ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОБРАЗЕ УЧИТЕЛЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальных представлений в младшем школьной возрасте 7
1.1 Понятие о социальных представлениях младших школьников
в научной литературе 7
1.2. Социальные представления об учителе в младшем школьном возрасте 15
1.3. Важность расширения социальных представлений об образе
учителя для современных младших школьников 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Организация и проведение опытно экспериментального исследования по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 31
2.1 Диагностический инструментарий по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 31
2.2. Анализ результатов по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 36
2.3 Возможности кейс-метода для расширения социальных представлений об учителе у младших школьников 41
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Глава 1. Теоретические основы социальных представлений в младшем школьной возрасте 7
1.1 Понятие о социальных представлениях младших школьников
в научной литературе 7
1.2. Социальные представления об учителе в младшем школьном возрасте 15
1.3. Важность расширения социальных представлений об образе
учителя для современных младших школьников 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Организация и проведение опытно экспериментального исследования по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 31
2.1 Диагностический инструментарий по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 31
2.2. Анализ результатов по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников 36
2.3 Возможности кейс-метода для расширения социальных представлений об учителе у младших школьников 41
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что отношения между учителем и учеником являются неотъемлемой частью учебного процесса, посредством общения и совместной деятельности учитель передает учащимся социальный опыт, элементами которого являются личностный, метапредметный и предметный уровень. От коммуникации между ними зависят не только знания по учебным предметам, которые, безусловно, являются одними из важных элементов, но и умения и навыки, которые помогают человеку в жизни. Так, выучить алфавит для школьника недостаточно, ребенок должен выработать навык чтения, а также умение понимать и анализировать текст, строить оценочное суждение по прочитанному. Каждое понятие, если мы рассматриваем его как элемент мышления, берет начало формирования на основе представлений.
Процесс передачи социального опыта начался далеко в прошлом. Еще в античности появились специальные места, где старшее поколение передавало свой опыт младшему. Сегодня, благодаря тенденциям образования, этот процесс затрагивает и нас. Он реализуется в таких учреждениях, как детские сады, школы, университеты и места повышения квалификации. В этих местах специально подготовленные люди делятся своим опытом и знаниями. Необходимо подчеркнуть, что общение между субъектами структур образования, как и между всеми людьми, основывается на взаимоуважении, которое является главным компонентом отношений.
Таким образом, опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Успешным оно будет в том случае, когда ребенок видит в учителе не только вещателя содержания учебника, а в первую очередь человека, в некотором роде идеала, на который ориентируется младший школьник. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, углублением в область социальных представлений.
Начало изучения проблемы социальных отношений берет свое начало во второй половине XIX века. Корни концепции социальных представлений содержатся в идеях Э. Дюркгейма и Л.Л.Брюля, затем значимый вклад в изучение направления вносит французский психолог С. Московичи [10][18][25].
Общественные изменения, смена парадигм образования, показывают на необходимость нахождения противоречий на уровне социальных представлений и их урегулирования для лучшего развития, и становления подрастающей личности.
На настоящий момент говорят про учительство и важность учительского труда, что деятельность учителя имеет большое значение в жизни ученика, такое как обучение, забота о правильном формировании человеческой личности, о правильном воспитании детей. Однако, несмотря на это, представления об учителе являются недостаточно полными, не раскрывают все аспекты деятельности, из-за того, что представлениям характерно возрастное изменение, многие утрачиваются, что ведет к ограничению их в сознании младших школьников.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект: социальные представления об учителей у младших школьников.
Предмет: комплекс занятий, направленный на нивелирование дефицитов в социальных представлениях у учеников младшей школы об учителе.
Цель исследования: исследовать социальные представления у младших школьников об учителе и разработать комплекс занятий, основанный на использовании технологии кейс-метод, направленный на нивелирование дефицитов.
Задачи:
• Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
• Исследовать социальные представления об учителе и пути их расширения в младшем школьном возрасте.
• Изучить важность полных представлений об образе учителя для современных младших школьников.
• Подобрать диагностический инструментарий по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников.
• Организовать проведение опытно-экспериментального исследования по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников и проанализировать полученные результаты.
• Ознакомиться с возможностями кейс-метода для расширения социальных представлений об учителе у младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что:
• Содержание образов социальных представлений имеет прямую зависимость от возраста ребенка.
