Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы корпоративного обучения в организациях (учреждениях) социальной сферы 13
1.1. Организация дополнительного профессионального образования и
повышения квалификации в системе социального обслуживания 13
1.2. Концептуальные основы корпоративного обучения как
эффективной формы повышения квалификации 16
1.3. Модели корпоративного обучения персонала. Возможности их
применения в системе социальной защиты 35
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. Анализ организации корпоративного обучения в учреждениях социального обслуживания 47
2.1. Характеристика обучения персонала в организациях - базах исследования 47
2.3. Оценка применяемых моделей обучения персонала как корпоративного 52
2.3. Построение эффективной модели корпоративного обучения в учреждениях социального обслуживания Красноярского края 72
Выводы по второй главе 85
Заключение 86
Список использованных источников 92
Приложения
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и законе N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" содержатся принципы и направления реформирования системы социального обслуживания для ее соответствия вызовам времени. В этих документах отражается потребность общества и государства в высокопрофессиональных работниках социальной отрасли, обеспечивающих доступность качественных социальных услуг для населения. Как отмечает Е. И. Холостова: «Социальный работник - профессионал, который реализует реальную социальную политику государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности» [76, с. 5]. Специалистам социальной сферы на современном этапе развития общества и системы социального обслуживания необходимо осуществлять сопровождение граждан, нуждающихся в помощи и представлять их интересы; знать и применять адресные программы для льготных категорий населения; владеть всем спектром технологий, форм и методов социальной работы; принимать оптимальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности; взаимодействовать с органами власти, организациями и общественными объединениями, деятельность которых направлена на решение социальных проблем. В связи с этим встает задача подготовки кадров, способных быть эффективными в условиях творческой, инновационной деятельности, обладающих высоким профессионализмом.
Основным нормативным актом, регламентирующим требования к содержанию и качеству труда работников учреждений социального обслуживания, к уровню их квалификации, практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации, являются профессиональные стандарты. Но на сегодняшний день очевидна проблема несоответствия профессиональных стандартов специалистов социальных служб и образовательных стандартов высшей школы. Завершая обучение, выпускник не обладает всем набором необходимых компетенций и не готов к реальной самостоятельной работе. Поэтому возникший дефицит ему приходиться восполнять на рабочем месте. Проблемам теории и практики образования в области социальной работы посвящены труды Е.И. Холостовой, Л.В. Фирсова, В.А. Никитина, Е.В. Ханжин, Т.П. Карпова, Н.П. Ерофеева, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спириной, Г.И. Чижакова, и др.
В условиях социальных изменений, реформирования правовой системы вопрос развития профессионализма актуален не только для молодых специалистов - это задача каждого сотрудника и его руководителя. Только высокопрофессиональный работник может обеспечить максимальный уровень качества предоставляемой социальной услуги.
Постдипломное образование специалистов социальной отрасли представлено системой дополнительного профессионального образования, реализующейся через переподготовку и повышение квалификации. Изучение феномена дополнительного социального образования раскрыто в работах А.Г. Асмолова, В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, С. Г. Молчанова, Ф. Д. Рассказова, С. Д. Резник, П.Ю. Романова, Е.И. Холостовой, Л.В.Фирсова, Современная ситуация такова, что традиционная система дополнительного социального образования неспособна в полной мере охватить всех работников социальной отрасли и обеспечить их непрерывное профессиональное развитие в силу дискретного характера, отрыва содержания подготовки специалистов от реальной практики, недоучета образовательных потребностей работников и учреждений, неоднородности базовой подготовки, уровня образования.
