Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования арт-терапии для детей в возрасте 4-5 лет с нарушением речи 7
1.1. Арт-терапия: понятие, значение 7
1.2. Эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста 19
1.3. Особенности использования арт-терапии для коррекции
эмоциональной сферы у детей в возрасте 4-5 лет с нарушением речи 24
Выводы по главе 28
Глава 2 Эмпирическое исследование коррекции эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи арт-терапевтическими средствами 31
2.1. Исследование эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи 31
2.2. Реализация программы с использованием арт-терапевтических
методов в целях коррекции эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи 40
2.3. Анализ эффективности программы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических методов 46
Вывод по главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложения 1 Методики 62
Приложение 2 Разработки конспектов коррекционной программы 75
Возраст 4-5 лет представляет собой этап интенсивного развития, в котором закладываются основы психического, нравственного и физического здоровья. В современном мире человек сталкивается с большим количеством трудностей и проблем, которые требуют от него больших психических, физических и иных затрат. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей личности не всем удается адаптироваться к новым условиям среды. Особенно тяжело это переживают дети, т. к. они только учатся преодолевать эти препятствия, познают незнакомую среду, затрачивая при этом колоссальные ресурсы. Безусловно, это отражается на всех сторонах жизни ребенка: и поведенческой, и когнитивной, и эмоциональной.
В русле современных тенденций гуманной работы с человеком особое внимание отводится методам арт-терапии. Арт-терапевтические технологии сейчас активно пропагандируются среди дошкольных педагогов и психологов.
В настоящее время в научной литературе можно встретить огромное количество исследований, связанных с изучением влияния арт-терапии на развитие психоэмоциональной сферы ребенка, а также на диагностику и коррекцию личностных качеств детей, в том числе и детско-родительских отношений (Л.Д. Лебедева, В.П. Анисимов, Л.А. Белозерова и др.)[35; 4; 6].
Арт-терапия представляет собой междисциплинарный подход, в котором представлены такие области, как медицина, психология,педагогика и т. д. Термин «арт-терапия» впервые был использован в 30-40-х гг. XX в.
За рубежом клиническими специалистами по сопровождению клиентов с психическими, эмоциональными, поведенческими и иными нарушениями, с целью их лечения и реабилитации посредством изобразительного творчества.Под «арт-терапией» принято понимать «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения,психокоррекции,психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [5, с. 5].
Актуальность выпускной квалификационной работы. На современном этапе общества в дошкольном возрасте наиболее частыми являются речевые нарушения. Дети с нарушениями речевого развития - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности ребенка 4-5 лет.
Средством, способным решить все эти задачи, является «Арт-терапия». «Арт-терапия», являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи арт¬терапевтическими средствами.
Объект выпускной квалификационной работы: эмоциональная сфера детей 4-5 лет с нарушением речи.
Предмет выпускной квалификационной работы: развитие эмоциональной сферы детей арт-терапевтическими средствами.
База исследования: МБДОУ №140 г. Красноярска.
Выборка: В исследовании приняли участие 10 детей 4-5 лет (логопедическая группа).
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть понятие и значение арт-терапии;
2. Описать специфику эмоциональной сферы детей в возрасте 4-5 лет;
3. Рассмотреть особенности использования арт-терапии для детей в возрасте 4-5 лет с нарушением речи;
4. Провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы у детей в возрасте 4-5 лет с нарушением речи;
5. Составить и реализовать программу коррекции эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи, оценить ее эффективность.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: арт-терапевтические методы способствуют позитивному изменению эмоциональной сферы у детей 4-5 лет с нарушением речи: снижению уровня тревожности и уменьшению количества детских страхов.
Новизна исследования определяется недостаточной изученностью, влияния арт-терапии на эмоциональное развитие детей 4-5 лет в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.
