ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
с ОНР III уровня 8
1.2. Особенности словообразовательных навыков в онтогенезе 15
1.3. Проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с
ОНР III уровня 27
1.4. Обзор методик по проблеме формирования навыков словообразования
у дошкольников с ОНР III уровня 31
ГЛАВА II . КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 42
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 62
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 62
3.2. Формирование навыков словообразования у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 68
3.3. Контрольный эксперимент 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
Приложение 1 99
Приложение 2 100
Приложение 3 101
Приложение 4 102
Приложение 5 103
Приложение 6 106
Приложение 7 109
Приложение 8 112
Приложение 9 118
Приложение 10 131
Приложение 11 132
Актуальность исследования. Учеными фиксируется рост речевых патологий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях проводимых Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Л.Ф. Спировой, А.Р. Ястребовой и других доказано, что более 30% учащихся с недостатками речи испытывают трудности в усвоении чтения и письма [34], [38], [55], [78]. Одной из причин этого является недостаточность лексико-грамматического строя, проявляющаяся еще в дошкольном возрасте.
Словообразование является одним из важнейших составляющих, влияющих на сформированность лексико-грамматического строя у детей. В исследования, проведенных Т.А. Фотековой отмечается, что к началу школьного обучения у нормально развивающихся детей «отмечается отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования» [69].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «Речевое развитие» является одной из основных образовательных областей, входящих в содержание образовательной программы ДОО. Оно включает в себя не только владение речью как средством общения и культуры, но и обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Это напрямую связано с формированием навыков словообразования у детей в процессе дошкольного образования [64].
Наше исследование посвящено изучению формирования навыков словообразования старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, так как овладение словообразовательными навыками становится доступным детям лишь на III уровне речевого развития. В настоящее время существует необходимость совершенствования традиционных подходов коррекционно-логопедической работы по формированию навыков словообразования дошкольников с ОНР III уровня, адаптация их в современных образовательных условиях. Особенно это важно для старших дошкольников, поскольку словообразовательные умения и навыки детей являются показателями их готовности к формированию универсальных учебных действий.
Изучением закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных навыков при онтогенетическом развитии речи занимались такие ученые как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и другие
В работах М.М. Алексеевой, А.Г. Арушуновой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.С.Жуковой, Г.А. Каше, Н.В. Серебряковой, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой и других изучается речевая деятельность детей с отклонениями в развитии, рассматриваются отдельные направления и приемы по формированию словообразовательных навыков детей с нормальным речевым развитием и детей с речевой патологией
Проблема исследования заключается в том, что существует достаточное количество работ, направленных на исследование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с нарушениями речи, но при этом отсутствуют единые подходы к формированию навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования. Теоретически изучить, обосновать комплекс коррекционно-логопедических мероприятий, а также сформировать навыки словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объектом исследования являются навыки словообразования старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования является процесс формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что работа с использованием комплекса коррекционно-логопедических мероприятий, направленных на формирование навыков словообразования позволит повысить уровень сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня.
...
Ознакомившись с проблемой нарушения словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и сделали вывод о том, что речь детей с ОНР III уровня характеризуется нарушением произношения и различения звуков, ограниченным словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. У старших дошкольников с ОНР III уровня отмечается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает и влияет на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Исследования В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздева, Е.С. Кубряковой, А.А. Леонтьева, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина и других доказали, что овладение словообразованием детьми в процессе онтогенетического развития определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Ошибки словообразования говорят о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Это тормозит становление не только лексической системы языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом.
Опираясь на исследования М.М. Алексеевой, А.Г. Арушуновой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.С.Жуковой, Н.В. Серебряковой, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой мы выявили особенности сформированности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ходе проведения констатирующего эксперимента по методике М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой «Исследование способности словообразования», дополненной заданиями на образование приставочных глаголов из «Методики психолингвистического исследования нарушений устной речи» Р.И. Лалаевой. Основными нарушениями словообразования являлись недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов, а так же нарушение операции выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующей данной модели слова.
В ходе проведения формирующего эксперимента нами был разработан и проведен комплекс коррекционно-логопедических мероприятий, который включал в себя: логопедические занятия, взаимодействие со специалистами детского сада (воспитателями) и работу с родителями.
На последнем этапе работы мы определили степень эффективности составленного комплекса мероприятий после повторного исследования навыков словообразования дошкольников с ОНР III уровня. В результате было выявлено, что уровень сформированности навыков словообразования экспериментальной группы по каждому из заданий заметно вырос, в то время как у детей контрольной группы результаты возросли незначительно или остались на прежнем уровне.
Мы считаем, что разработанный нами комплекс мероприятий по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня может быть использован в практической работе с такими детьми в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза о том, что коррекционно-логопедическая работа с использованием комплекса коррекционно-логопедических мероприятий, направленных на
формирование навыков словообразования, позволит повысить уровень сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня доказана.
1. Аверьянова, А.П. Как образуются слова / А.П. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2001. - 71 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений, - 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 340 с.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. - М., 2005. - 296 с.
5. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М., 2011. - 210 с.
6. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина// Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40
7. Виноградов, В.В. История русских лингвистических учений /В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 2005. - 560 с.
8. Винокур, Г.О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи возрасте / Г.О. Винокур. - СПб.: ЛКИ, 2010. - 232 с.
9. Волкова, С.Н. Формирование навыков словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Волкова, М.В. Пустовалова // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 44-60.
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 91 с.
12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 79 с.
13. Гараева, Л.И. Психолингвистический анализ семантической структуры производного слова: автореф. дис.... канд. филолог. наук: 10.02.19 / Гараева Людмила Ивановна. - М. - 1987. - 23 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
15. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Изд.3 / А.Н. Гвоздев. - М.: Ленард, 2015. - 322 с.
... всего 79 источников