1. Введение 3-5
2. Глава 1. Поэтическое оформление образа времени в русской лирике 6-21
1.1. Восприятие образа времени в лирике В.Жуковского и К.Батюшкова 6-10
1.2. Чувство времени в лирике Е.Баратынского, И.Долгорукого и П.Вяземского 10-19
Выводы по 1 главе 19-20
3. Глава 2. Выражение времени в лирике С.Есенина 21
2.1. Время как философская категория бытия в поэтическом ракурсе С.Есенина 21-34
2.2. Особенности изображения исторического времени в поэмах С.Есенина 34-41
Выводы по 2 главе 41-43
4. Заключение 43-46
Библиография 47-50
Образ времени в литературе неоднократно становился предметом научного внимания, но практически все исследователи, выходящие к осмыслению особенностей поэтического преломления представлений о времени, в большей или меньшей степени ограничиваются частными рассуждениями в рамках анализа творчества того или иного автора.
Проблемой бытования образа времени в сознании и поэтических текстах русских писателей занимались такие исследователи как Г А Гуковский, Г.П Макогоненко, И Ю Фоменко, А В Западов, Б А. Успенский, Б.Ф. Егоров, В.Н. Топоров, А.В. Михайлов, Ю.В. Стенник, В.Э. Вацуро, А.А. Фаустов, В.А. Грехнёв и др .
Рассуждения исследователей о времени в творчестве того или иного поэта имеют, скорее, характер попутных замечаний, чем целенаправленного изучения, и потому проблема функционирования и эволюции образа времени в русской лирике остается открытой. Научных работ обобщающего характера, посвященных изучению эволюции осмысления образа времени в русской лирике, в частности, в поэзии С.А.Есенина до сих пор не существует.
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально¬исторических условий освещались частично или негативно. В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать И С.А.Есенина.
В ранних стихотворениях Сергей Есенин - поэт чувств, а в более поздних - философ, мыслитель. Но независимо от этапов творческого пути,думы его направлены на осмысление бытия. В стихах мыслей и чувств рождались лирические откровения - раздумья о судьбе родины, деревни, Человека, как части Вселенной.
Многочисленные идейно-художественные влияния, испытанные С.Есениным, оставили глубокий след и в его поэтике. Но уже в ранний период творчества отчетливо обозначилась и самобытность поэта, особая, только ему присущая манера перевоплощения впечатлений от внешнего мира в поэтические образы.
Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет щедро питали его поэзию соками родной земли. Именно в поэтике Есенина - наиярчайшее выражение его не-расторжимой связи с национальной поэтической культурой в ее устно-народной и классической форме.
Актуальность данной выпускной квалификационной работу обусловлена слабой изученностью темы образа времени в лирике Есенина.
Научная новизна работы заключается в попытке исследовать образ времени в произведениях С.Есенина
Цель данного дипломного исследование представляет собой попытку осмысления образа времени в художественном ракурсе С.Есенина и особенностей его использования в лирике на протяжении всего творчества поэта.
Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:
1. Определить художественные и смысловые функции образа времени как бытийного хода жизни в стихах С.Есенина.
2. Выявить используемые поэтом философские мотивы в создании образа времени в стихотворениях и поэмах С.Есенина
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении творчества С.А. Есенина в средней школе.
Объектом исследования является поэзия С.Есенина.
Предметом исследования выступает образ времени, функционирующий в творчестве С.Есенина
Методологическую основу дипломного исследования составили труды отечественных лингвистов: А.В. Бондарко, А.Н. Васильевой, В.В. Виноградова, М.В. Всеволодовой, М.Н. Кожиной, А.Ф. Лосева, Л.А. Новикова, В.Н. Топорова, др.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии.
Образ времени имеет неоспоримое значение в понимании человеком мира и в отражении этого мира в искусстве. Мир воспринимается человеком через время и во времени. Выступая наряду с пространством, причиной, измерением, числом, судьбой и свободой, определяющей категорией человеческого сознания , время являлось и является неизменным объектом внимания поэтов.