Возможности корпоративного обучения недостаточно учитываются для решения проблемы непрерывного постдипломного образования работников сферы социального обслуживания. В многочисленных исследованиях (А.Е. Боковня, В.И. Жуков, И.М. Короева, Е.В. Кравец, Е.И Холостова) этот вопрос раскрыт недостаточно. Не менее важной посылкой развития этой формы дополнительного профессионального образования в современных условиях становится утвержденная федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" конкуренция в сфере предоставления социальных услуг. Перед учреждениями социального обслуживания встает задача формирования конкурентного преимущества, одним из которых является высокопрофессиональный кадровый состав, гарантирующий наивысшее качество предоставляемых социальных услуг. Профессионализм работников социальных служб согласно дорожной карте отрасли «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения на 2013 - 2018 годы» рассматривается, как один из важнейших элементов достижения и удержания максимальной эффективности и качества социального обслуживания населения. В связи с этим встает вопрос о необходимости удержания и закрепления работников - профессионалов в учреждении. Увольнение компетентных сотрудников связано с оттоком уникальных знаний, носителями которых они являются. Поиск новых подходящих кандидатур для их замены с последующей адаптация вновь принятых специалистов требует временных затрат, а обеспечение их профессионального развития - финансовых. Потеря ценных кадров связана с риском снижения качества предоставляемых социальных услуг, в силу возможности допущения ошибок в профессиональной деятельности вновь принятым сотрудником, недостаточным опытом, не владением необходимыми технологиями, методами социальной работы. В этом разрезе корпоративное обучение, как сложный феномен, представляющий собой процесс непрерывного формирования и развития необходимых для данного учреждения компетенций, в структуре которых содержатся, в том числе, и поведенческие установки, ценности, личностные качества, обладает значительным потенциалом для обеспечения качества социального обслуживания, а также сохранения и укрепления профессионального кадрового состава в отрасли и учреждении.
Концепция корпоративного обучения получила свое развитие в бизнес - структурах. Вопрос бизнес-образования представлен в исследованиях А.Г. Грязновой, A.JI. Денисовой, Л.И. Евенко, A.M. Зобова, Н.Н. Каркуленко, Н.П. Пучкова, С.Р. Филоновича, М.А. Эскиндарова, С.А. Щенникова и др. Теория корпоративного образования освещена в работах П. А. Петрякова, М. Н. Певзнера, В.А. Зарвгина, А.С. Минзова, В.А. Кузнецова, О.Б.Журавлева, Б.И. Крук, Е.Г.Соломина, М.А. Галагузовой, и др.
Специфика корпоративного образования предполагает обучение взрослых людей, уже имеющих определенные профессиональные знания и опыт, в связи с этим при его организации необходимо учитывать принципы андрогогического подхода. Теоретические основы андрагогики и технологии обучения взрослых раскрыты в исследованиях A.A. Вербицкий, С.Г.Вершловский, С.И. Змеев, И.А Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Марон, E.H. Огарев, В.Г. Онушкин, В.А. Сластенин, Е.П. Тонконогая и др.
В современной системе образования широко реализуется компетентностный подход, сущностные характеристики которого определены в работах В.И. Байденко, А. Андреев, В.А. Болотов, Ю.Г. Татур, Э. Зеер, И.А. Зимняя, В. Гутмахер, К. Скала и др. Центральными категориями этого подхода являются категории «компетентность» и «компетенции». Исследованию содержания этих явлений посвящены работы В.И. Байденко, И.Г. Галяминой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, О.Е. Лебедева, Ю.Г. Татура, А.В.Хуторского, И.В. Челпанова, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова. Труды С.И. Ершовой, О.О. Киселевой, М.И. Лукьяновой, С.Н. Митина, Л.А.Петровской, С.В. Сальцевой, С.Б. Серяковой, Ю.В. Сорокопуд и др.
Использование компетентностного подхода в качестве методологической базы системы корпоративного обучения позволяет формировать и развивать у работника компетенции, необходимые для наиболее эффективного выполнения профессиональных задач и достижения стратегических целей организации. Но на сегодняшний день вопрос формирования профессиональной компетентности работника социальной службы в системе корпоративного обучения раскрыт недостаточно, не смотря на широкие возможности этой формы постдипломного обучения.
Нами изучен опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения Красноярского края в направлении развития профессионализма кадров, а также его взаимосвязь с качеством предоставляемых социальных услуг и закрепленностью специалистов - профессионалов в учреждении.
Анализ научной, педагогической и методической литературы и практики обучения персонала учреждений социальной отрасли позволил выявить ряд противоречий, на разрешение которых направленно наше исследование:
- Востребованностью общества и учреждений социального обслуживания в работниках, профессиональный уровень которых соответствует современным требованиям и неготовностью системы профессионального образования подготовить их в связи с несоответствием образовательных и профессиональных стандартов.
- Необходимостью непрерывного развития профессиональных, личностных, социальных компетенций сотрудников учреждений социального обслуживания в соответствии с профессиональными требованиями в условиях социальных изменений и дискретным характером дополнительного социального образования.