Методологической основой исследования явились культурно¬историческая теория Л.С. Выготского [11], согласно положениям, которой было рассмотрено развитие эмоциональной сферы ребенка; представления отечественных и зарубежных ученых признающих центральную роль эмоций в развитии ребенка, а также для мотивационной системы человека, социальной коммуникации, познания, поведения и развития в X. Дж Джинотт [18], Л.С. Выготский [12], Д.Б. Эльконин [57], Н. Н. Ежов, [19], Г.П. Лаврентьева[34], Д.К. Эльконин [57], Н.Д. Денисов [17] и др.); концепции и труды ученых признающих «Арт-терапии»как средства развития, формирования и оздоровления личности Л.Д. Лебедева [35], В.С. Мухина [39], Н.Ю. Сергеева [50], Л.В. Николаева [42], Р. Мэй [40], Л.Д.Мардера [37]).
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- тестирование;
- анализ документации (медицинские карты, личные дела);
- методы математической статистики.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезны воспитателям, родителям, детским психологам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а так же студентам при освоении ими таких дисциплин как: «Коррекционная психология», «Психология развития», «Психолого - педагогическая коррекция», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Психология младшего дошкольного возраста».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и включает введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация: Результаты исследования озвучены на ежегодной научно-практической конференции студентов в рамках мероприятий Программы развития деятельности студенческих объединений, Всероссийского фестиваля науки ЫЛиКЛ 0+, посвященная Году Экологии в России и Году молодежных инициатив в Туве (секция - психологии). По итогам выступления доклад рекомендован для публикации в Сборнике научных трудов студентов ТувГУ.
Таким образом, «Арт-терапия» в настоящее время является одним из активно развивающихся методов практической психологии и психотерапии. В данной сфере наблюдаются поиски новых форм и моделей, позволяющих достигать значительных психотерапевтических эффектов.
Практика психологической помощи в рамках арт-терапии разворачивается в четырех методических аспектах:
арт-терапия как практика развития личности;
арт-терапия как часть педагогического процесса (арт-педагогика);
арт-терапия как метод коррекции поведенческих и эмоциональных отклонений;
арт-терапия как собственно психотерапевтическая практика.
Итак, арт-терапия - это именно тот метод, который, получив массовое распространение, может дать инструментарий для осуществления полномасштабных мероприятий и проектов, направленных на реализацию психологической помощи различным группам населения
Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций, введением их в мир культуры межличностных отношений, которые осуществляются в основном через эмоциональные механизмы сознания. Младший дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, в этом возрастном периоде начинает складываться и укрепляться нравственные установки личности, выражающие ее отношение к другим людям
Эмоциональное развитие детей является наиболее существенной в развитии детей 4-5 лет, опыт которого постоянно пополняется. На основе проведенного теоретико-методологического анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме следует подчеркнуть следующие особенности эмоционального развития детей в дошкольном возрасте:
1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;
3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
4) формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Проведенный анализ научной литературы позволяет заключить, что основными показателями эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста являются::
- освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;
- интенсивное развитие любознательности, которое способствует развитию удивления, радости открытий;
- развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;
- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Дети с нарушениями речевого развития - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Дети с нарушениями речи имеют следующие особенности:
- невротическая симптоматика;
- есть сопутствующие диагнозы;
- поведенческие проблемы;
- речевой негативизм;
- не использует речь для коммуникации;
- нарушение способности к приему и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии; расстройство эмоционального состояния.
Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических методик.
Детям 4-5 лет с нарушением речи свойственны определенные нарушения эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи и т.д.), познавательных процессов, что в совокупности приводит к неполноценности процесса общения и адаптации.
В результате проведения исследования уровня тревожности по методике «ДДЧ» было выявлено, что незащищенность и тревожность свойственны всем детям, кроме двух, также у большинства детей отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии.
Следующее исследование было проведено по методике М.А.Панфиловой на выявление агрессии у детей. По результатам данного исследования, у всех детей с нарушением речи встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите, демонстративность.
Следующее исследование было проведено по методике«Страхи в домиках»на выявление страхов у детей с нарушением речи. Здесь у 3 детей из 10 количество страхов превышает норму.