Основной сферой художественной реализации представлений о времени в русской культуре стала поэзия, при этом поэтическое осмысление времени превратилось во всеохватный процесс. Прямо или косвенно в него оказались включены многие русские поэты, в результате чего был создан общий, многосоставный - и внутренне неоднородный - «текст времени»
Внутренним механизмом построения «текста времени» стало формирование системы образов и мотивов, связанных с различными аспектами образа времени. Самыми общими мотивами, которые можно найти практически у каждого поэта , стали мотивы возраста (в диапазоне от детства до старости), перехода в новую возрастную категорию, движения времени (его направление и темп), соотношения человека с временем (постижение его законов, их приятие или борьба с ними) и с эпохой (совпадение или расхождение с ней), мотив и образ смерти, образ прошлого и будущего, противопоставленные действительности настоящего, а также наполненный философским звучанием образ вечности.
Отличительной особенностью образа времени, нашедшей свое поэтическое преломление в творчестве русских поэтов, стал ее принципиально проблемный характер. Каждый поэт в своем творчестве стремится разрешить какую-либо конфликтную ситуацию, определяющую характер его переживания времени
Занявшее не одно десятилетие, становление темы времени выработало ряд закономерностей, определивших собою динамику данного процесса. В числе таковых следует назвать увеличение роли индивидуального начала в разработке темы времени, изменение качества восприятия времени.
Образ времени поэтически оформляется в творчестве многих русских поэтов. К примеру, КН Батюшков выделяет наиболее острым чувством времени и предельно болезненным переживанием собственной незащищенности перед ним.
В.Жуковский, собирая воедино все компоненты времени, обретает, как он сам его называет, «чувство бытия»
Новое звучание в трактовке Баратынского приобрела проблема соотношения человека (человечества) и времени.
Время в поэтическом мире С.Есенина - это философская категория бытия. Время не регулируется никакими законами, оно независимо от воли людей. Человек и время взаимосвязаны, хотя существуют вне друг друга.
Время управляет человеком, отсчитывая минуты отпущенной ему жизни, приближая срок ухода с бренной земли. По истечении определенного срока люди осознают, что молодость утрачена безвозвратно, жизнь проходит. Тема быстротечности жизни, грусти, разочарования, предчувствия собственного уходе звучит во многих есенинских стихотворениях.
В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Бытие и время в художественном тексте также очень тесно связаны. Две эти категории влияют друг на друга, иногда существуют в неразрывном единстве, но при этом они по-разному осваиваются в каждом из литературных родов.
Всякое художественное произведение является авторской моделью мира, оно отражает и пересоздает окружающую действительность . Время для Есенина - это пластичный творческий материал, который можно "сжать" или "растянуть" по своему усмотрению. Поэт может остановить мгновение, потому что оно "прекрасно", и любоваться им столько, сколько ему захочется. Есенин очень ценит свое время, особенно время своего приятного досуга и удовольствий. Во многих стихотворениях о природе поэт наслаждается мгновеньями, описывая разное время суток. В них наиболее полно раскрывается природный дар Есенина-пейзажиста.
Время - тот многоликий образ, через который поэт выразил своё “переживание жизни”, разные стороны бытия, напряжённое стремление проникнуть в смысл событий. Обращение к понятию времени придаёт лирике Есенина философский характер.
Какие же формы обретает время в творчестве Есенина? И какие из них наиболее употребительны, наиболее частотны? Это понятия “век”, «год», «минута» и «миг».
Следующая форма времени - это времена года . В лирике поэта стихотворения о временах года занимают значительное место.
Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам.
Рассмотрев временную характеристику модели мира в произведениях Есенина, можно сделать вывод о том, что время показано в движении и обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года.
В поэмах Есенина время «прерывисто», «разорвано», сначала течет все быстрее и быстрее, ускоряет свой ход, пока не доходит до определенной точки, а затем прерывает свой ход, после чего начинает течь вновь. Возможна еще и другая интерпретация: конец прежнего мира одновременно означает и конец времени, переход к вечности. В наступившем царстве Божьем времени уже нет, господствует вечность. Время резко ускоряет свой ход, дабы прийти к своему завершению, уступить место вечности. В поэмах С.Есенина дан образ исторического времени.
Время творчества Есенина - эпоха крутых поворотов в истории России. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа и его исторического времени.
1. Афанасьев А. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1982.
2. Афанасьев А. Народ - художник : Миф. Фольклор. Литература./ Сост. А. Налепина. М., 1986.
3. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.
4. Волков А. Художественные искания Есенина. М., 1976.
5. В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.
6. Введение в литературоведение : Хрестоматия. / Под ред. П. Николаева .М., 1997.
7. .Выходцев П. Поэты и время. Л., 1967.