- Потребностью учреждения социального обслуживания в организации корпоративного обучения персонала и методической неразработанностью этого вопроса.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «Корпоративное обучение в учреждениях социального обслуживания населения Красноярского края», проблема которого сформулирована следующим образом: как должно быть организовано корпоративное обучение персонала в организациях социального обслуживания, чтобы обеспечить качество оказываемых социальных услуг и сохранение кадрового потенциала.
Цель: выявить критерии эффективности корпоративного обучения в учреждениях социального обслуживания населения.
Объект: корпоративное обучение в учреждениях социального обслуживания населения.
Предмет: методы организации корпоративного обучения персонала в учреждениях (организациях) социального обслуживания в целях обеспечения качества социальных услуг и закрепления квалифицированного персонала.
Гипотеза: критериями эффективности корпоративного обучения в учреждении социального обслуживания являются качество социальных услуг и закрепляемость компетентных кадров.
В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования в диссертации решались следующие задачи:
1. Определить сущность категории «корпоративное обучение», выявить необходимые элементы его организации на основе анализа успешных практик в социальной сфере, бизнесе.
2. Исследовать актуальное состояние кадровой политики в учреждениях социального обслуживания населения в Красноярском крае и место корпоративного обучения в ней .
3. Проанализировать успешный опыт применения элементов корпоративного обучения в методической работе учреждений социального обслуживания населения в Красноярском крае.
4. Разработать модель корпоративного обучения в учреждениях отрасли, обеспечивающую закрепляемость квалифицированных работников и качество социальных услуг, предоставляемых в учреждении.
Методологическую основу исследования составляют: деятельностный подход, раскрывающий, философские идеи о деятельности как условии развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.); компетентностный подход, позволяющий рассматривать корпоративное обучение как процесс развития профессиональной компетентности работника (А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса. И.А. Зимней, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, П.Г. Щедровицкого. и др.), андрагогический подход, определяющий основополагающие посылки образования взрослых (С.Г. Вершловский, В.А. Кальней, А.Е. Марон, В.И. Подобед, Г.С. Сухобская, др.).
Теоретическими основами исследования являются труды, раскрывающие теоретические основы профессиональной подготовки социальных работников (В.А. Сластенина, М.В. Фирсова, В.А. Никитин, др.); специфику современного дополнительного образования и социальной работы (Е.И. Холостова, А.Г. Асмолов. С Г. Молчанов и др.); подход к учебному процессу с позиции корпоративного действия (К.Д. Ушинского и С.И. Гессена); принципы отечественной андрагогики (С.И. Змеев и др.) и акмеологии (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин и др.); содержание понятия «корпоративное обучение» (Л.В. Карташов, А.Я. Кабанов, Н.А. Костицын, М.В. Кларин, М.А. Коробкина, А.Л. Меньшиков, С.В. Шекшня, М.Н. Певзнер).
Методы педагогического исследования. Для решения поставленных задач был применен комплекс методов: теоретический и сравнительно - сопоставительный анализ научной, методической литературы, учебно-методической документации по проблеме исследования, программной, нормативно - законодательной базы в области социального обслуживания и образования; изучение, обобщение опыта социальной работы и педагогической деятельности; интервью и анкетирование.
База исследования: учреждения социального обслуживания населения Красноярского края: МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Шарыпово, КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Зеленогорский», МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Красноярска»
Научная новизна исследования:
- определена сущность и специфика корпоративного обучения в организации социального обслуживания населения как непрерывного структурированного процесса формирования, развития и совершенствования компетенций, необходимых для достижения стратегических целей и решения специфических проблем конкретной организации социального обслуживания;
- выявлены и охарактеризованы сущностные характеристики
корпоративного обучения как сложного и многогранного феномена;
- разработана и описана модель корпоративного обучения в учреждениях социальной отрасли, обеспечивающая закрепляемость квалифицированных работников и качество социальных услуг.
Теоретическая значимость исследования:
- проведен анализ моделей корпоративного обучения как специально организованных форм развития профессиональной компетентности специалиста, в образовании, здравоохранении, бизнесе;
- выявлены причины, снижающие доступность и эффективность дополнительного социального профессионального образования в Красноярском крае;
- определены ресурсы корпоративного обучения как непрерывного структурированного процесса формирования, развития и совершенствования компетенций, необходимых для достижения стратегических целей и решения специфических проблем конкретной организации социального обслуживания.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания системы непрерывного профессионального развития работников учреждений социальной отрасли, организованного с целью повышения качества социального обслуживания и сохранения кадрового потенциала, посредством корпоративного обучения.