• Социальные представления об учителе у младших школьников находятся на низком и среднем уровнях.
• Такую технологию обучения, как кейс-метод, возможно применить в качестве основы для занятий по расширению социальных представлений у учеников младшей школы.
В ходе исследования были использованы следующие методы. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (формирующий).
Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой исследования стала Гимназия №10 города Красноярска. Для проведения исследования было выбрано по одному классу в параллели 1,2,3 и 4-х. Общая выборка составила 95 человек младших школьников, где в первом - 23 человека, во втором - 24, в третьем - 23, в четвертом - 25 присутствующих.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Процесс передачи социального опыта начался далеко в прошлом. Еще в античности появились специальные места, где старшее поколение передавало свой опыт младшему. Сегодня, благодаря тенденциям образования, этот процесс затрагивает и нас. Он реализуется в таких учреждениях, как детские сады, школы, университеты и места повышения квалификации. В этих местах специально подготовленные люди делятся своим опытом и знаниями. Необходимо подчеркнуть, что общение между субъектами структур образования, как и между всеми людьми, основывается на взаимоуважении, которое является главным компонентом отношений.
Таким образом, опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Успешным оно будет в том случае, когда ребенок видит в учителе не только вещателя содержания учебника, а в первую очередь человека, в некотором роде идеала, на который ориентируется младший школьник. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, углублением в область социальных представлений.
Начало изучения проблемы социальных отношений берет свое начало во второй половине XIX века. Корни концепции социальных представлений содержатся в идеях Э. Дюркгейма и Л.Л.Брюля, затем значимый вклад в изучение направления вносит французский психолог С. Московичи [10][18][25].
Общественные изменения, смена парадигм образования, показывают на необходимость нахождения противоречий на уровне социальных представлений и их урегулирования для лучшего развития, и становления подрастающей личности.
На настоящий момент говорят про учительство и важность учительского труда, что деятельность учителя имеет большое значение в жизни ученика, такое как обучение, забота о правильном формировании человеческой личности, о правильном воспитании детей. Однако, несмотря на это, представления об учителе являются недостаточно полными, не раскрывают все аспекты деятельности, из-за того, что представлениям характерно возрастное изменение, многие утрачиваются, что ведет к ограничению их в сознании младших школьников.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект: социальные представления об учителей у младших школьников.
Предмет: комплекс занятий, направленный на нивелирование дефицитов в социальных представлениях у учеников младшей школы об учителе.
Цель исследования: исследовать социальные представления у младших школьников об учителе и разработать комплекс занятий, основанный на использовании технологии кейс-метод, направленный на нивелирование дефицитов.
Задачи:
• Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
• Исследовать социальные представления об учителе и пути их расширения в младшем школьном возрасте.
• Изучить важность полных представлений об образе учителя для современных младших школьников.
• Подобрать диагностический инструментарий по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников.
• Организовать проведение опытно-экспериментального исследования по выявлению социальных представлений об учителе у младших школьников и проанализировать полученные результаты.
• Ознакомиться с возможностями кейс-метода для расширения социальных представлений об учителе у младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что:
• Содержание образов социальных представлений имеет прямую зависимость от возраста ребенка.
• Социальные представления об учителе у младших школьников находятся на низком и среднем уровнях.
• Такую технологию обучения, как кейс-метод, возможно применить в качестве основы для занятий по расширению социальных представлений у учеников младшей школы.
В ходе исследования были использованы следующие методы. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (формирующий).
Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой исследования стала Гимназия №10 города Красноярска. Для проведения исследования было выбрано по одному классу в параллели 1,2,3 и 4-х. Общая выборка составила 95 человек младших школьников, где в первом - 23 человека, во втором - 24, в третьем - 23, в четвертом - 25 присутствующих.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Исследование мы начали с изучения литературы по данной теме, выявили, что социальные представления являются актуальной проблемой в социальной психологии, по которой производится большое количество исследований, в том числе направленных на выявление их содержания, как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
Теория социальных представлений основана на работах Эмиля Дюркгейма. Он пришел к выводу, что для развития общества необходимо наличие общественного сознания, которое объединяет людей и обеспечивает ресурсом, необходимым для прогресса общества. Люсьен Леви-Брюль, французский философ и социолог, продолжая идеи Э. Дюркгейма, утверждает, что коллективные представления не зависят от индивидуальности, а являются системой верований и чувств, общих для членов одного общества. Подобные мысли видим и в работах Сержа Московичи, который выделял, что большая часть представлений не столько индивидуальны, сколько социальны. Следовательно, рассматривать социальные представления можно только в контексте некой определенной культуры.