8. Галкина-Федорук Е. О стиле поэзии Сергея Есенина. М.,1965.
9. Есенин С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1970.
10. Есенин и современность: Сб. М., 1975.
11. Есенин и русская поэзия./ Под ред. В.Г. Базанова . Л., 1967.
12. Есенин в воспоминаниях современников . В 2-х т. / Сост. А. Козловский. 1986.
13.. Журавлев В. Лирический роман С.Есенина //Литература в школе. 1995 г., № 5.
14. Жизнь Есенина./ Сост. С. Кошечкина. М., 2008
15. Зорин А. Несказанное, синее, нежное...// Литература. ( Первое сентября.) 1998., № 3.
16. История русской советской поэзии 1917-1941. /Отв. Ред. В.В.Бузник. Л., 1983.
17. История русской советской литературы в 4-х томах. Том 1 / Под ред. A. Г.Дементьева. М., 1967.
18. «И тебе я в песне отзовусь»: сб. статей о С.Есенине / сост. B. В.Шахов.1986.
19. Коржан Е. Есенин и народная поэзия. Л., 2001
20. Калган Э. На переломе. // Литература.( Первое сентября.) 1998.
21. Красухин Г. Легенда и реальность.// Литература. ( Первое сентября.)1998., № 3.
22. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / сост. А.Ф.Некрылова. М.,1989.
23. Лазутин С. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособ. Для филфак. ун-тов и пед. ин-тов. М.,1989.
24. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 2009
25. Мусатов М. Поэтический мир С.Есенина. // Литература в школе. 1995.№ 6.
26. Народный месяцеслов.// Русский дом./ Сост. А.Халин. Н.Новгород,1993.
27. Наумов Е. С.Есенин. Жизнь и творчество. М.-Л., 1965.
28. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1978.
29. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
30. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
31. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособ. для филфак. пед. ин-тов. / Под ред. Проф. Н.И.Кравцова. М., 1974.
32. Русский дом. /Сост. А.А.Халин, Н.С.Сунин. Н.Новгород, 1993.
33. Русская литература 20 века: Справ. матер.: Кн. для учащихся ст. кл. / Сост. Л.А.Смирнова. М., 1995.
34. Сергей Есенин. Проблемы творчества: Сб. ст. /Сост. П.Ф.Юшин. М.,1978.
35. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т./ Сост. А.А. Козловский. 1986.
36. Соколов А. История русской литературы конца 19-начала20 века: Учебник для филолог. спец. ун-тов. М.,1999.
37. Телегин С. А.Н.Афанасьев: Мифологический взгляд на природу и человека. //Литература в школе . 1997., № 3.
38. Хелемский Я. Две судьбы. Литература. ( Первое сентября. ) 200, № 1.
39. П. Юшин. Поэзия Сергея Есенина. ( 1910 - 1923 г.г. ) М., 1966. 40.Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных
образов в русской поэзии. М.. 2009.
41.Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира : Модели пространства, времени и восприятия. М., 2007
http://esenin.ru/ (http://ww.есенин.рф/) - Сайт, посвященный Сергею Есенину - «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...». На сайте: биография, фотографии, произведения поэта, воспоминания современников, информация о есенинских местах и о частных коллекционерах, много лет бережно хранящих память о любимом поэте.
http://esenin-sergej.ru/ - Сергей Александрович Есенин
http://ser-esenin.ru/ - Сергей Александрович Есенин
http://esenin-s.ucoz.ru/ - С.А. Есенин: уникальные видео- и аудиозаписи, фотоснимки, школьные материалы и биографические сведения.
http://esenin.niv.ru/ - Сайт Сергея Есенина. Биография, фотографии, произведения, музей-заповедник в Константиново.
ЭНИ «Есенин» в Фундаментальной электронной библиотеке http://www.esenins.ru/ - Сайт «Современное есениноведение» - ресурс академического типа и универсального назначения, позволяющий сконцентрировать внимание на научных проблемах творчества поэта.
Сергей Есенин в проекте «Новая литературная сеть»
Есенин Сергей Александрович в Википедии
http://zinin-miresenina.narod.ru/ - Сайт «Мир Есенина» посвящен любителям творчества великого русского поэта. Представлены материалы, собранные ташкентским есенинолюбом Сергеем Ивановичем Зининым.
http://sergeiesenin.lit-info.ru/ - Сайт-памятник, посвященный творчеству и библиографическим редкостям о Сергее Есенине.