В теоретической части работы проведен анализ системы постдипломного социального профессионального образования в Красноярском крае, раскрыты причины, снижающие его эффективность в организации непрерывного профессионального развития сотрудников социальной отрасли, и определены ресурсы корпоративного обучения для обеспечения этого процесса. Проанализированные различные подходы к определению сущности корпоративного обучения. Компетентностный подход определен в качестве методологической базы, позволяющей непрерывно развивать и совершенствовать профессиональную компетентность работника. Уточнено понятие «корпоративное обучение персонала организации социального обслуживания населения», которое рассматривается как непрерывный структурированный процесс формирования, развития и совершенствования компетенций, необходимых для достижения стратегических целей и решения специфических проблем конкретной организации социального обслуживания. Выделены сущностные характеристики корпоративного обучения. прикладность знаний, мотивирующий характер, работа на команду, стратегическая ориентированность, корпоративность, адаптационная направленность обучения. Установлены критерии эффективности корпоративного обучения в социальном учреждении:
- качество предоставляемых услуг, показателем которого является профессиональный уровень персонала.
- закрепляемость компетентных работников, как результат сформированности корпоративной культуры и высокой лояльности персонала к организации, сплоченности коллектива.
Рассмотрены успешные модели корпоративного обучения в организациях социальной сферы и бизнесе.
В практической части проведено исследование на базе трех учреждений социального обслуживания, в ходе которого были описаны действующие в них системы обучения персонала. Определена степень проработанности этих систем и соответствие их характеристикам корпоративного обучения. Выявлены субъекты обучения в учреждении социального обслуживания, которыми являются: руководители, методисты, инициативные группы, отдельные работники, группы сотрудников и трудовой коллектив. Построена модель корпоративного обучения в учреждениях социальной отрасли в соответствии с выделенными нами условиями.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками и диаграммами.
Наше исследование было посвящено решению актуальной проблемы обеспечения качества предоставляемых социальных услуг и сохранения кадрового потенциала в организациях социальной отрасли. Решение данной проблемы мы видим, в том числе и в организации корпоративного обучения в учреждениях социального обслуживания населения.
Содержание и актуальность проблемы исследования определяются важностью разрешения противоречий между:
- Востребованностью общества и учреждений социального обслуживания в работниках, профессиональный уровень которых соответствует современным требованиям и неготовностью системы профессионального образования подготовить их в связи с несоответствием образовательных и профессиональных стандартов.
- Необходимостью непрерывного развития профессиональных, личностных, социальных компетенций сотрудников учреждений социального обслуживания в соответствии с профессиональными требованиями в условиях социальных изменений и дискретным характером дополнительного социального образования.
- Потребностью учреждения социального обслуживания в организации корпоративного обучения персонала и методической неразработанностью этого вопроса.
С учетом этих противоречий была определена цель исследования - выявить критерии эффективности корпоративного обучения в учреждении социального обслуживания.
В соответствии с целью решены следующие задачи:
1. Определить сущность категории «корпоративное обучение», выявить необходимые элементы его организации на основе анализа успешных практик в социальной сфере, бизнесе.
2. Исследовать актуальное состояние кадровой политики в учреждениях социального обслуживания в Красноярском крае и место корпоративного обучения в ней.
3. Проанализировать успешный опыт применения элементов корпоративного обучения в методической работе учреждений социального обслуживания населения в Красноярском крае.
4. Разработать модель корпоративного обучения в учреждениях отрасли, обеспечивающую закрепляемость квалифицированных работников и качество социальных услуг, предоставляемых в учреждении.
Изучение теоретических разработок по проблеме организации корпоративного обучения (П. А. Петрякова, М. Н. Певзнера, В.А. Зарвгина, А.С. Минзова, В.А. Кузнецова, О.Б. Журавлева, Б.И. Крук, Е.Г. Соломина, М.А. Галагузовой, О.Ю. Брюхова, Л.В. Карташов, А.Я. Кабанов, Н.А. Костицын, М.В. Кларин, М.А. Коробкина, А.Л. Меньшиков, С.В. Шекшня, и др.) определило методологическую и теоретическую основу нашего исследования.
