ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 2-3 лет 6
1.2. Развитие речи детей 2-3 лет как психолого-педагогическая проблема .... 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития речи детей
2-3 лет 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 35
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по организации педагогических условий
развития речи детей 2-3 лет 41
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 2-3 лет 6
1.2. Развитие речи детей 2-3 лет как психолого-педагогическая проблема .... 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития речи детей
2-3 лет 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 35
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по организации педагогических условий
развития речи детей 2-3 лет 41
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Педагогические наблюдения за речью детей показали, что в последнее время резко возросло количество детей, имеющих замедление темпов речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение, негативно влияют на мышление ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями, затрудняют формирование процессов регуляции поведения малыша.
В последние пару десятилетий специалисты в области исследования речи также отмечают тенденцию к замедлению темпов речевого развития детей. Дети XX века начинали говорить раньше, чему свидетельствуют исследования. Сейчас же, как показывает статистика, на 10 детей лишь 2-3 ребенка хорошо говорят [11]. Этому есть масса причин. В ходе работы мы будем рассматривать эти причины.
Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Плохо развития речь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, двигательной и волевой сфер. Если речевое развитие ребенка замедляется, то в младшем дошкольном возрасте это может перетечь в задержку речевого развития, и даже в задержку общего психического развития.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями. Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Идеи К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека [17].
Решение педагогических задач речевого развития детей раннего возраста приобретает особую актуальность в силу восприимчивости детей в данном возрасте к усвоению и закреплению базовых речевых структур и паттернов, чувствительности к эмоциональным составляющим речевого общения, что важно с точки зрения развития речевой культуры в будущем.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
Объект исследования: развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи детей 2¬3 лет.
Гипотеза исследования: развитию речи детей 2-3 лет будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- обогащение пассивного словаря детей;
- побуждение детей к речевой активности;
- организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической и
методической литературы, диссертационных исследований;
- диагностические - методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н.,
Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Диагностика развития речи детей»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
В последние пару десятилетий специалисты в области исследования речи также отмечают тенденцию к замедлению темпов речевого развития детей. Дети XX века начинали говорить раньше, чему свидетельствуют исследования. Сейчас же, как показывает статистика, на 10 детей лишь 2-3 ребенка хорошо говорят [11]. Этому есть масса причин. В ходе работы мы будем рассматривать эти причины.
Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Плохо развития речь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, двигательной и волевой сфер. Если речевое развитие ребенка замедляется, то в младшем дошкольном возрасте это может перетечь в задержку речевого развития, и даже в задержку общего психического развития.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями. Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Идеи К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека [17].
Решение педагогических задач речевого развития детей раннего возраста приобретает особую актуальность в силу восприимчивости детей в данном возрасте к усвоению и закреплению базовых речевых структур и паттернов, чувствительности к эмоциональным составляющим речевого общения, что важно с точки зрения развития речевой культуры в будущем.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
Объект исследования: развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи детей 2¬3 лет.
Гипотеза исследования: развитию речи детей 2-3 лет будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- обогащение пассивного словаря детей;
- побуждение детей к речевой активности;
- организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической и
методической литературы, диссертационных исследований;
- диагностические - методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н.,
Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Диагностика развития речи детей»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
В ходе исследовательской работы по изучению особенности речи детей 2-3 лет были получены сведения, подтверждающие наличие замедления темпов речевого развития у значительного количества детей. В самостоятельно проведенном исследовании, на выборке из 24 человек - 50% процентов детей малоговорящие, 16,6 % из них имеют низкий уровень развития речи. При этом в выборке присутствуют малоговорящие дети от 2,9 до 2,11 лет.
Задачи работы выполнены:
- Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
- Через причины замедления темпов речевого развития и основные направления развития речи детей теоретически обоснованы выдвинутые педагогические условия развития речи детей 2-3 лет: обогащение пассивного словаря детей, побуждение детей к речевой активности, организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
- Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
- Разработаны методические рекомендации по реализации выделенных педагогических условий. С учетом полученной информации о причинах замедления темпов речевого развития и выделенных педагогических условий, выделены восемь направления работы педагога: ознакомление ребенка с окружающим миром; развитие высших психических функций ребенка; физическое развитие детей; артикуляционная активность; формирование положительного отношения ребенка к слову; создание положительного эмоционального фона в учреждении; создание благоприятной социальной и предметно-пространственной среды; работа с родителями детей и персоналом учреждения.
Задачи работы выполнены:
- Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
- Через причины замедления темпов речевого развития и основные направления развития речи детей теоретически обоснованы выдвинутые педагогические условия развития речи детей 2-3 лет: обогащение пассивного словаря детей, побуждение детей к речевой активности, организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
- Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
- Разработаны методические рекомендации по реализации выделенных педагогических условий. С учетом полученной информации о причинах замедления темпов речевого развития и выделенных педагогических условий, выделены восемь направления работы педагога: ознакомление ребенка с окружающим миром; развитие высших психических функций ребенка; физическое развитие детей; артикуляционная активность; формирование положительного отношения ребенка к слову; создание положительного эмоционального фона в учреждении; создание благоприятной социальной и предметно-пространственной среды; работа с родителями детей и персоналом учреждения.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития речи детей в двигательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия развития у детей 6-7 лет связной речи
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи умения дифференцировать оппозиционные звуки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада (Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020