Таким образом, проведя исследование, было выявлено, что у большинства детей с нарушением речи встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, враждебность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите, демонстративность.
Таким образом, изучив виды арт-терапии, нами были выбраны три ее направления, которые, на наш взгляд, являются наиболее эффективными в помощи детям 4-5 лет с нарушением речи в эмоциональном развитии . Это - изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.
Итак, занятия по развитию эмоциональной сферы детей в возрасте 4-5 лет логопедической группы МБДОУ № 140 г. Красноярска включали в себя 20 занятий, которые проводились раз в неделю, продолжительностью 20-30 минут. Форма работы групповая.
По окончанию коррекционной работы, были отмечены позитивные изменения т.е., если до начала коррекционной программы у большинства детей (80%) отмечалось чувство неполноценности, враждебность, состояние фрустрации и склонность к депрессии, то после коррекционной программы уровень тревожности значительно снизился до 30%.
Так же до начала коррекционной работы у детей с нарушением речи встречались такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества, демонстративность у 100%, то после коррекционной программы можно отметить положительный результат, а именно, у 60% детей развития эмоциональной сферы улучшился и только у 40% детей оставался высоким.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня страхов также показал положительную динамику, т.е. ранее у 30% детей из 100% количество страхов превышала норму, то после коррекционной программы ни у одного ребенка не был выявлен высокий уровень страхов.
Таким образом, перспективным средством коррекционной работы для развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста,имеющими нарушения речи, являются арт-терапевтические методы воздействия. Эти методы являются эффективным средством коррекции эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушение речи и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОНР дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи арт-терапевтические методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Агапова, И.Ю. Подготовка детей к школе /И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская // Начальная школа, 2014. - С. 19 - 20.
2. Азарова, Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова// Мир психологии, 2013. -С. 147 - 170.
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб.пособие для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 254 с.
4. Анисимов, В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт-педагогики/ В.П. Анисимова // Совр. проблемы науки и образования. 2009. -№ 2. -С. 19
5. Беккер-Глош, В. Арт-терапия в Асиксеанеровской психиатрической больнице Мюнстера / В. Беккер-Глош // Исцеляющее искусство. 1999. -№ 1. -С. 42- 58.
6. Белозорова, Л.Л. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. Наук / Л.Л. Белозорова - Курск, 2011. - 29 с.
7. Буксбаума, Р. Из мира аднаво в другой. Искусство аутсайдеров: диалоги / Р. Буксбаума, П. Штели. - К.: Сфера, 1997. 297 с.
8. Венгер, Л.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / Л.Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. - 159 с.
9. Верховодова, Р.А. Арт-педагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе/Р.А. Верховодова // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 11. - С. 60 61
10. Волков, Б.С. Детская психология: Психологическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: 2014. - 344с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. - М.:201-1. 798 с.
12. Выготский, JI.C. Лекции по психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 1999. - 364 с
13. Глотова, Р.В. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей/ Р.В. Глотова // Жури. Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 45 - 48.
14. Головей, Л.А., Рыбалко Е.Ф. Тест тревожности / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 34 с.
15. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 86-90. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm..
16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткина.. - М.: Академический проект, 2015. - 168 с.
17. Денисова, Н.Д. Методика исследования эмоционального состояния / Н.Д. Денисова. - М.: Учитель, 2015. - 202 с.
18. Джинотт, Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / пер. с англ. И. Романовой. - М.: Апрель Пресс, 2001. - 272 с.
19Жжов, Н.Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н.Н. Гжова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2 1. - С. 20-27
20Жрофеева, Т.П. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.П. Грофеевой. - М.: 2015,- 158с.
21. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/ Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. - М.: 2013. - 132 с.
22. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер-Юг, 2011. - 944 с.
23. Картушин, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 192с.
24. Катренко, М.В. Артпедагогика в физическом воспитании студентов / М.В. Катренко // Kant. 2011. - № 3. - С. 172 174
25. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. -СПб.: Речь, 2006. 160 с.