В сознании учеников младшей школы идеальный учитель обладает традиционными характеристиками, которые соответствуют его профессиональной деятельности. Однако по мере взросления учащихся этот образ становится более разнообразным и сложным, а приоритетам свойственны качественные изменения.
Сформированные социальных представлений способствуют формированию культурно-воспитательной среды школы, значимости профессии, ценности отношения к учителю, и, как итог, ценности и значимости самой учебы, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью.
На основе анализа теоретических источников «Психология социального познания» Г. М. Андреевой и «Учителю о педагогическом общении» В.А.Кан-Калика были подобраны критерии для выявления социальных представлений у учеников младших классов об учителе. Под эти критерии мы отобрали методики, которые помогли нам в ходе опытно¬экспериментального исследования.
При помощи отобранного инструментария нам удалось провести исследование и получили следующие выводы: в сознании учеников младшего школьного возраста лидирует именно частичное представление, лишь у трети учеников присутствует полное представление об учителе, о школе, об их месте в ней. Фрагментарное присуще пятой части учеников, в основном, эта доля выпадает на первый класс.
Исходя из приведенных нами выше анализов исследования мы пришли к выводу о важности расширения социальных представлений младших школьников. Мы разработали курс занятий, в центре которых стоит использование кейс- метода, который, как мы планируем, будет способствовать расширению социальных представлений об учителе у современных младших школьников. Таким образом, мы считаем, что в процессе написания работы все задачи были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
Теория социальных представлений основана на работах Эмиля Дюркгейма. Он пришел к выводу, что для развития общества необходимо наличие общественного сознания, которое объединяет людей и обеспечивает ресурсом, необходимым для прогресса общества. Люсьен Леви-Брюль, французский философ и социолог, продолжая идеи Э. Дюркгейма, утверждает, что коллективные представления не зависят от индивидуальности, а являются системой верований и чувств, общих для членов одного общества. Подобные мысли видим и в работах Сержа Московичи, который выделял, что большая часть представлений не столько индивидуальны, сколько социальны. Следовательно, рассматривать социальные представления можно только в контексте некой определенной культуры.
В сознании учеников младшей школы идеальный учитель обладает традиционными характеристиками, которые соответствуют его профессиональной деятельности. Однако по мере взросления учащихся этот образ становится более разнообразным и сложным, а приоритетам свойственны качественные изменения.
Сформированные социальных представлений способствуют формированию культурно-воспитательной среды школы, значимости профессии, ценности отношения к учителю, и, как итог, ценности и значимости самой учебы, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью.
На основе анализа теоретических источников «Психология социального познания» Г. М. Андреевой и «Учителю о педагогическом общении» В.А.Кан-Калика были подобраны критерии для выявления социальных представлений у учеников младших классов об учителе. Под эти критерии мы отобрали методики, которые помогли нам в ходе опытно¬экспериментального исследования.
При помощи отобранного инструментария нам удалось провести исследование и получили следующие выводы: в сознании учеников младшего школьного возраста лидирует именно частичное представление, лишь у трети учеников присутствует полное представление об учителе, о школе, об их месте в ней. Фрагментарное присуще пятой части учеников, в основном, эта доля выпадает на первый класс.
Исходя из приведенных нами выше анализов исследования мы пришли к выводу о важности расширения социальных представлений младших школьников. Мы разработали курс занятий, в центре которых стоит использование кейс- метода, который, как мы планируем, будет способствовать расширению социальных представлений об учителе у современных младших школьников. Таким образом, мы считаем, что в процессе написания работы все задачи были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности социальных представлений у младших школьников о семье
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников здорового образа жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эстетических представлений у младших школьников во
внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие зрительных представлений у учащихся младшей школы с ЗПР в процессе коррекции оптической дисграфии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