Анализ проблемы на теоретическом уровне позволил получить следующие результаты:
1. Выявлены причины, снижающие доступность и эффективность дополнительного социального профессионального образования в Красноярском крае и определена форма повышения квалификации, обладающая ресурсами для организации непрерывного обучения персонала учреждений социального обслуживания - это корпоративное обучение:
- отвечает потребностям конкретной организации;
- строится в соответствии с образовательными потребностями работников;
- может гибко реагировать на изменения внешней среды;
- обеспечивает постоянное обновление и совершенствование необходимых знаний, навыков и умений;
- способствует формированию и развитию корпоративной культуры;
- содержит механизмы воздействия на сплоченность коллектива, лояльность персонала;
- осуществляет распространение передового опыта отдельных сотрудников;
- реализуется с учетом возраста, уровня образования, стажа специалистов.
2. Уточнено понятие «корпоративное обучение персонала
организации социального обслуживания населения». Мы рассматриваем его как непрерывный структурированный процесс формирования, развития и совершенствования компетенций персонала, необходимых для достижения стратегических целей и решения специфических проблем конкретной организации социального обслуживания. Выделили сущностные характеристики корпоративного обучения. прикладность знаний, мотивирующий характер, работа на команду, стратегическая
ориентированность, корпоративность, адаптационная направленность обучения. Установили критерии оценки его эффективности в социальном учреждении:
- качество предоставляемых услуг, показателем которого является профессиональный уровень персонала.
- закрепляемость компетентных работников, как результат сформированности корпоративной культуры и высокой лояльности персонала к организации, сплоченности коллектива.
3. Выявлены элементы и механизмы, которые будут использоваться при построении модели корпоративного обучения персонала организации социального обслуживания Красноярского края.
- организация профессиональных сообществ внутри учреждения;
- создание творческих групп, которые станут кураторами всей образовательной деятельности внутри учреждения;
- дифференциальный подход к обучению разных категорий персонала;
- организация ассессмент центра;
- разработка индивидуальных планов развития сотрудников на основе результатов организационной диагностики;
- обеспечение непрерывного обучения посредством организации внутренних образовательных мероприятий, сотрудничества с ресурсно - методическим центром и профильными образовательными организациями.
- создание условий для постоянного самообучения: библиотеки, медиатеки, интернет - ресурс;
- внутренняя аттестация посредством оценки результатов образовательной активности;
- организация процесса адаптации вновь принятых сотрудников; использование таких форм, как наставничество, консультирование, ротация, стажировочные площадки, самообучение.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Системы обучения персонала учреждений - баз исследования, занимающих верхние позиции по итогам независимой оценки качества социального обслуживания, являются корпоративными. Для этих учреждений свойствен низкий процент или отсутствие выбывших сотрудников, высокая степень оценки качества услуг, компетентности персонала.
2. Учреждение, отвечающие параметрам среднестатистического, также имеет систему обучения персонала. Однако данная система не является корпоративной, так как содержит лишь некоторые его характеристики. Для данного учреждения свойственно:
- средняя позиция в рейтинге независимой оценки качества социального обслуживания;
- процент выбывших сотрудников превышает этот же показатель у других учреждений - баз исследования.
3. Субъектами процесса обучения в учреждении социального обслуживания являются руководители; методисты, инициативные группы и специалисты, т.е. те, кто непосредственно осуществляет и организует обучение; отдельные работники, группы сотрудников и трудовой коллектив в роли обучающихся.
4. Модель корпоративного обучения в учреждениях социальной отрасли Красноярского края, обеспечивающая высокий профессиональный уровень работников, качество социальных услуг и закрепленность компетентных сотрудников, должна строиться в соответствии со следующими условиями:
- реализация компетентностного подхода и андрогогических принципов в процессе обучения персонала;
- выделение этапов в структуре корпоративного обучения и проработанность их содержания;
- отбор методов, форм обучения оптимальных для достижения поставленных стратегических целей и возможностей (кадровых, материально-технических) учреждения;
- организация и сопровождение процесса самообучения работников;
- стимулирование и мотивирование субъектов обучения;
- документальная регламентация, распределение обязанностей и ответственности среди организаторов процесса.