26. Копытни, А.И. Определение арт-терапии [Электронный ресурс] //Психол. портал Ментал.ру. Режим доступа:http://www. profy. mental. ru/spmat/art/156.
27. Копытни, А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытни. - СПб.: Лань, 2010. -256 с
28. Копытни, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 200 с.
29. Копытни, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И.Копытин. - СПб.: Питер, 2002. 368 с.
30. Короткова, Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста/ ЛД. Короткова. - СПб.: Речь - 2011.
31. Кряжев, И.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль.: Академия развития, 1996. - 208 с.
32. Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения / Сост.: Н.Г. Кувашова, Г.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 44 с.
33. Кульчицкая, И.Ю. Роль артпедагогики в современном образовании / И.Ю. Кульчцкая // Мир науки, культуры, образования. 2014. -№ 2 (45). -С. 12 13
34. Лаврентьева, Г.П.Практическая психология для воспитателя / Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. - М.: Речь, 2010. - 29 с.
35. Лебедев, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 254 с.
36. Маргалов, В.Г. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические рекомендации / В.Г. Маргалов, В.А. Ситаров. - М.: МГПИ, 2009. - 43 с.
37. Мардер, Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Д. Мардера. - М.: Генезис, 2007. - 143 с.
38. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях- Н.Г. Метельская. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
39. Мухин, B.C. Что такое готовность к обучению ?/ B.C. Мухина // Жури. Семья и школа. - 2013. - № 4. - С. 25-28.
40. Мэй, Р. Мужество творить / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 160 с.
41. Нижегородцев, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. - М.: 2014. - 274 с.
42. Николаев, Л.В. Арт-педагогика и арт-терапия как современные направления психокоррекционной работы с детьми / Л.В. Николаева // Педагогическая психология: теория и практика: сб. материалов науч,- симпозиума. -М. 2013. -С. 35 38
43. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н.В. Нищева - СПБ.: Детство-пресс, 2011. - 528 с.
44,Ожерельев, O.K. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста / O.K. Ожерельева // Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 58-63.
45,Опаренко, Л.М. Педагогический процесс в ДОУ / Л.М. Опаренко. - Пенза: ППГУ, 2014. - 112с.
46. Потемкина, О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф.Потемкина, Е. В.Потемкина. - СПб.: Речь, 2011. - 168с.
47. Прихожан, А.М. Шкала тревожности ребенка/ А.М. Прихожанин. -М.: Речь, 2014. - 233 с.
48. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала/ Н.Е. Пурниса. - СПб.:
Речь, 2012. 176 с.-С. 12
49. Самохвасов, В.П. Психический мир будущего / В.П. Самохвалова. - Симферополь: Сонат, 1998. 400 с.
50. Сергеев, Н.Ю. Основы арт-педагогической деятельности / Н.Ю. Сергеева. -Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2014. 234
51. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб, заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. . Смирнова. - М.: Владос, 2014. - 366 с.
52. Сохина, Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду / Ф.А.Сохина,Т.В.Тарунтаевой. - М.: 2013. 2224 с.
53. Старовойтов, А.В. Современной Арт-терапии: от терапии к практике / А.В. Старовойтов // Еуманитарные науки - 2015 - № 4 - С. 95-100
54. Тед, Э. Искусство лечения цветом. / Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 2010.
55. Ушакова, Д.Н. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ushakovdictionary.ru/word.php7wordick76745 (дата обращения: 06.03.2017).
56. Хайзбулина,И. А. Теоретико- методологические основы эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста / И.А.Хайзбулина, И.И. Николаева // Технический институт (филиал) ФЕАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри - 2016 - № 11 - С. 15-21
57. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды / Д.Б. Эльконон . - М.: Воронеж, 2013. - 416 с.
58. Яшнова, О.А. Проблемы подготовки ребенка к школе в зеркале
успешности / Яшнова О.А.// Жури. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2014. - №2. - С.80-83.