ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 2-3 лет 6
1.2. Развитие речи детей 2-3 лет как психолого-педагогическая проблема .... 12
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития речи детей
2-3 лет 24
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 35
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 37
2.3. Методические рекомендации по организации педагогических условий
развития речи детей 2-3 лет 41
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Педагогические наблюдения за речью детей показали, что в последнее время резко возросло количество детей, имеющих замедление темпов речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение, негативно влияют на мышление ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями, затрудняют формирование процессов регуляции поведения малыша.
В последние пару десятилетий специалисты в области исследования речи также отмечают тенденцию к замедлению темпов речевого развития детей. Дети XX века начинали говорить раньше, чему свидетельствуют исследования. Сейчас же, как показывает статистика, на 10 детей лишь 2-3 ребенка хорошо говорят [11]. Этому есть масса причин. В ходе работы мы будем рассматривать эти причины.
Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Плохо развития речь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, двигательной и волевой сфер. Если речевое развитие ребенка замедляется, то в младшем дошкольном возрасте это может перетечь в задержку речевого развития, и даже в задержку общего психического развития.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями. Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Идеи К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека [17].
Решение педагогических задач речевого развития детей раннего возраста приобретает особую актуальность в силу восприимчивости детей в данном возрасте к усвоению и закреплению базовых речевых структур и паттернов, чувствительности к эмоциональным составляющим речевого общения, что важно с точки зрения развития речевой культуры в будущем.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
Объект исследования: развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи детей 2¬3 лет.
Гипотеза исследования: развитию речи детей 2-3 лет будут способствовать специально организованные педагогические условия:
- обогащение пассивного словаря детей;
- побуждение детей к речевой активности;
- организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать педагогические условия развития речи детей 2-3 лет.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической и
методической литературы, диссертационных исследований;
- диагностические - методика Смирновой Е.О., Галигузовой Л.Н.,
Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. «Диагностика развития речи детей»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
В ходе исследовательской работы по изучению особенности речи детей 2-3 лет были получены сведения, подтверждающие наличие замедления темпов речевого развития у значительного количества детей. В самостоятельно проведенном исследовании, на выборке из 24 человек - 50% процентов детей малоговорящие, 16,6 % из них имеют низкий уровень развития речи. При этом в выборке присутствуют малоговорящие дети от 2,9 до 2,11 лет.
Задачи работы выполнены:
- Изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования.
- Через причины замедления темпов речевого развития и основные направления развития речи детей теоретически обоснованы выдвинутые педагогические условия развития речи детей 2-3 лет: обогащение пассивного словаря детей, побуждение детей к речевой активности, организация повышения педагогической компетенции участников образовательного процесса (родители, педагоги) в вопросах развития речи детей 2-3 лет.
- Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития речи детей 2-3 лет.
- Разработаны методические рекомендации по реализации выделенных педагогических условий. С учетом полученной информации о причинах замедления темпов речевого развития и выделенных педагогических условий, выделены восемь направления работы педагога: ознакомление ребенка с окружающим миром; развитие высших психических функций ребенка; физическое развитие детей; артикуляционная активность; формирование положительного отношения ребенка к слову; создание положительного эмоционального фона в учреждении; создание благоприятной социальной и предметно-пространственной среды; работа с родителями детей и персоналом учреждения.
1. Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Су-джок-терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание: Международный научный журнал. 2017. №5 (15). С. 16-18.
2. Ананьева А. И. Влияние общения со взрослыми на развитие речи ребенка в раннем возрасте // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск, 2014. С. 217-219.
3. Бараева Р.В. Воспитание воспитателей // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 674-678.
4. Беседина Н.А., Якубова Е.Н. Взаимодействие воспитателя с родителями по развитию речи детей младшего дошкольного возраста // Развитие родительских компетенций: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 15-17.
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). СПб: Паритет, 2015. 343 с.
6. Борцова Л.А., Козодаева Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал.
2015. №1 (25). С. 111-120.
7. Везетиу Е.В., Гукина Н.В. Психолого-педагогические особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. С. 53-58.
8. Горбунова Т.В. Предупреждение задержки речевого развития детей в возрасте 2-3 лет в условиях кружковой деятельности: ВКР логопед. наук. Пермь, 2016. 64 с.
9. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. М.: Айрис- прес, 2004. 44 с.
10. Дубченко Е.А. Анализ семейного воспитания как категории педагогики: содержание, методы и формы // Качественное высшее образование - надежные инвестиции в будущее: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию Института государственного администрирования. 2019. С. 248-260
11. Зинченко М.В. Проблемы и пути развития речи детей раннего возраста // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 16-20
12. Качур Е.Н. Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством использования современных форм сотрудничества // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. С. 140-142.
13. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Общение со взрослыми как основополагающий фактор развития речи детей раннего возраста // Молодежная политика на Ставрополье. Взгляд со стороны. Материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки В 2-х томах. Том 2. Ставрополь: НОУ «СевКавГТИ», 2014. С. 9-14.
14. Лыкова И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. 160 с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр Академия, 2006. 608 с
16. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. «Расти, малыш!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2019. 96с.
17. Петрова И.С., Луханина Ю.В. Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством обогащения познавательной деятельности познавательно - речевыми дидактическими играми и упражнениями // Молодой учёный: международный научный журнал. 2018. №38. С. 93-95
18. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-синтез, 2007. 64 с.
19. Сорокина О.В. Формы работы по развитию общения и речи детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3(6). С. 233-234.
20. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. М.: КНОРУС, 2016. 280 с.
21. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 144 с.
22. Татевосян А.В. Роль материнского фольклора в развитии речи детей раннего возраста // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции / Под редакцией Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. 2019 С. 235-240
23. Ушакова О.С. Роль эмоционального общения в развитии речи детей раннего возраста // Педагогическое образование и наука. 2018. № 3 С. 53-56
24. Ушакова Т.С. Развитие речи ребенка в раннем возрасте // Язык и актуальные проблемы образования: Научные труды IV Международной научно-практической конференции / Под редакцией Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой . 2019. С. 250-254
25. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
26. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) // Дошкольное воспитание. 2012. №12. С. 67-71
27. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 384 с.
28. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. М.: Эксмодетство, 2018. 424с.
29. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 23.05.2021).