В целом, результаты экспериментальной работы подтверждают предположение о том, что качество оказываемых социальных услуг и закрепленность компетентных кадров будут выше, если в учреждении организована система корпоративного обучения.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, гипотеза экспериментально подтверждена. Продолжение исследования мы видим в дальнейшей апробации разработанной модели корпоративного обучения в условиях разных типов учреждений социальной отрасли Красноярского края.
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом[Текст]: учебное пособие/ А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 с.
2. Албегова, И.Ф. Социальная работа: история, теория и технология / И.Ф. Албегова. - Ярославль: Социум, 1997. - 137 с.
3. Алекперов, В.Ю. Система корпоративного обучения и развития
персонала [Электронный ресурс]/ Алекперов В.Ю. - Профессиональные кадры для бизнеса: практика компаний в области образования
и обучения. - 2012 - с. 40-43.// URL:
http://media.rspp.ru/document/1/7/4/7472a07734f07f3f672535ef3565ff48.pdf(дата обращения: 20.10.2015).
4. Боковня, А.Е. Мотивация -основа управления человеческими
ресурсами: (теория и практика формирования мотивирующей
организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография / А.Е. Боковня. -М.: Инфра-М, 2012. -С. 139-142.
5. Большой энциклопедический словарь: [А — Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997. — С. 1408.
6. Бочарова, В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях / В.Г. Бочарова. -М., 1996. -310 с.
7. Брюхова. О.Ю. Корпоративное обучение персонала: выбор
организаций XXI века.. [Электронный ресурс]/ О.Ю. Брюхова // URL: URL www.usurt.ru/ru/data/index5/files/8_11/027_5_8_11.doc (дата обращения:
17.10.2015).
8. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе/ В.Р. Веснин - М.: Юристъ, 2001. - 496 с.
9. Вудкок, М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. -361 с.
10. Высоцкая, О.Л. Использование потенциала корпоративного обучения для непрерывного образования работников учреждений социального обслуживания населения [Электронный ресурс]/// Молодежь и наука ХХ1: ХУ Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы научно-практической конференции. Секция «Институт социально-гуманитарных технологий». - Электрон. дан/ Краснояр. Гос пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014, с. 11 - 13// URL: http://library.kspu.ru/index.php?option=com_irbis&Itemid=300(дата обращения: 17.10.2015).
11. Галагузова, М.А. Диалоги о корпоративном образовании: научно-практическое пособие / М.А. Галагузова, А.Н. Галагузов. - Екатеринбург, «СВ-96». 2009. - 240 с.
12. Галагузова, Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: автореф. Дис. . ..д -ра. Пед. Наук / Ю.Н. Галагузова. -М.: ИРПО, 2001. -38 с.
13. ГОСТ Р 52113-2003. Национальный стандарт Российской
Федерации. Услуги населению. Номенклатура показателей качества [Электронный ресурс]/ постановление Госстандарта России от 28.07.2003 N 253-ст // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=OTN;n=225
(дата обращения: 10.11.2015).
14. Гроза, Е.Н. Компетентностный подход как основа развития профессиональной компетентности работников УСО / Е.Н. Гроза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. -№ 2.
15. Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. / В.И. Даль. -М.: Астрель: АСТ. -2002. -Т. 4. - 1152 с.
16. Данакин. Н.С. Теория и методика социальной работы / Н.С. Данакин. -М., 1991.
17. Дейнека. А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами [Текст]/: учебник для бакалавров./ Дейнека А.В., Беспалько В.А. - М.: Изд-во Дашков и К, 2013 - 389 с.
18. Дейнека. А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие. [Электронный ресурс] / Дейнека
A. В., Жуков Б.М. - М.: Изд-во Академия Естествознания, 2009- 365 сУ/URL: http://www.rae.ru/monographs/53 (дата обращения: 01.10.2015).
19. Дятко, К. Модели корпоративных университетов. [Электронный
ресурс]/ К. Дятко - 2007// URL: http://dyatko.info/modeli-korporativnyh-
universitetov/(дата обращения: 17.10.2015).
20. Жуков, В.И. Сущность и функции социального образования /
B. И. Жуков // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. Тр. -Екатеринбург: СВ-96, 2001. -432 с.
21. Зарыгин В.А. Формирование профессиональной компетентности
специалиста в системе корпоративного обучения: дисс.... кан. пед. наук. [Электронный ресурс]/-В.А. Зарыгин - М., 2011 - 231 с. // URL:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti- spetsialista-v-sisteme-korporativnogo-obucheniya(дата обращения: 17.10.2015).
22. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико - методологический аспект)/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4. - С. 20-27
23. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых : уч./ С.И. Змеев. - М.: Per Se, 2003. - 207 с.
24. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых:: учеб. пос.для студ. высш. учеб. зав./ С.И. Змеев - М.: Академия, 2002. - 128 с.
25. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами:
учебник./Л.В. Карташов - М.: ИНФРА-М, 2005. - 236 с.
26. Кибанов, А.Я. Концепции и виды обучения персонала
[Электронный ресурс]// Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - С. 20-23.// URL: http://hr-portal.ru/article/koncepcii-i-vidy-obucheniya-
personala?page=0 (дата обращения: 10.09.2015).
27. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 304 с.
28. Козырев, В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В.А. Козырев и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.
29. Костицын, Н.А. Основные элементы системы корпоративного
обучения. [Электронный ресурс]/ Костицын Н.А.// URL:
http://www.atriz.ru/index.php?id=47 (дата обращения: 17.10.2015).
30. Кузнецов, В.В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В.Кузнецов.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2010. - 227 с.
31. Леонтьева, Е.Г. Корпоративный университет как модель инновационного корпоративного учебного заведения // Вестн. Том. гос. ун -та .- 2012. - Вып. 361. - с. 26-30.
32. Лотова, И.П. Система внутриорганизационного обучения медицинских работников стационарного учреждения социального обслуживания // Социальное обслуживание. - 2009. - № 9. - с. 108-114.
33. Маленкова, Л.О. Корпоративное обучение педагогов:
зарубежный опыт // ЧиО, 2007. №3-4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnoe-obuchenie-pedagogov-zarubezhnyy- opyt(дата обращения: 17.10.2015).
34. Мешков, А.Ю. Структура корпоративной культуры/ А.Ю, Мешков //Вестник ЮУрГУ - - 2012. - № 10 (269), - с. 148 - 150
35. Минзов А.С. Корпоративное образование в России: сущность и
цели [Электронный ресурс]// А.С. Минзов// URL::
http://www.minzov.ru/analitic/27.pdf ( дата обращения: 10.11.2015).
36. Модель корпоративного обучения [Электронный ресурс]/ М.: - Портал АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2012: - URL: http://www.sberbank-university.ru/ru/approach
37. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение : учебник для бакалавров : гриф Минобрнауки РФ / Е. Б. Моргунов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 561 с.
38. Насибуллин, Э.Н. Корпоративное обучение как фактор
повышения интеллектуального потенциала персонала организации// Режим доступа: http://vml.antat.ru/files/Mahmutov/article_3/Nasibullin.pdf (дата
обращения: 07.05.2014 г.)
39. Нестерова, О.В. Handbook по дисциплине «Организация
корпоративного обучения»: Программа магистерской подготовки по направлению «Управление человеческими ресурсами». [Электронный ресурс]/ Нестерова О.В. - каф. Управления человеческими ресурсами/ Московская финансово-промышленная академия- М., 2010.// URL:
http://www.e-biblio.ru/book/bib/06_management/organiz_corp_obuchenia/hb.html(дата обращения: 01.10.2015).
40. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и
подготовки специалистов: учебное пособие/ В.А. Никитин. - М.: Моск. псих.- соц. ин-т, 2002. - 236 с.
41. О Правилах разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169051/(дата обращения: 10.10.2015).
42. Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/(дата обращения: 20.08.2015).
43. Общая и профессиональная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2005. -368 с.
44. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -4-е изд., доп. -М.: ИНФОТЕХ, 2009. -944 с.
45. Патутина, Н.А. Сотрудники как субъекты корпоративного образования [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ»
- 2012. - №4.// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotrudniki-kak-subekty-
korporativnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.11.2015).
46. Певзнер, М.Н. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации/ М.Н. Певзнер, П.А. Петряков// Человек и образование. - 2009. - № 4, ст. 16-20.
47. Платонова, Н.М. Профессионализм работников - основа успешной социальной политики / Н. Платонова // Соц. Педагогика. -2005. - № 1. -С. 97-100.
