С.Н. Попова. -М: Физкультура и спорт, 1988,-271с.
18. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1984
19. Полтырев С.С., Русин В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках. - М.: Медицина, 1987
20. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). - СПб.: Союз, 1997
21. Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова; Под ред. М.Д. Рипы - М.: Просвещение, 1988,-175с.
22. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. - М.:, 1979
23. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1982
24. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. -М.: Медицина, 1982 .
25. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.
26. Тихвинский С.П. Роль физического воспитания в здоровье подростка. -Л.: Знание, 1988
27. Туманова А. Будут ли от «Покемона» здоровые дети? (Любимая газета. Пенза. 16 мая 2001г., №20/107).
28. Тамбиан Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы //Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана, - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.47-54.
29. Тамбиан Н.Б. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний//Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана, - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.55-60.
30. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Метод указания - М.: 1982.
31. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях - Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1981.
32. Цвек С.Ф., Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. - К.: Здоровье, 1983, - 152с.
33. Чумаков П.Н. Валеология. - М.: Медицина, 1997.