48. Платонова, Н.М. Теория и методика социальной работы: учебник для СПО / Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. -М.: Академия, 2010. -384 с.
49. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2004. -574 с.
руководителя / М. А. Пономарева. -М. : ФОРУМ, 2012. -208 с.: ил.; 21. Библиогр.: 202-203 (27 назв.).
51. Развитие непрерывного образования: материалы II
Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1/ ред.кол., отв.ред. Белова Е.Н.. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - 280 с.
52. Развитие образования на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]:
гос. программа Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р//
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138166/(дата обращения: 20.08.2015).
53. Российский работник: образование, профессия, квалификация [Текст]: моногр. / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т«Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.— 574с.
54. Савельев, Д.С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы/ Д.С Савельев// Ульяновск, ИПК ПРО - 2009.
55. Садохин, А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации/ А.П. Садохин//Общественные науки и современность- 2008. - № 3. - С. 156-166
56. Самоукина, Н.В. Настольная книга директора по персоналу: практическое руководство/ Н.В. Самоукина: - М.: Эксмо, 2009. - с. 331
57. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. РАН В.И. Жукова. -2-е изд., доп. И перераб. -М.: Издательство РГСУ, 2008. - 412с.
58. Социальная работа / Под общ. Ред. Проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростов н/Д: Феникс, 2000. -576 с.
59. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
60. Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст]: теория и практика / В.А. Спивак. М.: Питер. 2001. - 345 с ;
61. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров: учебное
пособие. [Электронный ресурс] / В.А. Спивак - М.: Эксмо, 2008 - 128 с. //
URL: http://e-libra.ru/books/363117-upravlenie-personalom-dlya-menedjerov:-
uchebnoe-posobie.html (дата обращения: 17.10.2015).
62. Стёганцев, А.В. Использование компетентностного подхода при
создании и проведении бизнес-тренинга [Электронный ресурс]/ М.: - Портал Тренеров и Консультантов, 2004: - URL:
http://www.treko.ru/show_article_1625 (дата обращения: 02.11.2015).
63. Сухих, В.Г. Площадки для повышения мастерства [Электронный ресурс]/ В.Г Сухих // Информационно-аналитический журнал министерства социальной политики Красноярского края «Социальное развитие: регион 24».
- №2 - С. 44-46// URL: http://szn24.ru/files/zurnal/04/2.pdf(дата обращения: 02.11.2015).
64. Сыкеева, Л. П.Организация корпоративного обучения в ГБОУ школе №112 [Электронный ресурс]// Электронный журнал «РОНО». - 2012.
- № 17. // URL: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-
zurnala/vypusk-17/podrazdel-1/organizacia-korporativnogo-obucenia-v-gbou-skole-no112 (дата обращения: 11.09.2015).
65. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 05.10.2015 N 285-ФЗ (ред. от 05.10.2015)// КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015. URL:
тhttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=75545;fld=134;dst=100060;rnd=180312.3066996303386986;;ts=01803126236957882065326 (дата обращения: 20.08.2015).
66. Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Киба-нова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 638 с.
67. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов./ П.Э. Шлендер и др.]; под ред. проф. П.Э. Шлендер. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.
68. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Д. Н. Ушаков. -М., 2000.
69. Ушинский, К.Д. Три элемента школы в 6 т. / К.Д. Ушинский. - М., 1990. -Т. 1. -171 с.
70. Философский словарь / Под ред. А.П. Ярещенко. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. -560 с.
71. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдин. - М.: Политиздат, 1968. -432 с.
72. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. -М.: Академия, 2002. -192с.
73. Фирсов, М.В. Технология социальной работы: допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. Для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студёнова. -3-е изд., перераб. И доп. -М.: Юрайт, 2012. -557 с.
74. Холостова, Е.И. Модернизация страны и модернизация социальной работы / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. -2010. -№ 3. -С. 4.
75. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие/ Е. И. Холостова. - 2-е изд.. М.: Дашков и К., 2008. - 236 с
76. Холостова, Е.И. Формирование системы непрерывного социального образования: методологические подходы и современная практика/Социальное обслуживание. - 2014. -№3, ст 39-45.
77. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. -808 с.
78. Шестаков, А.В. Экономика и права: энциклопедический словарь / А.В. Шестаков. -- М.: Дашков и К., 2005. - 568 с
79. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие / Н.Б. Шмелева. -М., 2004.